// // Как кинематографисты делают зиму

Как кинематографисты делают зиму

755

Падал прошлогодний снег

Как кинематографисты делают зиму
В разделе

«У природы нет плохой погоды – каждая погода благодать...» Пожалуй, с этим прекрасным лирическим стихотворением Эльдара Рязанова первыми не согласятся нервно подсчитывающие убытки продюсеры, а также коллеги создателя бессмертной «Иронии судьбы, или С лёгким паром». В том числе и режиссёр Тимур Бекмамбетов», который на съёмках «Иронии судьбы-2», как и сам Рязанов, вынужден был использовать вместо настоящего снега искусственный.

В далёком 1975-м Эльдару Рязанову жутко не повезло со снегом – он не выпал в нужное режиссёру время. И во всех сценах, в которых снег по сценарию был необходим (а их, как все мы помним, немало), режиссёр использовал искусственный, полученный из противопожарной пены.

Зато через два года, в 1977-м, «внеплановый» снег с лихвой вознаградил Рязанова за страдания. Произошло это на съёмках «Служебного романа». Тогда, ещё не самой поздней осенью, вдруг началась метель. Для фильма она не была нужна. Но режиссёр не растерялся – он отменил все утренние съёмки, а сам вместе с оператором Владимиром Нахабцевым отправился на прогулку по Москве, чтобы запечатлеть на камеру новую натуру. Вот эта пороша, от которой, кстати, буквально через несколько часов не осталось и следа, и стала иллюстрацией к песне «У природы нет плохой погоды». «Хорошо, что я ничего не стал откладывать и не поленился отозвать приглашённых на площадку актёров», – вспоминал потом Рязанов.

Но и 30 лет спустя погода ещё раз пошутила над героями самой известной рязановской киноленты. Режиссёр Бекмамбетов, снявший «Иронию судьбы-2», отправился за снегом в Питер. Но Северная столица встретила съёмочную группу отсутствием даже намёка на зиму. И вместо снега пришлось использовать синтетическое покрытие и специальную снежную пудру. Отсняв первые четыре сцены картины, Бекмамбетов уехал в Прагу, где благополучно и завершил фильм. В павильонах пражской киностудии построили и знаменитую квартиру на улице Строителей.

Вообще же, Но в жарком июле 1946 года мастер сентиментальных комедий Френк Капра решил снять рождественскую сказку «Эта прекрасная жизнь», которую и поныне вся Америка смотрит в этот праздничный вечер, как мы на Новый год – «Иронию судьбы». Капра захотел писать «живой звук» и с порога отверг хрусткий поп-корн. Тогда его мастера придумали смешать противопожарную пену с мылом. И залили этой пеной несколько гектаров декораций. Новаторство было оценено номинацией на «Оскар» за спецэффекты.

Сегодня из пены получается самый дешёвый снег. Но очень недолговечный. А ещё пожарная пена вытягивает кислород, оставляет ожоги на коже и вообще вредно влияет на экологию. Однако некоторые не слишком опытные директора групп всё же до сих пор ею используют. И зря. Вы только представьте. Пригнали на площадку три пожарные машины, из шлангов надули пену. Вдруг кончилась вода, поехали заправляться, через полтора часа вернулись, а пена-то сдулась. А простой площадки в час стоит около тысячи долларов. Плюс одна пожарная машина – 5 тыс. рублей в час. А их три. Грамотный администратор мог бы это всё предвидеть и рассчитать. Кроме того, пена от ветра шевелится, а сильный ветер и вовсе может её унести. Значит, срыв съёмок вам гарантирован.

Вообще же искусственный снег теперь делают из самых разных материалов. В зависимости от поставленных задач в ход идут пластик, целлюлоза и даже... синтепон, которым утепляют куртки. Самый популярный – целлюзоза, особенно когда съемки проходят зимой.

По теме

Так, Никита Михалков съёмках «Утомлённых солнцем-2» для сцен зимних танковых боёв заказал тонны этого искусственного снега. Также поступил и Сергей Соловьёв, когда снимал финал «Ассы-2».

Используется вместо снега и пластик. С его помощью «ледяные кристаллы» приобретают искристый вид. Хорошо получается и метель, хотя она неприятно хлещет по лицу. Так, например, голливудская звезда Мира Сорвино отказалась от съёмок в одном из российских фильмов только потому, что ей не понравилась именно искусственная метель.

Ещё один способ получить искусственный снег – воск, который хорошо имитирует подмороженную землю. Эта фишка почти новая, у нас она появилась только год тому назад. За рубежом же её используют довольно давно. Например, в голливудском фильме-катастрофе «Послезавтра» глобальное вымерзание Земли имитировалось именно с помощью воска. Его без проблем можно распылить специальной машиной. Раз-два – и готово. А специальные восковые панели с наложенным блеском создают ещё больший эффект замороженности. Так, в 20-м фильме «Бондианы» «Умри, но не сейчас» ледяной дворец главного злодея построили как раз из таких восковых панелей.

При большом количестве дублей или, напротив, острой нехватке времени киношники используют синтепон. Его можно даже не подсыпать лишний раз – его белизну никакая грязь не убивает. При этом виды снега и их комбинации друг с другом используются в строгой зависимости от поставленной задачи. Например, можно эффектно объединить настоящий снег с бумажным. Последний отлично смотрится на вертикальных поверхностях, им можно обрабатывать деревья, делать отличный заснеженный вид. Декорировать бумагой каток или горнолыжный склон нельзя, на них будут тормозить и коньки и лыжи. А вот снег из полимера плохо держится на деревьях и вертикальных поверхностях Зато украсит каток и не станет препятствовать движению.

Впрочем, большинство отечественных кинематографистов, пытаясь сэкономить, по-прежнему рассчитывают на природные осадки. «Наши продюсеры привыкли к составлению максимально дешёвого бюджета и изначально уверены, что зимой снег обязательно бывает, – рассказали нам в частной студии спецэффектов SFX Studio. – У них снег не входит в статью непредвиденных расходов».

Но стремление сэкономить порой приводит к самым неожиданным инцидентам. Так, киевские киношники однажды по дешёвке купили четыре грузовика тёртого пенопласта. Засыпали им аэропорт, отсняли нужные сцены и уехали. А через полтора дня на лётное поле именно этого аэропорта должен был прилететь тогдашний президент Украины Леонид Кучма. Тогда технические службы аэровокзала собрали всех уборщиц, и бедняги, пытаясь убрать «снег», вплоть до приезда Кучмы гонялись за пенопластовыми шариками, которые, наэлектризовавшись, «бегали» от уборщиц по всему полю.

Опубликовано:
Отредактировано: 21.12.2007 16:40
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх