// // Из скандального фильма о Чечне неожиданно исчезла «голубая» тема

Из скандального фильма о Чечне неожиданно исчезла «голубая» тема

665

Кавказ подо мной!

2
В разделе

Известный режиссёр Алексей Учитель завершает съёмки фильма по рассказу Владимира Маканина «Кавказский пленный». Картина выйдет на экран в 2008 году году. И пока о фильме было бы ещё рано говорить, если бы о нём не поползли весьма любопытные слухи. Казалось бы, какие могут проблемы - маститый писатель, именитый режиссёр. К тому же рассказ Маканина, опубликованный ещё в 1995 году в журнале «Новый мир», - на весьма политкорректную тему: о непростых взаимоотношениях российского солдата и чеченского юноши. Вот только всё дело в том, что отношения эти... не самые традиционные. Иными словами, в книге Маканина речь идёт о геях. Согласитесь, не самая тривиальная тема для современного российского кинематографа. Тем более в применении к многострадальной Чечне. Мы решили разобраться в этой, прямо скажем, нестандартной ситуации.

Алексей Учитель действительно экранизирует скандальный рассказ Владимира Маканина. Однако расценивать новый проект известного отечественного режиссёра как наш ответ американскому оскароносцу «Горбатая гора» (лав-стори двух ковбоев-рейнджеров) всё же не стоит. Сценарий фильма Учителя «Пленный» представляет собой довольно сильно изменённую версию литературного первоисточника. У Маканина сексуальное влечение русского солдата к юному чеченцу описано достаточно проникновенно.

Приведём всего лишь один весьма красноречивый отрывок: «Рубахин терял: лицо юноши уже не удерживалось долго перед его глазами, лицо распадалось, едва возникнув. Оно размывалось, утрачивая себя и оставив лишь невнятную и неинтересную красивость. Чьё-то лицо. Забытое. Образ таял. Словно бы на прощание (прощаясь и, быть может, прощая его) юноша вновь обрёл более или менее ясные черты (и как вспыхнуло!). Лицо. Но не только лицо, стоял сам юноша. Казалось, что он сейчас что-то скажет. Он шагнул ещё ближе и стремительно обхватил шею Рубахина руками (как это сделал Рубахин у той скалы), но тонкие руки его оказались мягки, как у молодой женщины, порывисты, но нежны, и Рубахин (он был начеку) успел понять, что сейчас во сне может случиться мужская слабость. Он скрипнул зубами, усилием отгоняя видение, и тут же проснулся, чувствуя ноющую тяжесть в паху...»

Впечатляюще, не правда ли? Однако в картине Учителя подобной «нетрадиционной» подоплёки будет гораздо меньше. И, по нашим сведениям, без определённой закулисной подоплёки тут не обошлось.

Кстати, по словам создателей, «Пленный» (рабочее название картины Учителя) - фильм о двух русских солдатах, которые захватывают молодого чеченца в плен, чтобы обменять его на своих. Но постепенно эта троица сближается - ребята начинают узнавать и лучше понимать друг друга. «Наш фильм не о том, что нас разъединяет, а о том, что объединяет всех людей в мире независимо от их расы, возраста и религии», - рассказали нам в киностудии «Рок», где работает Алексей Учитель. - О любви и красоте, о дружбе двух солдат, возникшей, несмотря на то что они воевали друг против друга. Любовная линия присутствовать будет, но её характер будет исключительно традиционной направленности».

Весьма любопытно, что на студии, похоже, были готовы к вопросам о гей-подоплёке «Пленного» и стали отвергать её буквально с порога. Дело здесь в том, что, по нашим сведениям, в первоначальном варианте новый фильм Учителя должен был быть гораздо более скандальным, а проще говоря - значительно ближе к первоисточнику. Собственно, для этого и выбирали маканинский материал, однако, после того как большая часть ленты была отснята, её создатели просто испугались возможного эффекта. Действительно,

Косвенно в пользу этой версии свидетельствует тот факт, что на роль чеченского юноши был взят чрезвычайно красивый актёр Ираклий Мсхалайа. Но в какой-то момент авторы фильма решили не дразнить гусей, отказавшись от провокационных сцен: непонятно только, зачем тогда был необходим маканинский рассказ - снять обычное кино про чеченскую войну можно и с более «спокойным» первоисточником. Но без налёта скандальности «Пленному» в любом случае не обойтись: по новой российской традиции выход крупного фильма обязательно вызывает всплеск интереса к его литературному «сырью». А значит, рассказ, доселе известный лишь узкому кругу поклонников Маканина, обретёт широкую известность...

По теме

Вся эта занимательная история наглядно иллюстрирует неоднозначность «голубой» темы в российском кино. Отечественные кинематографисты вообще долгое время были в стороне от общемировой моды на фильмы о нетрадиционной любви. И если вдруг в какой-нибудь картине эта тема звучала, то очень приглушённо, без акцента.

Правда, в последнее время ситуация меняется. Да и Алексей Учитель к ней уже обращался: в его фильме «Мания Жизели» рассказывалось о знаменитой балерине начала прошлого века Ольге Спесивцевой, которая влюбилась в Сержа Лифаря. А он, увы, предпочитал мужчин и не мог ответить взаимностью. В итоге балерина лишилась рассудка.

В 2002 году кинообозреватель журнала «Афиша» Михаил Брашинский снял фильм «Гололёд» про любовь, Москву, депрессию и гомосексуальные дрязги. А в 2004 году ограниченным прокатом на российский экран вышла картина Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого «Я люблю тебя», которую рекламировали как «первый русский гей-фильм». В нём молодой преуспевающий менеджер, живущий с красоткой телеведущей, влюбился в дикого и сексуального калмыка Улюмджи, работающего в зоопарке. Российские зрители отнеслись к фильму прохладно, но на гей-фестивалях картина имела успех.

«Мы эту историю отчасти сочинили, отчасти взяли из жизни, - говорит режиссёр Ольга Столповская. - С людьми порой происходят похожие вещи. Но мы не думали, что о нашем фильме будут говорить: «Снят первый русский гей-фильм». Мы не ожидали такой реакции, совсем не такое кино мы делали. Картина в первую очередь о любви и об отношениях между людьми».

Опубликовано:
Отредактировано: 08.11.2007 15:38
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх