// // Почему гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев против приватизации национального перевозчика

Почему гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев против приватизации национального перевозчика

1290

Кооператив «Аэрофлот»

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев
В разделе

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что сейчас не время для продажи госпакета. Топ-менеджер объяснил это плохой рыночной конъюнктурой, хотя есть мнение, что «Аэрофлот», наоборот, стал «любимцем инвесторов». Вполне возможно, что руководство корпорации просто не хочет перемен в сытой жизни монополиста.

Летать охота, продавать - нет

Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев решил пооткровенничать с иностранными журналистами, дав интервью британскому изданию Файненшл Таймз. Виталий Савельев поведал, что сейчас невыгодно приватизировать авиакомпанию. Причем, не выгодно это ни самому перевозчику, ни потенциальным инвестором. Последним – потому что «Аэрофлот» на 51,17% принадлежит государству, а такой контролирующий акционер принимает решения, от которых частный собственник, скорее всего, откажется. Например, перевести пассажиров «Трансаэро» после краха этой авиакомпании и выплатить им 17 миллиардов рублей компенсаций.

Ну а самому «Аэрофлоту» приватизация сейчас невыгодна, потому что больших денег на ней не поднимешь. Если раньше можно было продать за 300 миллионов долларов 10% группы, то теперь, чтобы получить искомую сумму, придется расстаться с блокпакетом.

Виталий Савельев, наверное, не случайно общался именно с западной прессой, послав сигнал потенциальным иностранным инвесторам. Из чего можно сделать вывод, что государство, вероятно, не хочет отдавать пакет перевозчика в руки зарубежных игроков.

Об этом, кстати, можно судить и по недавним сообщениям о возможной продажи 25% госкомпании Аркадию Ротенбергу. Правда, сам бизнесмен эту информацию опроверг, да и в Кремле традиционно заявили, что не в курсе подготовки такой сделки. Заметим, что сообщала о ней все та же Файненшл Таймз. Вероятно, вокруг будущей приватизации авиаперевозчика сейчас плетутся интриги среди заинтересованных лиц. Как известно, Виталий Савельев, как и Ротенберг, принадлежит к так называемой «питерской элите». Он и учился в Северной столице и работал в хорошо известном петербургском банке «Россия». Поэтому нет ничего удивительного, что «Аэрофлот» словно тянется к «королям» российского бизнеса. Но есть на то, возможно, и другие причины.

По теме

Месье, же не манж па сис жур

Как известно, приватизация госкорпорации – это всегда шаг к повышению эффективности компании, прозрачности. Особенно если новые акционеры - независимы от понятийно-родственных цепочек в отечественном деловом сообществе. Нужно ли это «Аэрофлоту» - большой вопрос. Может быть, это и есть причина того, что интервью получилось каким-то жалостливым, и даже успехи компании топ-менеджер подал, как неудачи? Вот, посетовал Савельев, что пришлось за свой счет выручать пассажиров канувшего в Лету «Трансаэро». Но почему-то умолчал, что его компания стала главным бенефициаром банкротства «Трансаэро». «Аэрофлоту» перешли самые вкусные направления перевозчика, а другое наследство - самолеты, заказанные в лизинг.

Кстати, по поводу новых лайнеров. Гендиректор госкомпании пафосно заявил, что группа инвестирует в отечественную авиастроительную отрасль, и кроме «Аэрофлота» это сделать некому. Это, видимо, тоже был сигнал иностранным инвесторам, мол, нас тут чуть ли не заставляют вкладывать в строительство самолетов. Но ведь можно эту мысль повернуть и по-другому. «Аэрофлот» субсидирует авиастроение, просто покупая новые самолеты "Сухой Суперджет", к которым нет особых претензий ни у специалистов, ни у пассажиров. И что, простите, в этом плохого для динамично развивающейся авиакомпании?

Особенно нелепо заявления Савельева выглядят на фоне другой статьи в западной прессе. Газета Уолл Стрит Джорнал за несколько дней до появление интервью топ-менеджера, пропела «Аэрофлоту» дифирамбы. Издание назвало компанию «любимцем среди инвесторов». Журналисты отметили, что акции группы за последний год выросли на Московской бирже в два раза. И сделали вывод, что «Аэрофлот» сумел преодолеть сложности, появившиеся благодаря экономическому кризису. Казалось бы, судьба просто благоприятствует удачной приватизации.

Не пускать козла в огород

Недавно эксперты ВШЭ проанализировали деятельность «Аэрофлота» и пришли к выводу, что перевозчик по ряду направлений после краха «Трансаэро» занял доминирующее положение, получив больше половины рынка. И только от доброй воли авиакомпании теперь зависит развитие конкуренции в отрасли. При этом, авторы доклада спрогнозировали конфликт внутри группы и раскритиковали бизнес-модель. «Аэрофлот» на это не ответил. А теперь представим, что у корпорации появился новый независимый акционер. Разумеется, он получит право голоса, а если купит блокпакет, то и право вето. И зачем, спрашивается, нужно будет учитывать интересы нового собственника, если и так проблем хватает?

То, что «Аэрофлот» занимает почти монопольное положение – видно невооруженным глазом. Достаточно попробовать купить билет, например, в направлении Дальнего Востока. От 60 тысяч рублей, не хотите ли? Две средние российские зарплаты. Нет, есть, конечно, и бюджетные места, которые субсидируются. Но они, естественно, давно выкуплены. Ситуация не осталась без внимания антимонопольщиков, которые регулярно предъявляют претензии к национальному перевозчику. А, вдруг, новый акционер выдвинет резонное предложение: а давайте раз и навсегда разберемся с нападками регуляторов и будем спокойно делать бизнес, пользуясь тем, что мы и так владеем рынком, ок? Да нет, дорогой, это не наш метод.

Вас много – я одна

А что если новый владелец выскажет другую здравую мысль: давайте улучшать репутацию компании! Не нужны такой статусной корпорации дикие скандалы со своей дочкой, лоукостером «Победа». Где это видано, чтобы на рейсах компании из очень уважаемой группы были разборки между бортпроводниками и матерью грудного ребенка, да еще с привлечением полиции? И что за не укладывающийся в голову побор на покупку товаров в Дьюти Фри? Нет, можно, конечно, спорить про экономическую обоснованность. Но что важнее – обоснованность или реакция разгневанных клиентов, небольшая прибыль или потеря лояльности?

И что делать другим владельцам и руководству «Аэрофлота» с таким эффективным акционером? Не объяснять же ему на пальцах, что пассажирам (об этом можно судить и по скандалам и по ценам), в общем-то, деваться некуда. А если кто-то там чем-то недоволен, то ничего страшного нет. Россия большая, людей в ней много, а вот крупная авиакомпания, летающая по всем направлениям - всего одна.

Ну и, возможно, одно из главных соображений. Одобрит ли новый акционер то, что авиакомпания отказывается от выплаты дивидендов (то есть лишает инвестора его основного дохода), зато втрое, до 70 миллионов рублей, увеличивает вознаграждение совету директоров, в который, кстати, входит все тот же Виталий Савельев. Такие решения принимает исключительно собрание акционеров. Может быть, поэтому гендиректор «Аэрофлота» так против приватизации. Ну, или приватизации не по тому сценарию, когда пакет переходит предпринимателю, привыкшему жить и работать по устоявшимся принципам российского бизнеса. Тесный, как сказать, кружок. Маленькие секреты успеха такой большой компании.

Опубликовано:
Отредактировано: 13.07.2016 15:00
Копировать текст статьи
Комментарии 3
  • Анастасия Козлова 14.07.2016 11:05

    Ротенбергу в последние месяцы приписывают покупку всего, что можно только вообразить, и обещают что он возглавит чуть ли не половину Российских компаний разом... Оно забавно и всё такое, но мне кажется журналистам следует быть немного более объективными и разборчивыми, а не хвататься за любой "интересный" инфоповод только было бы о чём писать... Необъективные сми не имеют смысла

  • Лиля Сафонова 14.07.2016 13:34

    Сомневаюсь, что Аэрофлот вообще кому-то нужен, кроме государства.

  • Grow Up, Peter Pen! 15.07.2016 13:24

    Да кому нужен этот Аэрофлот, кроме государства?

Еще на сайте
Наверх