// // Французский миллиардер Ксавье Ниль бросает вызов Силиконовой долине

Французский миллиардер Ксавье Ниль бросает вызов Силиконовой долине

1124

Пан или пропал

Французский миллиардер Ксавье Ниль бросает вызов Силиконовой долине
В разделе

У французов есть чему поучить Силиконовую долину. По крайней мере так считает Ксавье Ниль, миллиардер-иконоборец, который произвел революцию на рынке мобильных устройств Франции. Он начал создание подобия университетского городка в Калифорнии с открытия инженерной школы в Париже.

Передача знаний

Название школы - «42» - содержит отсылку на «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса, по версии которого 42 – это «Жизнь, Вселенная и все».

Ксавье Ниль, состояние которого оценивается в $7,6 млрд основал парижский кампус в 2013 году, учредив десятилетний грант в размере 70 млн евро ($79 млн). Еще $100 млн выделено на открытие большего кампуса в американском Фермонте.

Легче назвать то, чего у там нет, чем то, что он делает. Там нет обучения; нет образовательных предпосылок для вступления; нет учителей; нет академического календаря и формального диплома. Тем не менее есть огромное множество людей, желающих попасть в аудитории с 1000 мощных iMacs и супербыстрым подключением к интернету. В первый год число заявителей составило 70 тыс, из которых 1000 прошли обучение. На второй год ажиотаж спал, и число заявок снизилось до 50 тыс.

Процесс отбора состоит из двух этапов: сначала кандидаты проходят IQ-тест, чтобы убедиться, что их «мозг работает», говорит директор школы, предприниматель Николас Садирак. Затем 4000 претендентов, показавших лучшие результаты, погружаются в то, что называют «пулом»: у них есть четыре недели, чтобы закончить проект, который требует навыков программирования на языке Си. Школу не волнует, если заявитель никогда не писал код ранее; многие учатся по 100 часов в неделю, чтобы успеть вовремя.

Школа Ниля насчитывает 15 сотрудников, но они не являются учителями. Они управляют программой, которая должна длиться три года, и состоит из набора модулей, которые студент должен завершить, выполняя индивидуальные или групповые проекты. Школа открыта 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Она покончила с идеей передачи знаний, сосредоточившись на том, что вся информация и так доступна. Студенты не получают никакой помощи помимо случайных советов на веб-форуме - они должны искать решения в интернете. Все они могут спрашивать совета друг у друга, и проекты оцениваются другими учащимися, а не сотрудниками.

Первые деньги

Подход «пан или пропал» не типичен для Франции, но это естественно для Ниля, который сам учился программированию на примитивном Sinclair ZX81 - компьютере, который его отец подарил ему на Рождество, когда ему было 15. Он заработал свои первые деньги в порно - отрасли, которая уже давно привлекает хакеров без формального образования. Ниль знает, что лучшие программисты - самоучки, которые учатся вместе со сверстниками; им просто необходима некая программа для структурированного освоения материала, чтобы они не развивали туннельное зрение, и они нуждаются в благоприятных условиях.

Во всяком случае такая теория была в 2013 году, когда Ниль объявил, что "система образования не работает".

Практика, однако, оказалась несколько иной. Гийом Берсак, ученик первого курса школы, вел блог, в котором рассказывал о своем опыте обучения, отмечал, что форма обучения в «42» сложная и напряженная, и что он проводил в школе до 10 часов в день. При этом он также отметил, что, возможно, лишь половина его однокурсников работали ожидаемые 50 часов в неделю. В этом году он жаловался на трудность нахождения партнеров для групповых проектов, потому что никто не выполняет модули в строгом порядке - всего несколько студентов находятся на том же уровне в любой момент времени.

По теме

Самодисциплина – одно из качеств, развиваемых в «42», и далеко не все, кто прошел строгий отбор - гении. В марте из школы были исключены около 100 студентов, которые не смогли справиться с системой "черных дыр", требующей, чтобы студент достиг определенного уровня в установленный срок.

В США, как и во Франции, «42» будет казаться странной, но по другим причинам. С одной стороны, его ориентация на предпринимательство и конкуренцию очень американская: школа обладает высокой избирательностью и ее заявленной целью является создание стартапов и специалистов, которые будут там работать. С другой стороны, обучение бесплатно и не гарантирует каких-либо преимуществ на рынке труда, как, например, престижный диплом.

Революция в системе образования

Индустрия программного обеспечения известна своим безразличием к формальной квалификации - немногие компании спрашивают об образовании при приеме на работу, но все они проверяют специализированные знания и умение работать в команде. Проект Ниля уже известен в мире технологий далеко за пределами Франции, так что его выпускники все же получат некоторые преимущества. Однако, утверждения, что «42» является революцией в системе образования, могут быть преувеличенными. В конце концов человеку, который достаточно компетентен, чтобы искать такого рода обучение - через непрерывный Hackathon - на самом деле не нужна школа, даже такая неортодоксальная. Все, в чем нуждается начинающий гений, это компьютер с доступом в интернет. А коллег, заинтересованных теми же проектами, может быть даже легче найти в интернете, чем среди нескольких тысяч сокурсников.

Ниль является радикалом, и его нововведения являются экстремальными. Наши дети, или даже внуки, вероятно, не будут ходить в школы, работающие по принципу «42». Сложно представить, что таким образом обучают врачей. Можно, однако, представить себе, что методы самообучения будут использовать более широко в таких дисциплинах как право, где выпускники должны пройти экзамен на практике. Кроме того, они могут оказаться востребованы в областях, требующих высокой квалификации, в том числе журналистике и многих профессиях сфер услуг. Опыт школы «42» способен принять форму институционализированного ученичества - обучения на рабочем месте, заменив унылые занятия с преподавателями, которые далеко не так эффективны.

Силиконовая долина формируется вокруг традиционного учебного заведения, Стэнфордского университета. Эта школа изменилась со временем, интегрировавшись с бизнесом. Тем не менее всегда есть место для новшеств в отрасли, которая гордится тем, что переписывает правила. Новая образовательная модель Ниля является столь же бескомпромиссной, и, хотя она не станет конкурентом традиционным университетам, она, безусловно, может быстро увеличить число людей, которые не верят в них.

Опубликовано:
Отредактировано: 12.07.2016 13:30
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх