Для того чтобы власти разрешили приватизацию крупнейшей авиакомпании – «Аэрофлота», в интересах конкретного лица - Аркадия Ротенберга, вероятно, нужно быть близким другом президента страны. Однако самому перевозчику такая «близость» может выйти боком.
На прошлой неделе западная пресса сообщила о том, что российский предприниматель Аркадий Ротенберг собирается заполучить половину госпакета в крупнейшей авиакомпании страны – «Аэрофлоте». И хотя представитель бизнесмена и Кремль опровергли слухи, информация заставила насторожиться рынок.
Новость озвучила газета Financial Times (FT): один из братьев Ротенбергов – Аркадий - обсуждал с президентом России Владимиром Путиным покупку 25% акций «Аэрофлота» из госдоли 51,17%, и получил на то одобрение. В статье указывалось, что пресс-секретарь олигарха опроверг заинтересованность в покупке, а на следующий день уже пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что «это не соответствует действительности». По его словам, глава государства не принимает единоличных решений по таким вопросам, как приватизация государственных активов.
Однако, как уж повелось в российской практике, если г-н Песков что-то категорически опровергает, значит, дело к тому и идет. Тем более, если информация касается близкого круга первого лица государства, к коим относятся братья Ротенберги. К тому же в этом случае речь идет о лакомном для любого бизнесмена активе - фактическом монополисте рынка авиаперевозок в стране.
Разговоры в пользу сильных
Российские власти уже не раз озвучивали планы по приватизации ряда госкомпаний для покрытия дыры в бюджете страны. Активно подобные разговоры стали вестись в 2016-м, и в числе претендентов на продажу назывался и «Аэрофлот». Известно также, что гендиректор группы нацперевозчика Виталий Савельев был приглашен в Кремль на совещание по вопросам грядущей «большой приватизации».
Как писала «Наша версия», президент Владимир Путин на том совещании обозначил несколько важных ограничений при потенциальных продажах: правительство не будет реализовывать контрольные пакеты акций; сделки не могут финансироваться за счет кредитов государственных банков; и покупатели не могут быть зарегистрированы за пределами юрисдикции России.
Кроме того, по словам Путина, переход акций российских госкомпаний в частные руки возможен только при наличии у покупателя стратегии развития приобретаемой компании, плюс ко всему важна также деловая репутация инвесторов.
Теперь рассмотрим все эти условия поподробнее. Кажется, они специально были расписаны под кандидатуру Аркадия Ротенберга. У него есть свой банк – в настоящее время ему и брату Борису принадлежит мажоритарный пакет акций СМП-Банка (по размеру активов входит в число тридцати крупнейших банков России) – накаченный в свое время средствами АСВ в рамках господдерки.
У Аркадия Ротенеберга пока было «все в порядке» с деловой репутацией, он участвовал во многих госпроектах, в частности, связанных с зимними Олимпийскими играми в Сочи – при этом старался не светиться и не лезть в политику. А в конце прошлого года президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому контроль над крупнейшим авиационным хабом страны, аэропортом Шереметьево, перешел от государства к частным инвесторам – группе TPS Avia, владельцами которой выступают Аркадий Ротенберг и его деловой партнер миллиардер Александр Пономаренко. Причем перешел "безвозмездно", взамен на инвестиции в развитие авиаузла.
Как стало известно СМИ, испанские власти арестовали имущество, которое Мадрид связывает с оказавшимися под санкциями Евросоюза предпринимателями из России.
Стоит напомнить, что именно Шереметьево является основным аэропортом базирования «Аэрофлота». Вот и у источника FT такой поворот в судьбе перевозчика удивления не вызывает. Дескать, все логично: если человек уже владеет терминалом и взлетно-посадочной полосой, так почему не должен владеть самолетами, которые оттуда летают?
Так что все сходится - если перевозчик направится не в те руки, его можно будет прижать условиями обслуживания в аэропорту. Это все равно что продавать помещение с обременением в виде аренды на 49 лет – никто кроме арендаторов не решится.
Кроме того, в нынешних экономических реалиях найти большое количество платежеспособных инвесторов в пределах страны не так-то просто. Да и плохая конъюнктура рынка не позволит бюджету получить от продажи флагмана российской авиации адекватную отдачу, какая могла бы быть еще два года назад. «Акции сильно упали в цене вместе с российским рынком и в последнее время отставали от его роста. Кроме того, «Аэрофлот» по-прежнему глобально недооценен», – говорит аналитик инвесткомпании «Атон» Михаил Ганелин.
Получается, что объект могут приватизировать на дне стоимости, как в 90-е. Только теперь приватизация по-видимому проводится "точечно" - в интересах конкретного лица.
Наконец, в пользу такого сценария говорит недавнее заявление представителя «Ростеха» о том, что госкорпорация рассматривает возможность в перспективе увеличить пакет акций «Аэрофлота» с нынешних 3,26 до 20%. А совместные дела на благо государства со структурами «Ростеха» семья Ротенбергов уже ведет — это проект автоматизированной системы взимания платы с грузовиков тяжелее 12 тонн за проезд по федеральным трассам под называнием «Платон». Посему партнерство главы корпорации Сергея Чемезова, собравшего под своим крылом множество активов, в том числе в авиационной отрасли, и бизнесмена, укрепившего свои позиции в транспортной инфраструктуре, выглядит вполне уместным.
Кому это выгодно
Выиграет ли от этой сделки сам «Аэрофлот»? Вопрос спорный. С одной стороны, при передаче актива в «надежные руки» государство может не забирать у авиакомпании «пролетные» деньги от иностранных компаний («пролетные» над Сибирью оцениваются в несколько сот миллионов долларов). Тем более что сейчас для убыточного «Аэрофлота» это большой плюс в статье доходов с учетом валютной составляющей поступлений. И это еще один инструмент, которым можно подправить ход приватизации – никто не обещает сохранить эти средства за нацперевозчиком. Захочет государство – продолжится поддержка, нет – поддержка пойдет прямиком в бюджет, минуя уже частную лавочку.
С другой стороны, сам Аркадий Ротенберг сейчас находится под санкциями, и такая покупка могла бы ударить по бизнесу «Аэрофлота» — санкции распространились бы на всю компанию. Стоит напомнить, что в свое время «дочке» компании – лоукостеру «Добролету», даже пришлось прекратить свою деятельность, поскольку тот попал под западные санкции из-за полетов в Крым и не смог эксплуатировать находящиеся в лизинге иностранные самолеты.
Вот и глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, отвечая на вопрос об участии Аркадия Ротенберга в приватизации госкомпаний, был критичен: «Аэрофлот» — по определению транснациональная компания, компания, которая выходит на рынки многих стран. Зачем инвестору, находящемуся под санкциями, туда входить, непонятно».
Однако сделку всегда можно закамуфлировать: в свое время братья Ротенберги из-за санкций смогли якобы «отстраниться» от своих активов, передав их в управление членам семьи. Что же до репутационной составляющей – по мнению FT, «индивидуальная» приватизация в пользу конкретно взятого лица может вызвать шквал критики, то российскому обывателю не привыкать. Как заметил журналист немецкого делового издания Handelsblatt Андре Баллен, «братья Аркадий и Борис Ротенберги стали олицетворением миллиардеров путинской эры. После смены власти в Кремле карьера относительно никому не известных и незначительных бизнесменов резко пошла вверх, они стали собственниками строительных компаний, банков, заводов по производству труб и удобрений, энергокомпаний».
По его словам, Ротенберги считаются «королями госзаказов», так почему бы одному из королей не получить очередной кусок от государства?
ему что "подставляют" то он реализует ответственным образом. Вот и в случае с Шереметьево уже начата масштабная реконструкция, так что это не случайность и не ошибка