Германия внесла изменения в ряд законов в качестве реакции на нападения групп молодых мужчин-мусульман во время Новогодних праздников. В частности, в законе о сексуальном насилии появилось понятие «нет, значит нет», что обсуждалось довольно давно. Также, принимая во внимание историю преступления, было изменено иммиграционное законодательство.
В составе группы
Наиболее тревожным оказалось третье нововведение, которое предусматривает уголовную ответственность за молчаливое наблюдение за нападением, совершаемым третьими лицами. Это очень похоже на коллективное наказание, что идет в разрез с европейскими нормами уголовного права и ставит под угрозу право на собрания.
Особо проблематичная часть закона, касающегося насильственных действий сексуального характера, пока не переведена английский язык. Однако из сообщений местных СМИ следует, что закон предусматривает наказание, вплоть до двух лет лишения свободы, для участников организованных групп, уличенных в сексуальных преследованиях.
На первый взгляд ничего особо тревожного в законе нет. Если человек в составе группы принимает активное участие в совершении преступления, нет никаких сомнений в том, что он должен быть признан виновным.
Проблема заключается в том, как будет определяться участие в группе, особенно когда она состоит из малознакомых или вовсе незнакомых людей, как, собственно, и было при нападениях в Кельне.
Риск предвзятости
Члены партии зеленых ФРГ и некоторые юридические эксперты критиковали эту норму закона еще до ее принятия. Согласно одной из интерпретаций, которая была включена в официальный законопроект, закон требует по крайней мере молчаливого согласия на участие в группе, которая нарушает закон.
Самым тревожным аспектом является то, что закон может позволить прокурорам привлечь к ответственности любого, кто оказался в непосредственной близости, когда кто-то подвергался сексуальным домогательствам. Это особое беспокойство, потому что группы молодых людей в Кельне - и в других странах Европы, где происходили подобные нападения - были мусульманами различных национальностей. Риск расовой или религиозной предвзятости представляется особенно значимым.
Привлечение всех членов группы к ответственности звучит как коллективное наказание, которое обычно отвергается современными правовыми системами, в том числе и немецкой. Принцип уголовной ответственности должен быть личным.
В США единственным исключением является закон о преступном сговоре. Если человек договаривается с кем-то о совершении преступления, значит они вступают в сговор. Согласно законодательству США, если лицо совершает преступление в рамках сговора, другие участники могу быть привлечены к уголовной ответственности за тот же проступок, даже если они не знали, что оно совершено или планировалось.
Но подавляющее большинство европейских правовых систем, а также международное право, отказались от наказания за сговор именно потому, что он подрывает принцип индивидуальной уголовной ответственности.
Закон доброго самаритянина
Вот почему новый немецкий закон, как представляется, идущий еще дальше, чем американский о сговоре, вызывает беспокойство. Американское законодательство требует предоставления доказательств о том, что преступники сговорились друг с другом. Немецкий же закон, судя по всему, этого не требует. Он, кажется, касается спонтанных агломераций людей. Пока не ясно, потребуется ли обвинению доказывать, что они действовали сообща.
Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси в преддверии визита на Курскую АЭС обратился к сторонам украинского конфликта, призвав их не допускать угрозы безопасности ядерных объектов.
Защита в подобных случаях могла бы сказать, что это напоминает так называемый закон доброго самаритянина, юридически обязывающий сделать все возможное, чтобы спасти нуждающегося в помощи. Такие законы более распространенные в Европе, чем в США, и наказывают больше за бездействие, чем за действие.
Но такие законы, как правило, не требуют от гражданина подвергать опасности себя для того, чтобы предотвратить преступление. Таким образом они заметно отличаются от нового немецкого закона, который, предположительно, требует от человека, который стоит с другими, вмешаться, либо же понести ответственность.
Дьявол кроется в деталях
Кроме того, могут возникнуть проблемы в случае организации мирных собраний - универсального права граждан, признанного нормами как немецкого, так и международного права.
Дьявол кроется в деталях: как отличить группы людей, законно собравшихся в общественных местах, от тех, которые собрались с целью совершения преступления сексуального характера?
Проблема преследования со стороны больших групп является крайне серьезной. Она заслуживает юридического ответа, соизмеримого по серьезности. Немецкие суды могут в конечном итоге использовать существующий закон так, чтобы он защищал от коллективного наказания и гарантировал свободу собраний. Если они это сделают, то закон будет служить благим целям. Сейчас же он выглядит довольно сырым и требует более тщательной проработки.