// // Почему «Формулу-1» собирается покинуть её самая популярная команда

Почему «Формулу-1» собирается покинуть её самая популярная команда

281

Занос «Феррари»

Британец Льюис Хэмилтон из «Макларена» уже без пяти минут чемпион мира. Вот только его популярность не идёт ни в какое сравнение со славой великих гонщиков XX века.
Британец Льюис Хэмилтон из «Макларена» уже без пяти минут чемпион мира. Вот только его популярность не идёт ни в какое сравнение со славой великих гонщиков XX века.
В разделе

Итальянская команда «Феррари», бессменный участник и самый заслуженный чемпион мировой гоночной серии «Формула-1», готова отказаться от участия в будущих чемпионатах. Это сенсационное заявление совета директоров «Скудерии» процитировали на минувшей неделе все информационные агентства. Вызван своеобразный демарш самой популярной в мире моторов гоночной «конюшни» грядущими глобальными изменениями в техническом регламенте чемпионата «Ф-1», которые инициирует Международная федерация автоспорта (FIA) и её президент Марк Мосли. Главным нововведением чиновников от спорта, поддержанных, к слову, фактическим владельцем гоночной серии Берни Экклстоуном, станет установка на все без исключения участвующие в гонках машины стандартизированных моторов и коробок передач. При этом план Мосли – Экклстоуна должен вступить в силу уже в 2010 году

Итальянская команда «Феррари», бессменный участник и самый заслуженный чемпион мировой гоночной серии «Формула-1», готова отказаться от участия в будущих чемпионатах. Это сенсационное заявление совета директоров «Скудерии» процитировали на минувшей неделе все информационные агентства. Вызван своеобразный демарш самой популярной в мире моторов гоночной «конюшни» грядущими глобальными изменениями в техническом регламенте чемпионата «Ф-1», которые инициирует Международная федерация автоспорта (FIA) и её президент Марк Мосли. Главным нововведением чиновников от спорта, поддержанных, к слову, фактическим владельцем гоночной серии Берни Экклстоуном, станет установка на все без исключения участвующие в гонках машины стандартизированных моторов и коробок передач. При этом план Мосли – Экклстоуна должен вступить в силу уже в 2010 году. Реально ли существование первой «Формулы» без её самого известного бренда, анализировал корреспондент «Нашей Версии».

Руководители «Феррари» видят за попыткой унификации двигателей не столько желание сократить расходы гоночных команд, о которых без конца твердят функционеры FIA, сколько перспективу превращения «Формулы-1» в банальную моносерию, коих в одной только Америке насчитывается более двух десятков. Глава итальянской «конюшни» Лука ди Монтеземоло отметил, что «после реализации плана Мосли – Экклстоуна будет попран один из основополагающих принципов нынешних формулических гонок – постоянное техническое совершенствование». И впрямь, если всем командам раздадут одинаковые моторы и коробки передач (а ведь в серии уже существуют значительные ограничения возможностей совершенствования шасси и корпусов болидов, да к тому же все участники обеспечиваются шинами единого поставщика – японской компании «Бриджстоун»), то о существовании «Королевских гонок», где соревнуются пилоты и конструкторы, придётся забыть.

Впрочем, и руководство FIA можно понять. «Формула-1» в последние годы явно теряет интерес и у зрителей, и у спонсоров, в то время как расходы команд-участниц непрерывно растут. И основные затраты «конюшен» лежат как раз в плоскости обеспечения машин двигателями. Приобретение самых скромных моторов обходится команде в 30 млн. долларов за сезон. Но у ведущих «конюшен» типа той же «Феррари» или её главных конкурентов из «Макларена-Мерседеса», «Рено», «БМВ-Заубера» или «Тойоты» расходы по этой статье достигают сумм в 100 и более миллионов. Да что говорить про частные случаи: !

А на дворе между тем финансовый кризис, и чиновники FIA справедливо полагают: если срочно не начать экономить деньги, через год-два придётся обсуждать не технические возможности двигателей, а перспективу самого существования «Формулы-1». Ведь в условиях повсеместного резкого спада спроса на автомобили из чемпионата вполне могут уйти фирмы-производители, а без них турнир будет обречён. И, похоже, Марк Мосли вместе с Берни Экклстоуном уже начали действовать.

Пока руководители «конюшен» думают над предложениями FIA (а вариантов изменения технических характеристик двигателей на самом деле предложено аж три!), организаторы «Формулы» объявили тендер на производство унифицированных моторов и коробок передач для серии. Характерно, что главным условием предстоящего конкурса станет отнюдь не техническое совершенство агрегатов, а пресловутая минимизация расходов. К тому же перед участниками тендера поставлена задача, чтобы двигатели в любом исполнении не отличались по характеристикам более чем на 1%.

По теме

Кстати, эксперты утверждают, что проблемы «Формулы-1» начались не сегодня. Первый глобальный удар по популярной серии нанесли парламенты Старого и Нового Света. После того как в большинстве стран Евросоюза и Америки несколько лет назад были введены массовые ограничения на курение в общественных местах, рекламу сигарет и их продажу в местах проведения спортивных и культурных мероприятий, из чемпионата ушли давние многолетние партнёры – мировые производители табака. С рекламных щитов автодромов исчезли столь привычные надписи: «Кэмел», «Мальборо», «Пэлл Мэлл», а ведущие команды лишились весьма солидных «табачных» денег.

Организаторы гонок попытались найти замену «вредным для здоровья спонсорам», сумев вернуть в число меценатов несколько ведущих автоконцернов, включая «БМВ», «Тойоту» и «Хонду». Другой линией защиты от непредвиденных потерь стал перевод ряда этапов Гран-при из старушки Европы на новые рынки – так в календаре чемпионата «Формулы-1» появились Китай, Сингапур, Бахрейн, Малайзия и Турция. Ведутся переговоры о проведении в ближайшем будущем этапов в Индии и одной из африканских стран. Мечтает об этапе мировой серии Южная Корея, вовсю строят автодромы арабские шейхи. А вот знаменитые Гран-при Франции и Канады уже в ближайшем будущем скорее всего будут исключены из программы «Ф-1» – точно так же, как исчезли в своё время гонки в Сан-Марино и американском Индианаполисе. По причине экономической неэффективности.

Впрочем, смена приоритетов не сильно помогла прогрессу «Формулы». Эксперты отмечают значительное снижение интереса публики к чемпионату. В Европе падают рейтинги телетрансляций, билеты на автодромы продаются всё хуже. Да и на новых рынках ситуация тоже не слишком оптимистическая. Поклонники спорта в Китае или Сингапуре весьма охотно посещают состязания в своей стране, но почти не следят за общим ходом чемпионата. Для них «Формула-1» пока ещё остаётся чем-то вроде экзотики – разового VIP-мероприятия, где можно приятно потусоваться и... забыть про автогонки до следующего года.

Однако есть у набирающего остроту автокризиса и чисто человеческая составляющая. После ухода из гоночной серии семикратного чемпиона мира немца Михаэля Шумахера в «Формуле» не осталось личностей, способных стать знаменем чемпионата, фигурами, вокруг которых можно делать дорогостоящие маркетинговые ходы, привлекая деньги и болельщиков. Как едко заметил бывший партнёр Красного Барона по «Феррари» острый на язык ирландец Эдди Ирвайн, «сегодня в чемпионате мира некому даже в морду дать».

И действительно, много лет соперничество между знаменитыми пилотами «Ф-1» шло не только на гоночном полотне и в паддоках, но и на страницах газет. Ален Прост, Айртон Сенна, Найджел Мэнселл зачастую своими поступками вызывали недовольство владельцев команд, но их публичные разборки друг с другом по поводу случившегося в гонке вызывали бешеный интерес у специалистов, у представителей жёлтой прессы, и, в конечном счёте, у публики. Именно так заявил о себе и Шумахер, ещё на самом старте карьеры повздоривший после одного из этапов с великим Сенной. Постоянными разборками сопровождалось большинство дуэлей за чемпионскую корону в «Ф-1», но с наступлением XXI века весь этот уникальный антураж плавно сошёл на нет.

Быть может, во многом из-за этого свои выступления закончил и сам Шумми, который неоднократно признавался, что не может найти никаких резонов для состязаний с нынешней генерацией «формулических» пилотов. Ну а ещё один прославленный гонщик, Нельсон Пике, в своё время и вовсе назвал их амёбами. Действительно, кто же теперь определяет лицо «Формулы-1»? Улыбчивый скромняга Фернандо Алонсо? Невзрачный фанатик гонок Кими Райкконен? Политкорректный «дипломат» Льюис Хэмилтон? Или ветераны вроде Рубенса Баррикелло или Дэвида Култхарда, которые в своё время были на подхвате у великих чемпионов? Вот и Берни Экклстоуну, наверное, тоже не смешно…

Сегодняшние гонщики «формулической» серии, по сути, утратили способность по-настоящему удивлять – в этом-то и кроется причина снижения зрительского интереса. В большинстве своём они воспринимают гонки как трудную, хотя и высокооплачиваемую, работу, которая при этом ни при каких условиях не должна мешать сытой личной жизни. К слову, одним из первых, кто зарыл гонщицкий талант в горшке с цветами семейных ценностей, был младший брат Михаэля Шумахера – Ральф. В своё время эксперты полагали, что по потенциалу он не уступает своему знаменитому родственнику. Но Ральф никогда не был фанатом гонок в той же степени, что и его старший брат, – именно поэтому все чемпионские титулы в семействе Шумахеров записаны на одного человека.

Вот в отсутствие личностей и в условиях надвигающихся финансовых проблем организаторы чемпионата мира и придумали максимально стандартизировать серию. Мысль о том, что с приходом в «Формулу-1» унифицированных шасси, корпусов и моторов резко возрастёт конкуренция, разумеется, не нова. Впервые об ограничении мощности машин и усилении мер безопасности пилотов всерьёз заговорили после «чёрного» сезона 1994 года, когда на гонке в Имоле погибли Сенна и австриец Роланд Ратценбергер. Определённые меры тогда были приняты, но ограничения не были столь существенными, чтобы лишить команды права совершенствовать машины. И потерявшая великого чемпиона серия не остановилась в техническом прогрессе, напротив, только прибавив в популярности.

Но несколько лет назад начался очередной виток запретов: боссы автогонок пытались привести серию «к общему знаменателю», вводя многочисленные запреты и ограничения на технические новшества при производстве болидов. Ведущие производители протестовали, но затем приспособились и продолжали не только шлифовать техническую мысль, но даже и подворовывать друг у друга идеи (вспомним скандал с передачей технической документации одним из бывших сотрудников «Феррари» в штаб «Макларена»).

И вот с 2010 года командам, по сути, предложено ездить на одинаково обустроенных машинах, лишь раскрашенных в разные цвета. Вопрос в том, кому это будет нужно. «Феррари» готова отказаться от участия в таком чемпионате. Есть сведения, что к демаршу «Скудерии» могут присоединиться и другие ведущие автопроизводители. Ведь одно дело – вкладывать деньги в собственную долю в проекте, и совсем другое – коллективно спонсировать более мелкие команды, не способные самостоятельно выйти на призовой уровень… Вот и получается, что «Формула-1», стараясь не потерять основных участников серии по причине финансового кризиса, вполне может расстаться с ними из-за неприемлемых для большинства технических нововведений.

Опубликовано:
Отредактировано: 05.11.2008 14:17
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх