// // Налоги не позволяют вести поиск новых месторождений

Налоги не позволяют вести поиск новых месторождений

548

Не идут в разведку

lori.ru
lori.ru
В разделе

На большинстве нефтяных месторождений стремительно сокращаются объёмы добычи. Причина – истощение старых запасов, с одной стороны, и неторопливость нефтяных компаний в освоении новых. Если так пойдёт и дальше, то пока ещё кажущаяся неосуществимой мечта о том, что нашей экономике надо бы «слезть с нефтяной иглы», воплотится в жизнь вообще без каких-либо усилий со стороны властей.

На большинстве нефтяных месторождений стремительно сокращаются объёмы добычи. Причина – истощение старых запасов, с одной стороны, и неторопливость нефтяных компаний в освоении новых. Если так пойдёт и дальше, то пока ещё кажущаяся неосуществимой мечта о том, что нашей экономике надо бы «слезть с нефтяной иглы», воплотится в жизнь вообще без каких-либо усилий со стороны властей.

О том, что запасы нефти на старых месторождениях истощаются, а новые при этом не разрабатываются, чиновники говорят уже как минимум пять лет. При этом до недавнего времени дальше разговоров дело так и не шло. Главной причиной сокращения нефтедобычи стандартно называлось нежелание нефтяных компаний разрабатывать новые месторождения. Нефтяники, в свою очередь, отвечали, что разработка новых месторождений – дело экономически невыгодное.

В результате в связи с истощением западносибирских месторождений (а именно там добывается большая часть российской нефти) объёмы добычи на них снижаются примерно на 1,6% в год.

В конце сентября на первом заседании правительственной комиссии по ТЭК было принято решение о продлении налоговых каникул для нефтяников, занимающихся разработкой новых месторождений в Восточной Сибири до 2030 года. Аналитики рынка отмечают, что подобное решение, с одной стороны, может поспособствовать увеличению объёмов добычи, но с другой – только лишь налоговых преференций со стороны государства может оказаться явно недостаточно.

Интересно заметить: тот факт, что действующая система налогообложения в принципе не позволяет нефтяным компаниям заниматься разработкой новых месторождений, признают и сами чиновники.

«Речь идёт о порядке определения ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и отдельные категории товаров, которые из этой нефти вырабатываются. Это позволит увеличить горизонт планирования для инвесторов и повысить предсказуемость государственной политики в нефтегазовом секторе, а это критически важная вещь», – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на правительственном совещании.

В результате было принято решение, что в льготную налоговую категорию попадут не только месторождения Восточной Сибири, Ямала и Ненецкого автономного округа, преференции также будут предоставлены для месторождений в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха (Якутия). О том, сколь для отрасли важна разработка этих месторождений, можно судить даже по данным официальной статистики. В частности, текущие запасы нефти в России оцениваются в 28 млрд тонн, при этом 10 млрд из них приходится именно на восточносибирские и северные месторождения.

Среди обещанных правительством налоговых послаблений – нулевая ставка НДПИ для новых месторождений, а также льготы по экспортной пошлине, которые получат месторождения с объёмами запасов более 10 млн тонн, которые по состоянию на 1 января 2013 года будут выработаны менее чем на 5%. «Льготы будут предоставляться на определённый объём нефти, и ставка пошлины на эту нефть составит 45% от цены свыше 50 долларов за баррель. Фактически это примерно около двукратного снижения налоговой нагрузки», – пояснил глава Минэнерго Александр Новак.

По теме

По мнению аналитиков рынка, данные нововведения действительно могут простимулировать нефтяные компании заняться разработкой новых месторождений, которые до недавнего времени фактически простаивали «мёртвым грузом».

«В регионе большое количество новых проектов, и, конечно, это сулит немалые выгоды бюджету и самим нефтяным компаниям, – констатирует аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. – Эти проекты при предложенных налоговых льготах, а также если будет достроен нефтепровод, будут прибыльны для нефтяных компаний, а поэтому скорее всего будут реализованы».

Однако говорить о том, что проблемы с падающей нефтедобычей будут решены только лишь за счёт введения налоговых каникул, было бы явным преувеличением. Эксперты отмечают, что для успешной разработки восточносибирских месторождений на самом деле необходимо принятие целого комплекса мер со стороны правительства. «Необходимы льготные условия по включению добываемых энергоресурсов на этих проектах в трубопроводы. Необходимы определённые послабления, касающиеся потенциального экспорта энергоносителей из Восточной Сибири – на азиатские рынки, особый режим взимания таможенной пошлины и другие налоговые вычеты. Иначе эти проекты будут нерентабельны и неинтересны для компаний», – констатирует замгендиректора Института энергетической стратегии Алексей Громов. Более того, среди специалистов бытует мнение, что практическая реализация нефтяных проектов в Восточной Сибири — дело настолько затратное, что без государственной поддержки нефтяным компаниям подобные проекты не могут быть интересны в принципе.

«Ресурсная база у нас колоссальная и перспективы по ресурсам огромные. Куда большие, чем, например, в Америке, о которой сейчас все говорят, – отмечает Виталий Крюков. – Но в США налоги на порядок ниже, и это предоставляет определённые стимулы нефтяным компаниям. У нас налоги – высокие, так что компании будут инвестировать, только если будут налоговые льготы. До последнего времени государство не слышало призывов нефтяников, но благо сейчас обратило на это внимание, поняв, что без налоговых стимулов добыча нефти будет падать. И мы видим, что за последние годы инвестиции в отрасли очень сильно выросли. Не исключено, что до конца года будут ещё предложения по снижению НДПИ и экспортной пошлины по трудноизвлекаемой нефти».

Интересно заметить, что устойчивая у нефтяных компаний. «У ЛУКОЙЛа поставленных на баланс запасов хватит на 40 лет, у «Сургутнефтегаза» – на 24 года, у ТНК-ВР – на 50 лет», – говорится в докладе гендиректора ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт» Алексея Варламова.

Медлительность в принятии важных для отрасли решений как со стороны нефтяников, так и со стороны властей во многом объясняется тем, что пока что общие цифры по добыче нефти (если не брать отдельные месторождения) выглядят не столь уж пессимистично. Масштабное падение объёмов добычи в современной России было зафиксировано только в 1994 году – тогда мы добыли лишь 310 млн тонн нефти.

Начиная с нулевых объёмы добычи, согласно официальным данным, и вовсе растут: 505 млн тонн – в 2010 году, 511 – в 2011-м. Однако, если сравнить эти цифры с тем, что добывалось в СССР, то радоваться явно будет нечему: так, в 1987 году, на который пришёлся пик добычи нефти, в СССР было добыто 570 млн тонн.

Более того, по прогнозам аналитиков, уже начиная с 2014–2016 годов сокращение объёмов добычи на отдельных месторождениях начнёт сказываться и на общих статистических данных. «В нулевых рост добычи нефти в России был выше 10%. Сейчас рост добычи – 1–2% в год в пределах статистической погрешности. Думаю, что в таком темпе мы протянем год-два. По моим оценкам, процесс падения добычи нефти начнётся уже в 2014–2015 годах. Ситуация прогнозируемая, если не вводятся новые проекты, а по старым проектам коэффициент извлечения нефти (КИН) высокий», – констатирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Вот только один пример: КИН самого крупного на сегодняшний день Самотлорского месторождения в стране уже превысил 70%. Это означает, что подтверждённые запасы в нём уже практически истощены.

При этом, как констатируют эксперты, отдельные решения правительства о введении налоговых послаблений (как, например, то, что было принято на прошлой неделе) едва ли смогут изменить ситуацию кардинальным образом и заставить нефтяные компании активнее разрабатывать новые месторождения. Главная проблема не в том, что налоговых льгот недостаточно, но в самой системе налогообложения. Дело в том, что в российской нефтяной отрасли существуют два базовых налога: экспортная пошлина и НДПИ. И оба привязаны к мировой цене на нефть. «Рост цен на нефть, по идее, должен приносить компаниям дополнительную прибыль. К примеру, в 2011 году они выросли с 75 долларов за баррель до более чем 100 долларов. Однако на самом деле эта дополнительная прибыль уходит в бюджет», – объясняет руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов. Таким образом, даже если нефтяная компания действительно хочет инвестировать в разработку нового месторождения, то, по подсчётам аналитиков, проект может считаться выгодным, только если себестоимость барреля нефти с учётом всех инвестиционных затрат составит не более 30 долларов. Но, к примеру, разработка шельфа, глубоководное бурение, новые технологии по внедрению на уже истощённых месторождениях – одним словом, всё то, чем сегодня должны были бы заниматься отечественные нефтяные компании, – это всё очень дорогостоящие проекты с себестоимостью добычи барреля нефти выше 30 долларов, отмечают эксперты.

Опубликовано:
Отредактировано: 31.10.2012 20:15
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх