// // Конституционный суд получит право запрета политических партий

Конституционный суд получит право запрета политических партий

432

Приступить к ликвидации

Lori.ru
Lori.ru
В разделе

Председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин заявил о необходимости предоставить КС право запрещать политические партии по идеологическим мотивам. Эксперты считают, что Зорькин просто озабочен повышением политического статуса своей структуры, и предлагают ему обратить больше внимания, чем сейчас, на репрессивные законы, принимаемые нынешней властью.

В отечественной практике уже был период, когда КС обладал правом запрета партий – на самой заре своего существования, в начале 90-х. Однако тогда он им ни разу так и не воспользовался. Напротив, в 1992 году КС признал незаконным указ Бориса Ельцина о запрете Коммунистической партии, признав, что не может быть запрета на идеологию в демократическом государстве, а значит, нельзя и запрещать объединяться в организацию людям с теми или иными убеждениями. Это партийное дело стало для КС последним. Вскоре было принято новое законодательство, по которому запрещать партию можно только решением суда общей юрисдикции – за какие-то конкретные экстремистские действия.

За прошедшее 20-летие Россия успела пройти через бурное многоцветье политических партий и движений, сменившееся радикальной зачисткой партийного поля, и вновь вернулась к свободе партстроительства. Если в прошлом году в нашей стране существовало всего лишь 7 партий, то сейчас их создано уже 37, а на подходе ещё несколько десятков. Инициатива Зорькина, вероятно, призвана помочь власти справиться с этим потоком, поставив новый шлюз на его пути. По словам главы КС, «совершенно неудачно, что российское законодательство исключило из конституционной проверки вопросы о создании и закрытии партий».

Крупнейшие оппозиционные партии, также заинтересованные в дополнительных препонах на пути регистрации новых политструктур, уже выразили поддержку потенциальной новации. Первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Александр Агеев («Справедливая Россия») заявил: «Сегодня КС вызывает у населения наибольшее доверие, он ещё себя не дискредитировал, а судьи КС имеют громадный опыт». В том же ключе выступил и зампред этого комитета от КПРФ Вадим Соловьёв (КПРФ): «Верховный суд – очень политизированная структура, на него надеяться не приходится, в КС люди более независимые, специализирующиеся именно на конституционном праве. Кроме того, это значительно упростит и ускорит процедуру. А то сначала наши суды рассматривают, потом – европейский, и всё растягивается на несколько лет».

В «Единой России» (ЕР), как всегда, ждут указаний сверху. Первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству от ЕР Вячеслав Лысаков лишь отметил: «Пожелание столь уважаемого, компетентного человека, безусловно, имеет право на существование. Надо накопить определённую правоприменительную практику, из чего и сделать вывод, требует ли действующий закон о КС корректировок». Впрочем, Соловьёв полагает, что Зорькин «уже согласовал эту инициативу, иначе бы он не стал это говорить».

То, что реализация идеи главы КС сулит дополнительные препоны в регистрации политструктур, ясно, например, по высказанному им на днях негативному отношению к рекомендациям Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия), которая указала на опасность дискриминации в России региональных партий. Такие запреты, сказано в заключении комиссии, могут подтолкнуть граждан, которые «не могут найти демократическое представительство своих идей», к решению проблем «недемократическими» средствами. Можно вспомнить, например, что в парламенте Испании есть депутаты от Баскской националистической партии, которые выступают за выход земли Басков из Испанского королевства, а Шотландская национальная партия имеет большинство в парламенте этого региона… Однако Зорькин заявил, что «институт региональных политических партий вполне может стать спусковым крючком для регионально-этнических конфликтов, вплоть до гражданской войны».

По теме

Ряд независимых экспертов считают, что инициатива главы КС вызвана исключительно аппаратными соображениями. По словам адвоката Вадима Прохорова, «с точки зрения Зорькина как руководителя крупного судебного органа, пожелание расширять сферу полномочий вполне логично, но в остальном я не вижу никакого смысла: КС и так завален обращениями и жалобами». Так же считает и эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов: «Главная роль КС состоит прежде всего в проверке соответствия Конституции нормативно-правовых актов как федерального, так и регионального уровня. Он должен обозначить свою позицию по ряду таких резонансных законов, как законы о клевете или о статусе иностранного агента для НКО, занимающихся политической деятельностью и получающих финансирование из-за рубежа. КС не должен принимать решения в отношении конкретных юридических процедур в таком узком сегменте, как партийное строительство. Логичнее, когда это находится в компетенции Верховного суда. Зорькин хочет, чтобы КС повысил свой статус и выступал в роли арбитра между различными ветвями власти в условиях неизбежной плюрализации политической системы».

Опубликовано:
Отредактировано: 10.10.2012 16:35
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх