// // Кто стоит за взрывом «Невского экспресса»?

Кто стоит за взрывом «Невского экспресса»?

345

Подрывные силы

Взрыв унёс жизни 26 человек, раненых – более сотни
Фото: ИТАР-ТАСС
Взрыв унёс жизни 26 человек, раненых – более сотни Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Взрыв на Октябрьской железной дороге, пустивший под откос «Невский экспресс», заставил россиян вспомнить о начале 2000-х, когда угроза терактов была реальна и осязаема. За последние годы жители большинства российских регионов отвыкли от мысли, что лично им может что-то угрожать: взрывы гремели лишь на Северном Кавказе. Если отголоски кавказских разборок и доходили до центральной части страны, они были незначительны. По крайней мере по сравнению с прежним размахом терактов. Пока правоохранительные органы дают крайне скупую информацию о ходе расследования. А тем временем появляются всё новые версии, кто стоит за этим страшным взрывом. Их попытался проанализировать корреспондент «Нашей Версии».

27 ноября, в пятницу, в 21.30 в районе города Бологое (перегон Алёшинка – Угловка между 285-м и 286-м километрами трассы возле деревни Хмелёвка на границе Тверской и Новгородской областей) из-за подрыва железнодорожного пути сошли с рельсов три последних вагона «Невского экспресса». Это уже вторая атака на скоростной поезд, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Первый раз экспресс пытались взорвать 13 августа 2007 года. Два года назад с рельсов сошли 12 вагонов поезда, однако благодаря счастливому стечению обстоятельств жертв удалось избежать.

Недавний теракт имел гораздо более страшные последствия. Взрыв унёс жизни 26 человек, раненых насчитывается более сотни. Среди погибших оказались и высокопоставленные чиновники – глава Росавтодора Сергей Тарасов и руководитель Росрезерва Борис Евстратиков.

Во время проведения следственных работ сработала вторая мина, на которой чуть было не подорвались следователи во главе с председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным. Бомба была заложена у столба линии электропередачи в нескольких метрах от железнодорожного полотна. Но заряд сработал не в полную мощность, что и спасло высокопоставленных представителей правоохранительных органов. Так к уголовному делу по факту подрыва «Невского экспресса» добавилось ещё одно — о покушении на следственную бригаду.

Тем временем ещё одна диверсия произошла в Дагестане. На 2354-м километре железной дороги Москва – Баку, неподалёку от станции Инчхе, сработало заложенное на путях взрывное устройство мощностью около 300 граммов в тротиловом эквиваленте. Взрыв лишь слегка повредил электровоз, всё обошлось без жертв. Хотя очевидной связи между двумя этими инцидентами и не наблюдается, премьер Владимир Путин назвал этот теракт аналогичным тому, что прогремел в Тверской области.

О ходе расследования диверсии на Октябрьской железной дороге следователи говорят скупо. Известно лишь, что удалось составить фотороботы подозреваемых. Описания предполагаемых диверсантов составлены со слов жителей деревни Лыкошино, расположенной в 5 километрах от места взрыва. Группа незнакомцев приехала на серебристой «Ниве» за день до теракта. Они спрашивали, есть ли в деревне возможность снять жильё, и покинули посёлок за несколько часов до взрыва. Среди четверых, судя по описаниям местных жителей, один мужчина кавказской наружности.

«Базу» подрывников следователи обнаружили на следующий день после теракта. Экспертиза следов ДНК показала, что там было четыре человека, в том числе одна женщина. Но на главный вопрос: кто стоял за терактом? – следствие не даёт однозначного ответа.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: Теракт имеет кавказский след

Основной версией теракта, отрабатываемой следствием, является «кавказский след». Первым делом был допрошен подозреваемый в подрыве «Невского экспресса» в 2007 году Амирхан Хидриев. По информации из источников, близких к следствию, право-

охранительные органы не исключают взаимосвязь этих двух терактов. По предположению следователей, нынешнее преступление могло быть приурочено к окончанию процесса по делу о первом подрыве поезда. По официальной версии, непосредственным исполнителем преступления в 2007 году стал русский ваххабит Павел Косолапов. А заказчиком акции – лидер вооружённого подполья на Северном Кавказе Доку Умаров.

По теме

Его имя всплыло и в связи с недавним взрывом. 2 декабря на сайте сепаратистов появилось заявление от имени Умарова, в котором сообщалось о решении боевиков перенести диверсионную войну на территорию Россию. Официально представители следствия никак не прокомментировали откровения лидера бандподполья, однако правоохранители дали понять, что эта версия рассматривается ими как основная. «Результаты (экспертизы, проведённой взрывотехниками ФСБ. – Ред.) дали следствию основание полагать, что второй взрыв на месте катастрофы поезда мог быть направлен непосредственно против следственной группы. Такая тактика применяется террористами на Северном Кавказе», – сообщил глава СКП Александр Бастрыкин.

Впрочем, на сайте боевиков не раз появлялись сообщения, оказывающиеся полной чушью. Так, террористы приписывали себе покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, но в своём заявлении допустили серьёзные ляпы в описании теракта. В сообщении на сайте утверждалось, что бомба, заложенная в автомобиль с террористом-смертником, была изготовлена не на основе тротила, а из аммиачной селитры. Умаров приписывал себе даже катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС.

Вероятность: 60%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: Взрывы произвели националисты

Первыми о своей причастности к подрыву «Невского экспресса» заявили представители некоей нацистской группировки, именующей себя «Combat 18 – Невоград». Они сумели обогнать вездесущих «кавказских эмиров», берущих на себя ответственность за всё подряд, не особо разбираясь, что на самом деле произошло. Впрочем, в последнее время деятельность националистических группировок начинает приобретать всё более угрожающий размах. «Два таких разных явления, как нацистские группировки и движение боевиков на Северном Кавказе, развивались пугающе параллельными курсами, – рассказывает главный редактор портала «Агентура.Ru» Андрей Солдатов. – Боевики отказались от преднамеренных атак на мирные объекты, сосредоточившись на сотрудниках правоохранительных органов и администрации, то есть представителях власти».

Националисты, которые раньше боролись против «инородцев», что выливалось в резню на городских улицах, по словам экспертов, также сменили вехи. Сейчас главным врагом русского народа бритоголовые считают власть, прежде всего сотрудников правоохранительных органов. У них есть конспиративные квартиры, располагают они и огнестрельным оружием. Так, когда в сентябре этого года сотрудники ФСБ пришли задерживать члена Национал-социалистического общества Сергея Маршакова, у того оказался не только ТТ, из которого он выпустил пять пуль в старшего лейтенанта ФСБ Илью Костерева, но и ружьё 12-го калибра. Раньше националисты отстреливались лишь с помощью травматического оружия. На их счету и несколько громких акций: взрыв поезда Москва – Грозный в 2005-м, подрыв фонарного столба на Манежной площади в декабре 2007-го и некоторые другие. В то же время специалисты полагают, что националисты, по счастью, пока ещё не овладели всеми технологиями диверсионной войны. Впрочем, и теракт на Октябрьской железной дороге, как считают некоторые эксперты, был делом рук непрофессионалов.

Вероятность: 25%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: Действовала интернациональная террор-бригада

Настораживает национальный состав подозреваемых. Напомним, среди них лишь один кавказец. Конечно, есть и этнические русские – приверженцы радикального ислама. Но всё-таки представляется возможным сделать предположение о некоей интернациональной группировке, задачей которой является расшатывание системы власти в России.

Вероятнее всего, подрыв был совершён группой, которая пытается создать себе устойчивую репутацию на рынке, если можно так выразиться, «заказных терактов», – говорит гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. – Возникла тенденция, когда перед важными переговорами, ведущимися руководством страны, происходит или взрыв, или заказное убийство: в результате меняется тематика встреч на самом высоком уровне и часто не удаётся достигнуть взаимного понимания. Так, после громкого убийства правозащитницы Натальи Эстемировой были затруднены переговоры между Дмитрием Медведевым и Ангелой Меркель, в том числе по вопросу Северо-Европейского газопровода».

Судя по всему, те, кто устраивал теракт на Октябрьской железной дороге, очень чётко просчитали резонанс от своих действий. В качестве мишени был выбран тот же самый поезд, что и два года назад, который, ко всему прочему, является любимым транспортом питерской элиты, курсирующей между двумя столицами. По мнению Мухина, эта террористическая группа может иметь интернациональный состав. Ведь их объединяет не некая идеология, а конкретные цели. И «набор» в такую группировку осуществляется по профессиональному признаку. Очевидно, что среди них опытные подрывники и первоклассные аналитики. А их национальность или вероисповедание в данном случае не имеют никакого значения.

Вероятность: 15%

Опубликовано:
Отредактировано: 07.12.2009 11:47
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх