// // К 2015 году в России появится не менее 10 цифровых телеканалов

К 2015 году в России появится не менее 10 цифровых телеканалов

271

Точная настройка связи

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Идея внедрения в России современного телевещания обсуждается не один год. Президент Дмитрий Медведев поставил вопрос ребром: к 2015 году в стране должно появиться не менее 10 цифровых телеканалов. В октябре этого года Роскомнадзор, которому Государственная комиссия по радиочастотам поручила подготовить частотно-территориальный план присвоения частот для внедрения первого цифрового мультиплекса, с честью выполнил это задание. И это при том, что для самого ведомства весь прошлый год прошёл под знаком реорганизации.

Технический прогресс, как утверждают учёные, невозможен без административного порядка. Может быть, именно поэтому связь в России, равно как и дороги, всегда оставляла желать лучшего. Управление отраслью коммуникаций в нашей стране всегда было делом сложным и, главное, политически неблагодарным. Распределение лицензий на услуги связи, частот, а также разрешений на деятельность СМИ и надзор представляло заманчивый административный ресурс, который легко конвертировался в реальный капитал. А потому любое решение чиновников, контролировавших всё это хозяйство, неизбежно вызывало бурные дискуссии в прессе и упорную подковёрную борьбу «в верхах».

Положение усугублял и тот факт, что Как следствие в отрасли не было раз и навсегда установленных «правил игры», без которых развитие новых технологий, включая телевизионные, не представляется возможным.

«Настройка» связи, как и следовало ожидать, началась с кардинальной административной реформы. Весной 2007 года по инициативе Владимира Путина обе федеральные службы, контролирующие сферу коммуникаций, вошли в состав Россвязьохранкультуры. Затем из этой единой, но весьма неповоротливой бюрократической структуры была выделена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Руководителем нового ведомства стал Сергей Ситников. Интересно, что его кандидатуру внёс на утверждение президенту глава Министерства связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев. Как заявила в одном из своих интервью пресс-секретарь министерства Елена Лашкина, «Минкомсвязи исходило прежде всего из неординарности решения новых задач, стоящих перед ведомством. Важность задач, поставленных перед новой структурой, потребовала назначения на этот пост человека с более глубоким пониманием современных проблем и тенденций развития инфокоммуникаций в России. Ситников, по мнению Игоря Щёголева, обладает такими качествами».

Действительно, фронт работ, для которых и был создан Роскомнадзор, охватывал не только сферу связи и массовых коммуникаций. Так, в зону ответственности ведомства попали надзор в области информационных технологий (Интернет), защита персональных данных и определение эффективности использования ранее выданных частот. Понятно, что справляться с таким объёмом работ могла только эффективная, чётко организованная структура. Поэтому новому руководителю прежде всего пришлось заниматься вопросами кадрового и управленческого, а не технического характера. Одним из требований стала прозрачность – каждый телеканал или радио теперь понимали, чего стоит ждать и как принимаются решения. Причём информация стала доступна не только для специалистов. К примеру, Роскомнадзор открыл специальный сайт «Портал персональных данных», направленный на оказание помощи операторам баз данных персональной информации и уменьшения случаев мошенничества в этой сфере. Помимо этого на новом сайте операторам даются подробные разъяснения о том, как привести свои системы в соответствие с требованиями закона «О персональных данных», включая все его тонкости.

Другая сторона деятельности – борьба с так называемыми радиосквоттерами, захватившими в своё время частоты с целью их перепродажи. По мнению Ситникова, от перехвата частот страдали добропорядочные компании, которые вынуждены были экономить на всём, приобретая фирмы-«пустышки», единственным достоянием которых было право на вещание. Только в этом году Роскомнадзор изъял у подобных владельцев до 500 лицензий на частоты, занятые «про запас» сквоттерами.

Жёсткость, с которой государство пресекло практику захвата частот, едва не вызвала скандал в прессе. Некоторые эксперты опасались, что Роскомнадзор, наведя порядок в эфире, вплотную займётся цензурой Интернета. Но мрачные прогнозы, как известно, не сбылись. Напротив, число независимых участников рынка коммуникаций растёт невзирая на кризис. Так, если в 2008 году службой было зарегистрировано 7800 средств массовой информации, то только в первом квартале 2009 года Роскомнадзор выдал более 1900 лицензий на теле- и радиовещание. Как говорит сам Ситников, «мы даём рынку отчётливый сигнал: радиочастотный спектр – стратегический ресурс, и мы будем жёстко спрашивать за его эффективное использование в интересах граждан, добросовестного бизнеса и государства». Сами операторы привыкают к новым, прозрачным правилам игры на рынке и, судя по откликам большинства из них, нововведения их вполне устраивают. А значит, отрасль получила чёткую стратегию развития.

Опубликовано:
Отредактировано: 10.11.2009 18:01
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх