// // Точные геодезические планы спасут Москву от аварий и обрушений

Точные геодезические планы спасут Москву от аварий и обрушений

309

Провальная карта

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Недавно пара машин буквально ушла под землю – дело было на парковке рядом с АЗС. Чтобы вы точнее представляли место события, дело было на пересечении улиц Крылатские Холмы и Осенний бульвар. Сухая сводка такова: «В результате провала асфальта образовалась яма размером три на пять метров и глубиной более двух метров, в которую свалились припаркованные Toyota RAV4 и Volkswagen Golf». Разумеется, тут же пошли сообщения о работе ремонтных бригад, о том, что заправке ничто не угрожает; комиссия выясняет причины возникновения гигантской воронки. Но вот что пугает: провалы и проседания в столице – это не совсем чрезвычайное происшествие. Они происходят с такой регулярностью, что впору задуматься: на чём стоит город? К сожалению, точного ответа прямо сейчас дать никто не может. Зато через два года в Москве должна появиться единая геоинформационная система. Там будут обозначены всевозможные пустоты, коммуникационные коллекторы, в общем, всё то, что рано или поздно может вылезти на поверхность.

Новая документация заменит нынешние карты и схемы наземного и подземного пространства города. Карты не слишком точные. Например, из-за погрешностей случаются ошибки в межевании, что приводит к конфликтам между собственниками земли. Кроме того, пока столичные власти не имеют точного представления о том, где именно расположены подземные коммуникации. А это уже настоящая бомба с часовым механизмом. Хрестоматийный пример – взрыв газопровода на Озёрной улице: будь у властей точные данные о расположении труб, справиться с последствиями ЧП было бы проще. Провалы грунта, повреждения коммуникаций при строительных работах – всё это регулярно происходит в столице, и одна из причин – также отсутствие точных схем.

По данным мэрии, около половины планов земельных участков нуждается в уточнении: из-за несовершенной системы межевания границы участков пересекаются, причём нередко даже «заезжают» на контуры соседних зданий и сооружений. Дело в том, что сегодня в городе используются не слишком подробные цифровые карты трёх основных масштабов – 1 : 2000 (в 1 см – 2 км), 1 : 10 000 и 1 : 25 000. При таком масштабе допустимы погрешности в несколько метров. Это на бумаге они допустимы, а «на земле», при московской плотности застройки, – нет.

Власти разработали целевую программу по развитию единого геоинформационного пространства Москвы до 2012 года. Среди первоочередных задач – создание базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения города на основе ГЛОНАСС/GPS, обеспечение доступа городским организациям, эксплуатирующим подземные инженерные коммуникации, и оперативным городским службам к пространственным данным. Цена вопроса – почти 2,3 млрд. рублей.

Согласно этой программе уже с 2010 года будут готовить инженерно-топографические планы в масштабе 1 : 500. При этом для определения точных координат будут использовать спутниковые технологии. Часть работы уже проделана. По словам управляющего ГУП «Мосгоргеотрест» Андрея Антипова, сейчас в Москве работают пять референтных станций этой системы, ещё одна появится до конца 2009 года. Таким образом, высокоточным навигационным полем будет покрыта вся территория города. Это позволит производить геодезические измерения в Москве с погрешностью до 1 сантиметра.

В остальных округах к этому только готовятся. Впрочем, и «отсканировать» исторический центр получится явно не завтра, хотя за последние четыре года ГУП «Мосгоргеотрест» уже успело выполнить часть работы по созданию трёхмерных цифровых моделей отдельных участков. Например, трассы пешеходного туристического маршрута Нескучный сад – деловой центр «Москва-Сити».

Вторая часть программы – обновление инженерно-геодезических карт и создание системы постоянного мониторинга состояния городских объектов и инженерных коммуникаций. В том числе, естественно, и подземных. О том, что в Москве нет абсолютно достоверных схем расположения коммуникаций, говорят уже давно. Причём понимают проблему не только диггеры, но и городские власти. Однако особый интерес к этой теме вызвали планы мэрии по широкомасштабному освоению подземного пространства столицы. В ближайшие несколько лет предполагается зарыть под землю многофункциональные комплексы, автостоянки и многое другое. Без точного представления о том, какие сюрпризы могут ожидать строителей, реализовать эти планы, естественно, нельзя.

По теме

Ещё одна история, которая подтолкнула столичную мэрию к ускоренному введению единой геоинформационной системы, – взрыв газопровода на Озёрной улице в ночь на 10 мая этого года. Как рассказал мэр Юрий Лужков, специалистам, участвовавшим в ликвидации последствий ЧП, пришлось пользоваться бумажными схемами, которые нуждались в уточнении. Другими словами, много времени на локализацию аварии было потрачено из-за того, что городские службы не знали точного расположения элементов газопровода.

Грубо говоря, сначала пришлось поискать тот самый крантик, который нужно было перекрыть. На заседании столичного правительства 20 октября Лужков даже потребовал служебного взыскания с главы Департамента земельных ресурсов города Виктора Дамурчиева. Чиновника наказали за то, что база данных о размещении подземных коммуникаций до сих пор не готова. Справедливости ради нужно сказать, что работа по составлению точной схемы совсем не проста, особенно в центре города: часть карт старых коммуникаций и вовсе утеряна, а при новом строительстве не все рисуют схемы с должной аккуратностью.

Между тем история со взрывом на Озёрной улице – далеко не единичный такой случай. По словам руководителя ГУП «Мосводоканал» Станислава Храменкова, база данных нужна не только для ремонта коммуникаций, но и для их защиты при проведении строительных работ. «Просадка грунта, которая в последнее время случается всё чаще, происходит в основном рядом со строящимися объектами, так как у нас нет никакого плана защиты от повреждений подземных коммуникаций при строительстве», – заявил Храменков на заседании 20 октября.

В пример он привёл аварию, которая случилась накануне заседания: при строительстве дорожной развязки на Волоколамском шоссе рабочие повредили трубу холодной воды. В результате просел грунт на площади около 30 квадратных метров. Городским службам пришлось даже на время изменить маршруты движения автобусов. А за месяц до этого как следует затопило улицу Петровку в центре Москвы: там водопровод не выдержал смещения грунта у Большого театра. Одна из версий – причиной ЧП стали работы по реконструкции этого самого Большого театра. «В каждом проекте необходимо разрабатывать план защиты подземных коммуникаций, который должен утверждаться перед началом работ», – заявил Храменков.

Чиновники городского правительства с ним согласились. А когда создадут точную схему подземных коммуникаций, с проштрафившихся строителей можно будет спрашивать уже по полной программе. Кстати, доступ к этим базам данных будет ограничен, чтобы ни одна не стала достоянием террористов.

«Нужно проработать права доступа к информации о геоинформационном пространстве столицы, – заявил Юрий Лужков. – Так как информация будет предоставляться в электронном виде, ею не должны воспользоваться в преступных целях».

Опубликовано:
Отредактировано: 30.11.2009 12:19
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх