// // Кто по-настоящему виноват в дефиците и подорожании продуктов?

Кто по-настоящему виноват в дефиците и подорожании продуктов?

448

Съест партии

Попытки обуздать цены на отдельные товары неизбежно приводят к их дефициту
Фото: ИТАР-ТАСС
Попытки обуздать цены на отдельные товары неизбежно приводят к их дефициту Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Похоже, что борьба российских властей с ростом цен на продукты достигла своего апогея. Шутка ли, сегодня ситуацией с ценами на гречку занимаются и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), и в Генпрокуратуре, и даже в департаменте экономической безопасности МВД. Пожалуй, только ФСБ ещё не успела подключиться к мониторингу цен на яйца и крупу. Хотя в свете последних событий вариант представляется не столь уж невероятным: достаточно будет объявить, что рост цен на продукты есть угроза национальной безопасности, и ряды борцов с продуктовой инфляцией можно будет пополнить силами контрразведчиков.

Грустная ирония заключается в том, что за все последние месяцы правительство на самом деле так и не сформулировало ни одного конкретного предложения по обузданию темпов роста продуктовой инфляции. Все силы были брошены на поиск виноватых. Банально, но главными виновниками оказываются как раз те, кто громче всех кричит «держите вора!». Именно неумелые действия чиновников в этом сельскохозяйственном году и спровоцировали ценовую истерию. Но самое смешное, что власти, похоже, перехитрили сами себя: получить серьёзных дивидендов от раздувшейся истерии на самом деле не удалось никому. Однако главный вопрос, который сегодня будет стоять на повестке дня, – кто же будет назначен главным ответственным за пропашую из магазинов гречку, выросшие в цене яйца, хлеб и другие социально значимые товары?

О том, .

«За период с 14 по 20 сентября 2010 года индекс потребительских цен составил 100,2%, с начала месяца – 100,6», – говорится в сообщении Росстата, опубликованном на официальном сайте ведомства. На самом деле по отдельным видам товаров динамика роста цен выглядит куда более значительно. Так, с начала года стоимость пресловутой гречки поднялась в два раза, а цены на хлеб в разных регионах страны повысились на 20–50%.

Аналогичная ситуация на отечественном продовольственном рынке сложилась три года назад – в 2007 году, когда цены на продукты разом взлетели на 50–80%. Тогда же правительством была впервые опробована методика «замораживания» цен на социально значимые товары, использование которой лишь усугубило ситуацию: продукты, цены на которые были «заморожены», начали попросту исчезать с прилавков магазинов.

Между тем есть принципиальная разница между ситуацией 2007 года и нынешним положением вещей. Всё дело в том, что тогда рост продуктовой инфляции подогревался положением на мировых рынках. В этом же году ситуация принципиально иная – ценовая истерия была искусственно создана самим правительством, а теперь весьма неумело её пытаются обуздать. Начать решено было с гречки, расследованием роста цен на которую сегодня и озабочены ФАС, Генпрокуратура и МВД.

«Мы проверяем всю цепочку – от оптовых поставщиков до розничного звена. Чтобы выявить причину повышения цен на гречневую крупу, ведомство проводит комплексный анализ. Но проверки ещё идут, они не закончены, так что результаты пока обобщаются», – заявил на прошлой неделе ведущий специалист-эксперт Управления ФАС по Кировской области Вадим Копосов. А вот замглавы ведомства Андрей Кашеваров оказался более категоричен, отметив, что поднятие цен на гречку – результат сговора в оптовом звене. В той же Кировской области, по данным прокуратуры, были выявлены факты, когда килограмм гречки, купленной в июле этого года по 35 рублей, оптовики пытались продавать по 50 рублей.

Тем временем в столичном регионе ситуация с гречкой понемногу начала выправляться. По информации ГУП «Московское качество», крупа, которая ещё несколько недель назад начала стремительно исчезать из магазинов, постепенно возвращается, причём цены на неё уже успели немного снизиться. Так, если ещё в начале сентября 900-граммовая упаковка стоила около 90 рублей, то сегодня в отдельных сетевых магазинах её уже можно купить менее чем за 80 рублей. Интересно заметить, что до подорожания гречка стоила в районе 30 рублей, но, по оценкам экспертов, теперь цены ниже 40–50 рублей едва ли опустятся.

По теме

Аналогичная история, только на рынке соли, произошла в начале 2006 года, когда продукт стремительно начал исчезать с прилавков, потом подорожал в три-пять раз, а потом цены немного снизились, но до первоначального уровня так и не опустились. Причиной тогдашнего ажиотажного спроса на соль стал технический сбой: одному из украинских поставщиков банально не хватило вагонов, чтобы привезти необходимое количество товара. В результате дефицит, возникший всего в одном регионе страны, стал причиной настоящей ценовой истерии. Как рассказали «Нашей Версии» участники рынка, с гречкой произошла похожая ситуация: после того как в правительстве несколько месяцев подряд твердили о неурожае, граждане бросились скупать из магазинов товары длительного хранения. В итоге гречка вскоре закончилась на складах у ретейлеров, а подвезти дополнительные объёмы просто не успели. Во время этого «разрыва» и произошло подорожание. Казалось бы, одна-две недели – и истерия должна была бы закончиться.

«Но как только гречка исчезла и цены начали расти, региональные власти вызвали на «ковёр» владельцев сетевых магазинов и велели любыми способами сдерживать цены на социально значимые продукты. Несогласным грозили применением административного давления», – говорит управляющий партнёр Management Development Group, владелец двух региональных сетей Дмитрий Потапенко.

Никакой самодеятельности региональных властей в подобной политике, похоже, нет. Несколько недель назад руководство Минпромторга в открытую заявляло о том, что правительству следует применить норму закона «О торговле», позволяющую «замораживать» розничные цены на социально значимые продукты.

«Статья закона «О торговле», которая даёт право вводить предельные цены в рознице, я думаю, всё-таки должна хотя бы однажды сработать в ближайшие несколько недель», – заявил замглавы ведомства Станислав Наумов. И не исключено, что этот вопрос будет в ближайшее время всерьёз обсуждаться. Косвенным подтверждением тому могут служить очередные результаты расследований ФАС.

В частности, на прошлой неделе антимонопольное ведомство возбудило дело в отношении торговых сетей «Атак» и «Ашан» за создание дискриминационных условий поставщикам хлебобулочных изделий. Таким образом, чиновники ненавязчиво пытаются перевести стрелки на ретейлеров. Отметим, что всего месяц назад та же ФАС расследовала ценовой сговор производителей хлеба, которые якобы и спровоцировали рост цен. Более того, с этим фактом соглашались даже сами хлебопёки. Так, президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон даже направлял официальное письмо в ФАС с предложением оказать поддержку в антимонопольном расследовании. Но «крайними» в итоге оказались торговые сети.

«Ретейл – это конечное звено товаропроводящей цепи, и его легче всего контролировать. Уверен, что таким образом ФАС просто посылает «сигнал» торговцам, что если цены будут расти, то независимо от истинных причин крайними всё равно окажутся они», – говорит президент холдинга «Финам» Владислав Кочетков.

Кстати, результатом подобных «сигналов» может явиться тот факт, что вслед за гречкой из продажи исчезнут и другие продукты.

«Например, у меня в обороте гречка занимает от силы 0,98%. Поэтому, когда власти стали угрожать санкциями за рост цен, я просто решил не связываться и гречку пока больше не продаю. Аналогичным образом поступили и мои коллеги из других торговых сетей», – говорит Дмитрий Потапенко.

Очевидно, что те немногие участники рынка, решившие не отказываться от продажи данного товара, просто заложили возможные финансовые риски, связанные с разбирательствами с контролирующими органами, в стоимость товара – отсюда и подорожание.

Но поскольку тот же хлеб в отличие от гречки нельзя будет просто изъять из продажи (это грозит социальными взрывами), очевидно, что финансовые риски в этом сегменте очень скоро будут переложены на плечи потребителей. «Наценка на хлеб устанавливается минимальная, так как этот товар относится к социальной категории. А все договоры, которые заключены с московскими хлебозаводами, строго следуют требованиям закона о торговле», – прокомментировала «Нашей Версии» претензии ФАС директор по коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. С другой стороны, если контролирующие органы начнут «закручивать» гайки, то позиция ретейлеров по наценке может измениться.

«Если будет введено госрегулирование цен, то товары из регулируемого списка из магазинов исчезнут, а сети изменят свою маркетинговую политику. Вместо «хлеба» на полках появится какой-нибудь «специальный хлеб», и продукт автоматически будет выпадать из-под госрегулирования, а значит, и наценку на него можно будет установить любую», – предупреждает Владислав Кочетков.

Говоря о чётком следовании нормам закона «О торговле», ретейлеры не лукавят: вступивший в силу в феврале этого года закон оказался написан таким образом, что ретейлерам сегодня просто экономически невыгодно устраивать дополнительные «поборы» для поставщиков. Зато чёткое соблюдение законодательства – залог хороших отношений с чиновниками. По информации «Нашей Версии», например, X5 Retail Group начала работать с поставщиками по договорам нового образца (как того требует новая редакция закона о торговле) ещё в начале этого года, в то время как официально использовать новую форму договора было разрешено с августа этого года.

В результате на данный момент на отечественном продуктовом рынке сложилась безвыходная ситуация: опустить цены на прежний уровень уже невозможно, а предлагаемые правительством меры административного воздействия только ещё сильнее разгоняют продуктовую инфляцию и провоцируют возникновение дефицита отдельных групп товаров.

Опубликовано:
Отредактировано: 07.10.2010 11:55
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх