Часть инфраструктуры государственной власти в РФ, не являющаяся и не соотносящаяся ни к одной из ветвей власти (имеется в виду триада власти - законодательная, исполнительная и судебная).
Доктринальная сущность Генеральной прокуратуры состоит в осуществлении надзорных функций за неукоснительным исполнением Конституции и Законов РФ всей триады власти - законодательной, исполнительной и судебной.
Именно эта сущность была заложена в самом начале организации этого органа в России Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату от 12 января 1722 года.
По сути, задача, поставленная Петром перед первым в России генеральным прокурором, точнее, Генерал-прокурором графом Павлом Ивановичем Ягужинским «уничтожать или ослаблять зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония» проходит красной нитью в деятельности органов прокуратуры как Царской России, затем прокуратуры СССР, так и современной России.
В Советском Союзе прокуратура помимо надзорных функций исполняла роль карательно-силового государственного инструмента и подавления инакомыслия. Это было обусловлено юридическими положениями: прокуратура расследовала тяжкие преступления против государственной собственности и преступления против государства.
В функции прокуратуры входило возбуждение уголовного производства по собственному представлению, расследование в рамках этого производства и арест без суда только на основании решения следователя прокуратуры.
В настоящее время следствие из органов прокуратуры передано в Следственный Комитет РФ, напрямую подчиняющийся президенту РФ.
Прокуратура РФ надзирает за законностью всех без исключения органов, министерств и ведомств, координирует деятельность всех правоохранительных органов, вносит представление на решение судов всех инстанций.
Генеральная прокуратура обязана обеспечивать защиту прав и свобод граждан на всех государственных и социально-общественных инстанциях и законодательно отстаивать на всех уровнях государственной власти «буквы и духа» Конституции РФ.