// // Как и сколько зарабатывают недобросовестные торговцы полисами и их клиенты

Как и сколько зарабатывают недобросовестные торговцы полисами и их клиенты

546

Страхворщики

3
В разделе

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), до 10% выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) приходится на мошенников. Каким образом в РСА получили эту цифру, понять трудно, но то, что желающих обогатиться за счёт страховых компаний с каждым годом становится всё больше, факт. Одновременно растёт и число страховщиков, желающих облапошить добропорядочных граждан.

Сообщения о поимке страховых мошенников уже перестали быть чем-то экстраординарным в сводках криминальных новостей. Дельцов, желающих разжиться за счёт страховых компаний, задерживают по всей стране – от Калининграда до Владивостока.

Если составить своеобразный рейтинг страхового мошенничества, то первое место, безусловно, займут преступления в области автострахования. Наиболее распространены махинации вокруг ОСАГО. Здесь особой изобретательностью аферисты не блещут: чтобы получить деньги, они инсценируют дорожно-транспортные происшествия, а затем требуют возмещения от страховых компаний. Причём с одними и теми же повреждениями на одном и том же автомобиле преступники умудряются «развести» сразу несколько фирм. Эта схема работает наиболее эффективно, если в доле с преступниками работают инспекторы ГИБДД и эксперты-оценщики. Впрочем, тогда и никаких инсценировок не требуется. Аварии происходят исключительно на бумаге.

Лакомые сливки злоумышленники снимают и на махинациях вокруг страхования АВТОКАСКО (от угона и ущерба). Чаще всего мошенники страхуют автомобили, а после заявляют об их угоне. Хотя при этом сам автомобиль либо разбирается на запчасти, либо перепродаётся. Здесь сумма возмещения может составлять несколько миллионов рублей. Впрочем, удержаться от соблазна и незаконно заработать на АВТОКАСКО порой не могут и вполне добропорядочные граждане. Зачастую обстоятельства повреждения автомобилей не попадают под определение страхового случая. Например, за рулём машины мог сидеть не вписанный в договор человек или водитель находился за рулём под градусом. Тогда наши соотечественники и начинают химичить с местом, временем и обстоятельствами аварии.

При помощи страховщиков нынче модно и избавляться от неисправных автомобилей. Например, один владелец «Ауди А6» в один прекрасный день заметил, что автоматическая коробка передач стала работать с серьёзными сбоями. В сервисе АКПП «приговорили»: либо дорогостоящий ремонт (порядка 3 тыс. долларов) без каких либо гарантий, либо полная замена агрегата (8 тыс. долларов). Пораскинув мозгами, знакомый решил от машины избавиться, при этом ему даже не пришлось вступать в сговор с преступниками. На протяжении нескольких дней он парковал машину возле крупных торговых центров, не ставя при этом её на сигнализацию, а водительскую дверь оставлял приоткрытой. Машина – а «Ауди А6» считается одним из самых угоняемых автомобилей в Москве – «ушла» на четвёртый день… Её бывший владелец с почти чистой совестью получил возмещение более чем в 20 тыс. долларов.

Эксперты последнее время всё чаще говорят о новом виде автострахового мошенничества. Злоумышленники приобретают автомобили в кредит и спустя несколько месяцев заявляют об их угоне. Страховые компании возмещают убытки банку-кредитору, а мошенники фактически получают новую машину, заплатив при этом 1-2 тыс. долларов. Правда, перепродать такое авто весьма затруднительно. Впрочем, сфера деятельности современных российских страховых мошенников не ограничивается лишь делами автомобильными.

По теме

Спустя несколько месяцев цех вдруг сгорел, и Пащенко выкатил страховщикам счёт на 19,5 миллиона. Страховая компания провела проверку и выяснила, что на самом деле к объекту Пашенко не имеет никакого отношения. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело, а суд признал дельца виновным по статьям «мошенничество» и «подделка документов».

Главными фигурантами подавляющего большинства уголовных дел, связанных со страховыми махинациями, проходят сами представители страховых компаний.

Мы расскажем лишь об одном из них. Не так давно в офис одной из крупных страховых компаний обратился житель столицы, который заявил об угоне недавно приобретённого автомобиля «Мерседес Е240». Мужчина принёс полис и поинтересовался, какие ещё документы необходимо предоставить для получения возмещения. Но когда представитель компании «забил» номер полиса в компьютер, удивлению его не было конца. Этот полис не был зарегистрирован в компании, хотя бланк был настоящим и оформлен по всем правилам. А вскоре в компанию стали приходить всё новые и новые клиенты с такими же странными полисами. Впрочем, никакой мистики в этом не было, природа этой аномалии стала понятна уже вскоре.

– Гражданка Мускатина работала со страховой компанией по агентскому договору и заключала с клиентами договоры по КАСКО и ОСАГО, – рассказывает старший следователь по особо важным делам 2-го отдела Главного следственного управления при ГУВД по г.Москве майор Василий Ребезов. – Клиентов у неё было достаточно много, в основном состоятельные граждане, и суммы страховых премий доходили до 10 тыс. долларов. Она оформляла совершенно легальные полисы, после чего должна была сдавать деньги в компанию. Но договоры она не регистрировала, а деньги попросту присваивала себе. Соответственно эти полисы не имели никакой силы.

– К чести страховой компании надо сказать, что она возместила своим клиентам все убытки, – говорит Василий Ребезов. – Мускатину же, по её словам, на преступление толкнуло тяжёлое материальное положение. Она одна воспитывала троих детей.

Впрочем, далеко не всегда клиенты, пострадавшие от недобросовестных страховщиков, дожидаются счастливого финала. Правоохранительные органы столицы сегодня расследуют одно очень любопытное уголовное дело, информация о котором пока не просочилась в СМИ. Как говорят наши источники, это дело может стать настоящей бомбой, взрыв которой может похоронить под собой репутацию одной из крупнейших страховых компаний, а её руководители имеют все шансы получить приговоры за ложный донос. Но обо всём по порядку.

Жила-была крупная компания, торгующая офисной техникой и принадлежностями. С прибылью фирма проблем не испытывала, поэтому на таких вещах, как страхование, бизнесмены предпочитали не экономить. Страховали всё, причём всё время в одной и той же компании, с которой у фирмы за несколько лет тесного сотрудничества сложились крепкие дружеские отношения.

Несколько месяцев назад компанию постигла беда – сгорел склад с товаром. Как выяснят потом эксперты, причиной возгорания было замыкание в электропроводке. В общей сложности товар был застрахован на 5 млн. евро, но после разбора завалов с соблюдением всех необходимых процедур выяснилось, что часть товара уцелела, и ущерб сократился почти вдвое – до 2,5 млн. евро.

Но страховая компания с первых же дней заняла жёсткую позицию. Так, давние партнёры-страховщики стали интересоваться, кто устанавливал на складе пожарную сигнализацию, были ли на складе огнетушители и т.п. Словом, между страховщиком и клиентом возникло, мягко говоря, некоторое непонимание. Собственно, ничего удивительного в этом не было: страховые компании не любят платить клиентам во всём мире и зачастую судебные баталии между сторонами длятся по нескольку лет. Но в нашем случае всё произошло чисто по-российски. Или, скажем так, по-пацански.

Страховая компания, как это сейчас принято, имела за собой серьёзный «административный ресурс» в виде консультанта – в прошлом крупного чиновника прокуратуры. Он-то и взялся разруливать ситуацию. Как в дальнейшем развивались события, думаю, читатели уже догадались. Гендиректор пострадавшей от пожара компании был арестован, и его обвинили в мошенничестве. В заявлении страховщики написали, что он завысил цифру ущерба и пытается обмануть компанию. «Коммерсант, когда его посадили в изолятор, чуть не тронулся умом, – говорит наш источник в правоохранительных органах. – Он не понимал, что происходит и в чём его обвиняют. Слава богу, через два дня его вытащили». «Вытащили» предпринимателя не без посторонней помощи. Его компания была тоже не лыком шита и имела за собой «административный ресурс» в лице крупного чиновника Федеральной службы безопасности. Уголовное дело всё ещё находится в стадии расследования. Но, по словам нашего источника, оно будет на 100% закрыто за отсутствием состава преступления. «Скорее всего пострадавшие коммерсанты просто так это дело не оставят. Они не только будут продолжать добиваться выплаты ущерба, но и могут подать заявление о возбуждении уголовного дела за ложный донос», – подытожил наш собеседник.

Это дело как нельзя лучше подтверждает тезис о том, что понятие «цивилизованный» для российского рынка страховых услуг подходит лишь отчасти. И это ещё мягко говоря.

Опубликовано:
Отредактировано: 18.11.2007 12:27
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх