Версия // Власть // Социальные инициативы президента стали поводом для аппаратной борьбы в правительстве

Социальные инициативы президента стали поводом для аппаратной борьбы в правительстве

1083

Кто за базар ответит?

В разделе

2006 год должен стать годом реализации национальных проектов. Социальная реорганизация страны, придуманная Путиным ещё минувшей осенью, призвана прежде всего обеспечить потенциальному преемнику ВВП поддержку бюджетников, а также многочисленной армии бездомных военных, мечтающих обрести по доступным ценам собственное жильё. Ради этой реорганизации проведены серьёзные кадровые перестановки в правительстве.

О том, благо ли нацпроекты или очередной пиаровский пшик, мы рассуждать не будем. Об этом было сказано немало. Мы просто исходим из того, что президентскую программу надо воплощать в жизнь. А дело газетчиков — регулярно отслеживать, как правительство ведёт работу в этом направлении.

«Все национальные проекты готовы к реализации», — рапортует вице-премьер Дмитрий Медведев, курирующий в правительстве президентские программы. По его мнению, заработают они уже с конца января — начала февраля. «В регионах дана команда «Ключ на старт», — вторят ему губернаторы.

Тем временем официальный интернет-сайт кабинета министров начинает публиковать подзаконные акты, необходимые для того, чтобы четыре проекта заработали.

Возникает резонный вопрос: как скоро дюжина бумаг с подписями и печатями сможет преобразить страну?

Отследить конечное использование денег очень сложно

Критики программы Путина утверждают, что проекты затевались как раздача денег наиболее обездоленным перед выборами. Но даже если это и так, то это уже неплохо. Главное — распределить средства так, чтобы они не были проедены, а действительно использовались для социальной модернизации, ведь люди первым делом думают о хлебе насущном, а уж потом вспоминают, что неплохо бы дать детям приличное образование.

Помня об этой аксиоме, президент обещал выделить не обычную копеечную прибавку, а увеличить зарплаты в разы. Но в процессе работы выяснилось, что дать много денег Кремль не может — инфляция сразу же всё съест, а что не съест рост цен, то разворуют чиновники. Поэтому список малоимущих, которых надо срочно (то есть до 2008 года) облагодетельствовать, был резко сокращён. Это, кстати, упростило задачу исполнителям нацпроектов — чётко сказано: дайте дополнительно 10 тыс. рублей в месяц земским врачам, установите надбавку за классное руководство в 1 тыс. рублей.

Однако постановление правительства о надбавке за классное руководство было подписано премьером Фрадковым лишь 30 декабря. А документа, согласно которому региональные власти будут выдавать врачу общей практики на 10 тыс. рублей больше, в аппарате Белого дома нет до сих пор. Как утверждают правительственные чиновники, «эти выплаты будут осуществляться из региональных бюджетов, а мы, в свою очередь, можем помочь им дотациями».

А вот это уже звучит тревожно. Выходит, что реализацию Кремль переложил на плечи провинциальных чиновников.

К тому же на минувшей неделе выяснилось, что в «прибавках» к зарплатам не учтён 28-процентный единый социальный налог (ЕСН), который нужно будет заплатить с увеличивающихся зарплат медсестёр, врачей и учителей, что для региональных властей стало ещё одним сюрпризом. Теперь последние требуют от Минфина и ФНС включить его в цену вопроса, а в правительственных кабинетах начались обсуждения, где найти необходимые для этого деньги.

С более сложными схемами финансирования дела обстоят ещё хуже. На нацпроект «Образование» выделяется 41,3 млрд. рублей. Деньги пойдут на компьютеризацию школ и вузов, поддержку наиболее талантливых учителей и студентов, открытие национальных университетов и профподготовку солдат-призывников.

По теме

Определённость пока есть только с последними — об эксперименте по обучению ремеслу солдат-срочников было объявлено, деньги выделены, поручения и указания ведомствам даны, то есть бюрократическая часть отработана. Во многом, кстати, благодаря усилиям цепкого министра обороны Сергея Иванова, известного своим умением выбивать деньги и полномочия откуда угодно.

А вот с университетами, талантливой молодёжью и компьютеризацией дела обстоят сложнее. «Мы постоянно закупаем для школ компьютеры — пришло время спросить, где те компьютеры», — возмутился Дмитрий Медведев на совещании по нацпроектам в декабре.

Действительно, прежде чем получить новые средства, надо отчитаться за старые. Сделать это проблематично, впору проводить широкомасштабную ревизию по всей стране. Между тем ответственность за ход реализации путинских нацпроектов никто ни с кого не снимал. Регионы выкручиваются как могут. Например, в СЗФО деньги выделены не из федеральных бюджетов. Но в других-то округах и этого нет. Центр, в свою очередь, предпочитает отмалчиваться. Пока очевидно, что на этом направлении намечается провал президентских программ как минимум в I квартале этого года.

Труднее всего преодолеваются личные амбиции

Однако главная проблема кроется даже не в вороватости чиновников и не в неповоротливости бюрократической машины. Труднее всего преодолеваются личные амбиции.

Казалось бы, достаточно простая вещь: написать несколько бумаг, выпустить постановления правительства — сначала федерального, а потом региональных. Объявить и провести конкурс на госзакупки. Тем более что приоритеты сформулированы, «рыба» нацпроектов готова, а правительству оставлена чисто техническая задача: поделить деньги и проследить, чтобы более 300 млрд. рублей не разворовали.

Но тот, кто даёт деньги, тот и благодетель, тот и преемник Путина в 2008 году. А кто даёт деньги?

В правительстве и Кремле за право реализовывать нацпроекты развернулась нешуточная борьба. Формально «смотрящим» за президентскими деньгами поставлен Дмитрий Медведев. Но на любом документе, выходящем из секретариата экс-главы администрации президента, нужна подпись премьера, которая делает документ подзаконным актом, имеющим полную силу. А с подписями Фрадков, который с самого начала невзлюбил своего нового зама, не торопится. Конфликт между Фрадковым и Медведевым носит клановый характер: по сути, это обычная борьба «питерского либерала» с силовиком за влияние. К тому же Фрадков до сих пор не может забыть день назначения Медведева — ведь это должен был быть день его отставки. Буквально за несколько часов до объявления о кадровых «рокировочках» замглавы администрации Игорь Сечин отстоял своего протеже Фрадкова.

Теперь Фрадков сосредоточился на аппаратной борьбе, увлёкся заигрыванием с губернаторами, а принятие реальных решений в его правительстве тормозится. Ещё в сентябре 2005 года премьер начал крупное турне по регионам России. В январе — феврале это турне продолжается. И везде, где побывал премьер, остаются приятные воспоминания: денег обещает, решить проблемы помогает, призывает чиновничью свиту больше внимания уделять этому региону.

По слухам, это очень не нравится в Кремле — ведь так скоро в губернаторской среде Фрадков станет популярнее Путина. А то, что авторитет премьера куда как выше, чем его первого вице, сомнений не вызывает. От регионов зависит очень многое. При таком раскладе социальные инициативы президента станут поводом для аппаратной борьбы.

Медведеву же для принятия самостоятельных решений мешает приставка «вице». Статус заместителя, пусть и первого, не даёт ему права принимать их.

В ранге руководителя кремлёвской администрации Медведев мог решать вопросы без участия правительства и представителя конкурирующего клана Игоря Сечина. Теперь правила игры изменились, а вот фронт работ остался прежним. Если раньше на Медведева работал гигантский аппарат Старой площади, то теперь Фрадков даже не дал ему сформировать секретариат в нужном объёме: чтобы помешать «новобранцу», премьер формально сократил свой секретариат с 52 до 24 человек. Правда, безработными его помощники не остались: они перешли на службу в аппарат правительства и, по сути, продолжают выполнять свои обязанности.

«Двоевластия в правительстве нет», — активно уверяет журналистов правительственная пресс-служба. Решить проблему можно одним способом — выключить из борьбы одну из сторон. Пока что Медведев сидит по правую руку от Фрадкова, но, по слухам, в течение нескольких месяцев всё ещё может измениться и Медведев займёт другое кресло.

Если же никаких кадровых перестановок в правительстве не произойдёт, то воплощение нацпроектов в жизнь как минимум затормозится. Точно так же было, когда Фрадков говорил о необходимости работать со среднесрочной программой весной 2004 года. В окончательном варианте «среднесрочка» была принята в декабре 2005-го.

Кто-то должен вступить в схватку со строительными магнатами

Cамые сложные перспективы у нацпроекта, касающегося жилья. Так что неудивительно, что нынешние чиновники очень боятся ответственности. Поэтому и работают медленно, по возможности уходя от решения сложных задач.

Реакцией на путинский нацпроект «Доступное и комфортное жильё» стала пустая и традиционная декларация вроде «удвоить объём вводимых площадей к такому-то году». Но пока никто ни в Белом доме, ни в Министерстве регионального развития не может дать чёткий ответ, как это сделать.

Главная трудность в том, что от простого вливания в строительство денег и субсидирования процентной ставки по ипотечному кредиту камень с места не сдвинется.

Нужны антимонопольные меры (по крайней мере в крупных городах), финансовое регулирование, возможно, даже появление крупных государственных игроков, занимающихся «обвалом» перегретого рынка недвижимости. Это означает, что кто-то должен вступить в схватку со строительными магнатами и с их высокими покровителями. Кто-то должен рискнуть карьерой.

Возможно, такие смельчаки среди отечественных чиновников и найдутся, но пока даже бумажного движения в этом направлении нет.

Есть и ещё один путинский проект, который по большому счёту сводится к наделению сельскохозяйственного бизнеса всевозможными льготами и преференциями. Как будет реализовываться он, пока также неясно. На этом фронте сложнее всего будет преодолеть препоны, созданные самой Россией. Дело в том, что мы готовимся к вступлению в ВТО и соглашение, к которому собираемся присоединиться, серьёзно ограничивает объёмы государственной поддержки сельхозпроизводителей. Но это поставит российских крестьян в неравные по сравнению с мировыми производителями условия.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.11.2016 14:52
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх