// // Газеты и журналы оградят от иностранцев

Газеты и журналы оградят от иностранцев

546

«Глянец» теряет лоск

Так журнал MAXIM представил себя в 2017 году
фото: официальная группа MAXIM в Facebook
Так журнал MAXIM представил себя в 2017 году фото: официальная группа MAXIM в Facebook
В разделе

Госдума приняла законопроект, запрещающий иностранным акционерам владеть более чем 20% акций СМИ и быть их учредителями. Депутаты уверяют, что это поможет защитить безопасность России от иноземного влияния. Однако есть и иное мнение: запрет разрушит рынок СМИ, причём под удар попадут не только неудобные для власти издания, но и вполне себе «мирный глянец» о моде, сексе и домашних вареньях.

В 90-е к зарубежным собственникам СМИ власть относилась так же, как и к отечественным. Первая санкция была принята лишь в 2001 году – тогда иностранное участие на телевидении и радио ограничили 50%. Теперь пришла пора более радикальных мер. Все четыре фракции Госдумы проголосовали за то, чтобы снизить планку, указанную до 20%, и включить в запрет уже все медиаактивы, включая печатные и интернет-издания. Причём иностранцы не смогут участвовать во владении ими и через цепочку российских компаний – в расчёт будет браться конечная доля. Ограничения предлагается ввести с 1 января 2016 года.

Соавтор законопроекта, первый зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин (ЛДПР) заявил: «Кто владеет информацией – тот владеет миром. Если иностранцы выходят на медиарынок другой страны, то фактически получают доступ к умам людей, к формированию общественного мнения». В связи с этим представитель КПРФ Владимир Федоткин предложил вообще полностью вычистить иностранных акционеров из российских СМИ, запретив зарубежному капиталу присутствовать на рынке медиа.

Любопытно, что в качестве аргумента депутаты ссылались именно на западную практику. По словам лидера «Справедливой России» (СР) Сергея Миронова, «в США или Испании законы ограничивают долю иностранного капитала в 25%, а во Франции, Индонезии, Канаде, Австралии эта норма является, как и в нашем законопроекте, 20%». Однако главный справоросс не уточнил, что эти препоны там действуют лишь для телеканалов и где-то ещё радиостанций. Печатные и сетевые СМИ, как правило, остаются полем свободной конкуренции, а осуществить заказ календарей и другой типографической продукции может любой желающий.

По предварительным оценкам, репрессии затронут до половины медийного рынка РФ. Среди них – газеты «Коммерсантъ», «Ведомости», а также журнал Forbes. Именно из-за них, как полагают, и был принят законопроект. Данные деловые издания по-прежнему стараются вести независимую информационную политику, выдавая оценки и комментарии, не всегда удовлетворяющие власть. Однако одновременно под ударом оказываются десятки других медианосителей. В их числе – «Афиша», «Секрет фирмы», Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire, Men’s Health, Women’s Health, National Geographic, Elle, Marie Claire, «Антенна-Телесемь», Maxim, а также интернет-ресурсы Championat.com, Rambler, ЖЖ, телеканалы «Пятница», «ТВ-3» и 2х2. Во всех этих СМИ участие иностранного капитала больше будущей нормы. То, что изрядная их часть относится к заведомо аполитичному «глянцу», депутатов не смутило. Напротив, один из соавторов законопроекта, Вадим Деньгин заявил: «Глянец» более опасен, чем действующие общественно-политические газеты. Под прикрытием «глянца» многие через некоторое время начинают скупать средства массовой информации по всей территории РФ». Вероятно, в первую очередь он имел в виду компанию Виктора Шкулёва, давно осваивающую региональный рынок СМИ.

Против законопроекта голосовал лишь один депутат – исключённый из СР Дмитрий Гудков. Напрасно он призывал: «Коллеги, обращайтесь к здравому смыслу. Вы хотите получать объективную информацию или «боевой листок» Дугина читать? Этот закон ударит по российскому медиабизнесу: будет отток кадров, инвестиций, технологий». Однако депутаты эти доводы оптимистично проигнорировали. Как заявил депутат от «Единой России», бывший министр информации и печати Саратовской области Роман Чуйченко, «будет дан определённый толчок развитию инфраструктуры отрасли, в частности типографского дела». В итоге из сферы действия будущего закона исключили лишь СМИ, образованные в рамках межгосударственных соглашений – например, телерадиокомпанию «Мир» и телерадиокомпанию Союзного государства России и Белоруссии. Поправку депутата Олега Смолина о нераспространении закона на культурные, научные, просветительские, детские и религиозные каналы с зарубежным участием комитет отклонил.

Сами медийные эксперты весьма скептически оценивают панические настроения думских депутатов. По мнению секретаря Союза журналистов России Павла Гутионтова, законопроект – бессмысленный, поскольку «зарубежный капитал, к счастью или к несчастью, пока не является реальной проблемой для страны и журналистики». Однако многие эксперты уже высказались: с вступлением закона в силу на рынке СМИ может начаться кризис. И не факт, что любительницы модных журналов смогут читать их и дальше.

Опубликовано:
Отредактировано: 03.05.2015 16:26
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх