// // Фармкомпаниям запретят продвигать лекарства через врачей

Фармкомпаниям запретят продвигать лекарства через врачей

866

Таблетки от жадности

Назначая лечение, врачи зачастую руководствуются не интересами больного, а собственной выгодой
lori.ru
Назначая лечение, врачи зачастую руководствуются не интересами больного, а собственной выгодой lori.ru
В разделе

Российские власти всерьёз заинтересовались небескорыстной дружбой крупных фармацевтических компаний с медицинскими работниками. Производители лекарств фактически берут врачей «в долю», предлагая им проценты с продаж. А те впаривают – иначе не скажешь – пациентам дорогущие импортные таблетки вместо более доступных отечественных аналогов. Чиновники решили положить конец этой многолетней порочной практике. Теперь доктор, выписавший больному тот или иной препарат из меркантильных соображений, может поплатиться карьерой. Только вот доказать факт подкупа эскулапа фармацевтами практически невозможно.

Этой осенью в Америке разразился грандиозный скандал: министерство юстиции США оштрафовало корпорацию Pfizer на 2,3 млрд. долларов. Рекордный штраф был выписан компании за «продвижение» продукции через врачей – те назначали пациентам ненужные им препараты. Между тем в нашей стране подобное «сотрудничество» существует с начала 90-х годов прошлого столетия.

Если верить статистике, из всех продаваемых в России упаковок лекарств 2/3 – отечественные. То есть мы в два раза чаще покупаем наши таблетки, чем импортные. Однако эксперты ведут подсчёты иначе – по общей стоимости реализованных пилюль. Так вот, в денежном выражении получается, что заморские медикаменты занимают 77% нашего рынка, а российские – всего 23. Причём засилье дорогих импортных лекарств в наших аптеках не только оттого, что они, как принято считать, качественнее. Не совсем так: просто в отличие от наших компаний мировые фармгиганты тратят на продвижение своей продукции, в том числе через медработников, гигантские деньги.

Впрочем, западные компании никогда и не скрывали, что располагают целым штатом медицинских представителей, в обязанности которых входит «вербовка» врачей, выписывающих лекарства. Благо российское законодательство никак этому не препятствует. (Более того, как отмечали рекрутинговые агентства, именно медпреды стали первой специальностью, которая была востребована рынком труда после кризисного шока конца 2008 года.) Агенты фармкомпаний буквально осаждают лечебные учреждения. Сначала они налаживают связи, знакомят с продукцией, дарят сувениры и раздают халаты с логотипами (чтобы название препарата всегда было у доктора перед глазами). Затем в ход идут «откаты». Условия их получения разные, в зависимости от политики компании и пожеланий врача. Это может быть как единовременная выплата, так и процент с продаж. Говорят, что самые дорогие в продвижении препараты – это биологически активные добавки. С продаж чего-нибудь «общеукрепляющего», улучшающего обмен веществ и т.д. и т.п. эскулап имеет 10–15%.

По оценкам экспертов, затраты фармкомпаний на содержание штата медпредставителей сопоставимы с расходами на производство и составляют 10–15% оборота. А для представительств иностранных компаний, не имеющих производства в нашей стране, эта цифра может достигать 40–50%. «Сегодня один медицинский представитель обходится фармкомпании, с учётом его зарплаты, аренды машины, покупки компьютера, оплаты телефона, Интернета и т.д., в среднем в 160–200 тыс. рублей в месяц», – рассказал «Нашей Версии» директор по маркетинговым исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.

По теме

Ещё более внушительные суммы тратятся на поощрение медиков. Крупные компании ежегодно выделяют на эти цели десятки миллионов рублей. Понятно, что распределяются эти деньги во врачебном сообществе отнюдь не равномерно. За это научные светила включают торговые марки в стандарты лечения и рекомендуют их для программ государственных закупок. Рядовые медики обычно могут рассчитывать на более скромные подношения – от ручки с блокнотом до поездки на семинар в подмосковный пансионат. Естественно, все эти траты включаются в стоимость лекарств. По словам аналитиков рынка, бюджеты на продвижение любых серьёзных препаратов на территории России в смете крупных иностранных производителей закладываются в размере 10–20% стоимости товара. Причём небезвозмездная врачебная мода на определённые бренды больно бьёт не только по кошелькам пациентов, но и по государственной казне. По данным Росздравнадзора, в 2008–2009 годах российский бюджет мог бы сэкономить около 4 млрд. рублей, если бы при госзакупках вместо забугорных препаратов приобретались не уступающие им по качеству «доморощенные» аналоги.

На Западе законы, регулирующие деятельность медпредов, приняты давно. В России их нет вообще, существуют только внутренние инструкции. В некоторых поликлиниках, например, действует запрет на общение сотрудников с представителями фармкомпаний. Правда, эффективным этот запрет не назовёшь: лишь 3% врачей не пускают таких посетителей в кабинет, 5% пускают после фразы «я быстро», а остальные 92% говорят: «Нам не разрешают, но ладно, входите».

Недавно на проблему ангажированности отечественных эскулапов обратил особое внимание Владимир Путин. «Недопустима ситуация, когда фармацевтические концерны доплачивают специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты, – заявил премьер. – Производители спонсируют корпоративные мероприятия, семинары, в том числе с выездом на тёплые моря. Эту порочную практику нужно прекратить». После этого методами работы иностранных производителей живо заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Она проверила несколько крупных фармкомпаний и обнаружила множество нарушений. А кроме того подготовила целый пакет поправок в «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», закон «Об обращении лекарственных средств» и Административный кодекс.

Новый законопроект строго-настрого запрещает фармацевтам каким-либо образом стимулировать медработников и руководителей учреждений здравоохранения к распространению лекарств. В том числе запрещается презентовать им деньги или подарки дороже 3 тыс. рублей, оплачивать отдых и транспортные расходы. Нельзя организовывать фестивали, конференции, конгрессы с участием только одного производителя, тем более если по итогам мероприятия участники должны взять на себя какие-то обязательства. А докторам запретят принимать медпредов в рабочее время.

За назначение лекарств из меркантильных соображений врачу будет грозить штраф 20–30 тыс. рублей или дисквалификация на срок от года до двух лет. Главврачи, закрывающие глаза на такие сговоры, будут платить от 100 тыс. рублей или также потеряют право заниматься профессиональной деятельностью. Самим компаниям светит штраф в размере от 1 до 15% выручки с продажи продвигаемого через медиков препарата (но не менее 300 тыс. рублей). Антимонопольщики надеются, что неотвратимое суровое наказание сделает врачей и фармацевтов более чистоплотными. В свою очередь, в Росздравнадзоре (на эту службу ФАС предлагает возложить контроль за соблюдением новых требований) подчёркивают: чтобы задействовать карательные меры, нужно сначала доказать факт сговора доктора с фармкомпанией. А сделать это крайне сложно.

Эксперты с предложенными инициативами в принципе согласны. «Фармацевтические компании – чего греха таить – выстраивают программы лояльности врачей к себе и своей продукции. И, чтобы не ущемлялись интересы пациентов, этот процесс необходимо регламентировать, сделать его более прозрачным, более контролируемым соответствующими органами, – говорит г-н Мелик-Гусейнов. – Но здесь очень важно не перегнуть палку». По мнению нашего собеседника, полностью запрещать взаимодействие фармацевтов с медиками нельзя. Ведь для последних общение с представителями фармкомпаний и посещение мероприятий, которые устраивают эти фирмы, – зачастую единственная возможность получить информацию о новых препаратах и методах лечения.

Опубликовано:
Отредактировано: 08.12.2009 13:47
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх