// // Ежегодно в столице появляется 100 тысяч брошенных автомобилей

Ежегодно в столице появляется 100 тысяч брошенных автомобилей

444

Москва ржавеет

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Пробки – да, кошмар. Атмосфера и экология – ни к чёрту. Однако благосостояние граждан неуклонно растёт и как следствие автопарк пополняется. К сожалению, в строгом соответствии с законом сохранения энергии и вещества: если у кого-то появилась новая машина, то неизбежно кто-то бросил свою рухлядь ржаветь, приобретя чуть более новую. В столице ситуация близка к катастрофе, впрочем, регионы постепенно навёрстывают упущенное по мере притока средств и как следствие машин.

Сюжет: Экология

Простые цифры: по данным столичного ГИБДД, ежегодный прирост автопарка в Москве составляет 200–300 тысяч машин в год. В месяц на учёт ставится более 20 тысяч только новых автомобилей.

Чуть более сложные статистические показатели: уровень утилизации автопарка, процент ежегодно выбывающих машин от общего количества автопарка. Если страна находится в неблагоприятном экономическом положении, автопарк может расти, однако выбывания автомобилей практически не происходит: у людей нет денег на покупку нового автомобиля, поэтому они до последнего держатся за старые.

Теперь хорошие новости. Как сообщается в исследовании компании Pricewaterhouse Coopers, в 1990-е годы выбывания автомобилей практически не происходило. Соответственно автопарк старел, но не уменьшался. Ситуация стала меняться только в 2000-х. Так, в 2006 году уровень утилизации составил уже 3% (более 800 тысяч автомобилей в год), а в следующие несколько лет показатель достигнет западноевропейского уровня – 5–6%. При этом накопленный в 90-е старый автопарк придёт в негодность практически одновременно, а из 28 млн. автомобилей около 20 млн. составляют старые отечественные машины.

В столице, как в передовом регионе, уровень утилизации уже находится на отметке 4–5%. Цифры говорят сами за себя: если на конец 2007 года в столице было зарегистрировано более 3,5 миллиона единиц автотранспорта (по данным ГИБДД), то при уровне утилизации в 5% количество списанных машин составило 175 тыс. штук. Тут, собственно, самое время сообщить плохую новость: значительная часть списанных машин была списана лишь по документам. На практике это означает, что городской пейзаж повсеместно дополняют ржавые машины, которые элементарно портят вид, занимают дефицитные машино-места, не говоря о вреде, который они наносят экологии.

В настоящее время в России не существует единого нормативного документа, регламентирующего процесс утилизации автомобиля. Вообще нет такого закона, который обязывал бы автовладельца заботиться о сдаче своего имущества в утиль. Отсутствие закона – полбеды. Никаких материальных выгод забота об окружающей среде не сулит, скорее придётся ещё и раскошелиться на то, чтобы дотащить экс-средство передвижения до свалки.

В итоге алгоритм действий сознательного автолюбителя таков. Для начала – написать заявление в ГИБДД и принести документы и номерные знаки на машину, если они есть. Не исключено, что особо ретивые стражи при этом потребуют каким-то образом предъявить к осмотру останки. Кроме того, что немаловажно и отпугивает многих, необходимо также заплатить налог за последние годы существования автомобиля. Потом – поиск свалки. В итоге во дворах городов появляется большое количество автомобильного хлама: зачем брать на себя лишние заботы об утилизации машины, если её можно просто бросить.

Как итог: только в Москве, по подсчётам коммунальщиков, ежегодно реестр малых архитектурных форм пополняется едва ли не 100 тыс. машин. Позитив есть, 20% пришедших в негодность машин утилизируется по всем правилам, но, согласитесь, это мизер.

По теме

Проблема отчасти решается разве что в столице. Здесь местные власти попытались сделать переработку автомобилей (авторециклинг) выгодной, если не для их владельцев, то для компаний, занимающихся переработкой. Так, в начале 2003 года была проведена специальная инвестиционная программа: проведение конкурса между предприятиями, желавшими заниматься переработкой автомобилей. В обмен на очистку города от хлама компании получали землю по льготной арендной ставке, а также практически освобождались от налогов. Сейчас таких компаний насчитывается порядка десяти, они готовы совершенно безвозмездно ликвидировать негодную технику – автовладельцу достаточно потрудиться найти соответствующие объявления.

За утилизацию одной легковой машины столичный бюджет платит 980 рублей, за грузовик — 1 600 рублей. Остальной доход компании ликвидаторов могут получать, скажем, от подержанных автозапчастей, которые подрядчик продаёт на рынках, а также от продажи металлолома.

Однако за некоторые составляющие автомобиля, например моторное масло, наоборот, утилизаторам приходится даже доплачивать из своего бюджета: процесс его переработки стоит очень дорого. В итоге такие компании, даже несмотря на огромные льготы, имеют небольшой доход. Большинство утилизируемых сегодня автомобилей – старые отечественные «Жигули» и «Москвичи», которые изначально при производстве не были рассчитаны на переработку: в автомобилях очень много вредных и неперерабатываемых материалов.

При этом в отличие от регионов Москва пытается заниматься спасением своей территории, даже не надеясь на сознательность владельцев дряхлых авто. В городе выработан механизм поиска и утилизации брошенных автомобилей: в каждом ДЕЗе есть комиссия, в которую входят представители ГИБДД, управы и ОТИ (организации, осуществляющей техническую инвентаризацию объектов). Обнаружив бесхозную машину, комиссия составляет акт, который ДЕЗ отсылает подрядчику. Тот выезжает на место и забирает автомобиль. Если машина явно подлежит утилизации (остался только скелет), её сразу же отправляют под пресс. Но когда машина представляет ещё какую-то материальную ценность, её определяют на площадку. Если через два месяца владелец не объявится, машина идёт на разборку.

Однако даже всех перечисленных мер недостаточно, чтобы полностью решить проблему. Действующие эвакуаторы полностью загружены работой, а количество жалоб от населения о том, что во дворе появился очередной брошенный автомобиль, только увеличивается.

По мнению экспертов, единственной спасительной мерой станет принятие федерального закона об утилизации, предусматривающего выгоду для тех, кто этим занимается. Если в законе будет прописано, что владелец должен платить за утилизацию или средства на неё будут выделяться из бюджета, этот бизнес превратится в золотую жилу, и проблема решится сама собой.

Пока всего этого нет, город получает значительную дозу вредных веществ. В выброшенном автомобиле сохраняются жидкости (обычно 20–25 литров), которые представляют серьёзную опасность для окружающей среды, это масла, жидкости, содержащие метанол, и т.д. Ржавение автомобиля приводит к заражению почвы тяжёлыми металлами. Доказано: Ещё больший ущерб природе приносят автомобили, оказавшиеся в водоёмах или вблизи от них: ядовитые жидкости и тяжёлые металлы в этом случае попросту вымываются, попадая в водоём и отравляя его.

Опубликовано:
Отредактировано: 26.03.2008 15:45
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх