Версия // Общество // Кому, зачем и для чего продаётся аэрография?

Кому, зачем и для чего продаётся аэрография?

3944

Машинный холст, масло

В разделе

Аэрография в нашем отечестве не столько искусство и способ самовыражения, сколько противоугонная система. Лишь единицы автофанатов могут позволить себе сделать транспортное средство художественным произведением из чистой любви к нему. В основном клиенты мастерских – крепко стоящие на ногах граждане, которые где-то слышали, будто расписные машины совершенно не интересуют угонщиков.

Начнём с самого главного - финансового вопроса. Если приблизительно, то украсить машину рисунком стоит от 300 долларов за деталь. Впрочем, это весьма приблизительный подсчёт. Стоимость сильно варьируется в зависимости, во-первых, от сюжета, во-вторых, от исполнения – отдельные краски сами по себе могут стоить порядка 1 тыс. долларов за литр. И если хочется чего-нибудь совершенно запредельного – с уникальной фактурой под дерево или даже бетон, – смету придётся увеличивать. В-третьих, от уровня мастера. Наверняка какие-нибудь умельцы в гараже пообещают сделать и за 100 долларов, но результат будет весьма плачевным.

Юрий Колтыгин, он же Тюбик, – легенда отечественной аэрографии, – когда я задал ему вопрос о возможных трудностях в работе, вспомнил свой первый опыт. История в высшей степени поучительная:

– Приятель дал мотоциклетный бак (дело было в начале 90-х) и говорит: «Рисуй!» Аэрографов (специальных распылителей для краски. – Прим.ред.) тогда в помине не было. Давай кистями ваять. Ребята посоветовали использовать масляные краски: мол, как подсохнет, зальём паркетным лачком и будет всё здорово. Как бы не так. Разрисовал я этот бак, он сох у меня месяц. Визуально получилось впечатляюще, но с практической точки зрения… При первой же заправке бензин попал на рисунок, и все потекло.

Занимать очередь непременно к Колтыгину необязательно. Но всё же по-настоящему опытных, хороших мастеров и мастерских на две столицы едва ли наберётся с десяток, и, если уж придёт в голову расписать транспортное средство, лучше не экспериментировать и обращаться к ним.

Важно понимать, что отдать машину в работу – это значит потратить какое-то время на ожидание, то есть попросту остаться без колёс. Как надолго? От четырёх дней, если речь идёт, скажем, только о капоте и самом простом узоре, до пары месяцев, если рисунок займёт всю боковую поверхность фуры. Это ведь дилетанту кажется: нарисовал, и готово.

На самом деле перед нанесением аэрографии детали придётся снять с авто, зачистить, удалить заводской лак. Только потом сделать рисунок, причём, возможно, с несколькими слоями промежуточного лака. Дальше – собрать воедино.

В принципе у всех мастеров есть некий стиль или уж по крайней мере привычка к определённым сюжетам. Например, Айдар* Валеев – непревзойдённый профессионал по части так называемой биомеханики. Хотя его почерк нередко называют и суперграфикой – настолько чётко он прописывает все детали. Тот же Тюбик скромно именует себя не художником, а копиистом. Мол, он лишь переносит рисунки, фотографии на поверхность автомобиля или мотоцикла. С другой стороны, написать на машине портрет – задача чрезвычайно сложная, для большинства автохудожников почти невыполнимая. А Тюбик-Колтыгин может. Скажем, в своё время именно он взялся за роспись бака для модельера-альтернативщика Егора Зайцева.

– Хотелось, чтобы на баке моего мотоцикла была симметрично нарисована эмблема моего мотоклуба, а портрет дочери, которой тогда было 5 лет – по центру, – вспоминает Егор. – Тюбик добавил некоторые штрихи. Он пририсовал дочке на голове бандану, поверх портрета появился образ летящего ангела…

Собственно, тут мы подошли к самому сложному – выбору сюжета. На самом деле мастера уже давно привыкли к тому, что у клиентов в лучшем случае общие идеи (типа «хочу лошадок»), а чаще всего полный кавардак в головах. В итоге совместными усилиями вырабатывают концепцию, потом с помощью компьютера проверяют, как задуманное будет смотреться на авто. Лишь после этого приступают к работе.

Сколько таких неопределившихся? Процентов 80 от общего числа. Примерно такое же количество – это отнюдь не любимцы, купленные на последние деньги и на них же оттюнингованные, а новенькие и дорогие иномарки. Причины подобного соотношения просты: машины с аэрографией практически не угоняют. Известные мастера не могут припомнить случая, чтобы сделанная ими работа незаконно сменила владельца, поскольку

Получается, что пара тысяч долларов, вложенные в рисунок, успешно заменяют самую навороченную спутниковую систему безопасности. Правда, надо учитывать, что и ликвидность такой машины на вторичном рынке стремится к нулю: найти покупателя, которому придётся по душе чужая фантазия, чрезвычайно сложно.

Наконец, о всеми любимой ГИБДД. Так вот, спешим успокоить сомневающихся: аэрография легальна, и в большинстве случаев нанесение графики не требует перерегистрации транспортного средства, поскольку её существование (или отсутствие) не прописано ни в одном нормативном акте. Да, если от первоначальной окраски машины не осталось и следа, стоит съездить за новым техпаспортом, но такие автопроизведения – редкость. Как правило, «родная» краска явственно видна, и попытки привлечь водителя к ответственности за рисунок – скорее придирка, не грозящая последствиями.

*
Националистические батальоны «Айдар» и «Азов» признаны экстремистскими организациями и запрещены в России.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.02.2008 11:28
Комментарии 0
Наверх