Версия // Общество // Дорожников будут сажать за колдобины и выбоины, приводящие к авариям

Дорожников будут сажать за колдобины и выбоины, приводящие к авариям

2011

Ямная угроза

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

По качеству автомобильных дорог Россия занимает 106-е место в мире. Столь нелестную оценку отечественным путям сообщения дали эксперты Всемирного экономического форума. Впрочем, то, что «дорожная» ситуация в нашей стране далека от совершенства, откровением ни для кого не является. Большинство существующих дорог пребывает в плачевном состоянии, а строительство новых не успевает за автомобилизацией населения. В текущем году этот больной вопрос уже поднимали министр транспорта, первый вице-премьер и глава правительства. Вслед за ними в борьбу с одной из двух наших бед вступили депутаты Госдумы, предложившие привлекать нерадивых дорожников к уголовной ответственности.

Несколько лет назад состоялся автопробег Екатеринбург – Санкт-Петербург. Колонну раритетных авто возглавлял Bentley принца Кентского, двоюродного брата королевы Великобритании Елизаветы II и внучатого племянника последнего русского императора. Отмахав по нашим ухабам больше 2,5 тыс. километров, монаршая особа на полном серьёзе заявила, что «российские дороги не так плохи, как об этом говорят сами русские».

От того, по чему им приходится ездить, россияне действительно, мягко говоря, не в восторге. Взять хотя бы результаты недавнего соцопроса в 37 городах страны: 61% автолюбителей оценили состояние местных дорог как «совершенно неудовлетворительное» и «неудовлетворительное», у 32% респондентов они заслужили твёрдую «тройку», и лишь 7% назвали их хорошими. Больше всего претензий к качеству дорожного покрытия накопилось у жителей Костромы, Рязани и Перми, а вот самые добросовестные дорожники обитают в Белгороде, Кемерове и Липецке.

По данным Федерального дорожного агентства (Росавтодора), только 38% дорог федерального значения соответствуют транспортно-эксплуатационным требованиям. В частности, по ровности и прочности нормам соответствуют 45%, по сцеплению – 74%, по пропускной способности – 28% трасс. На региональном и местном уровнях дела обстоят ещё хуже: требованиям не отвечают 76% территориальных и 85% муниципальных дорог. И в будущем улучшения ситуации не предвидится. Напротив, по прогнозам Минтранса, к 2010 году в нормативном состоянии останется не более 15% автотранспортных артерий страны.

Эксперты подсчитали, что из-за удручающего состояния дорожного фонда Россия теряет больше денег, чем тратит на оборону, – 1,8 трлн. рублей в год (это, к слову, 3% ВВП). Впрочем, страдает не только государство, но и автовладельцы: в плохих дорожных условиях машина расходует почти на 50% больше топлива, стоимость её обслуживания возрастает в два-три раза, резина изнашивается вдвое быстрее, а жизнь «железного коня» сокращается на 30%. Но материальные потери не идут ни в какое сравнение с человеческими жертвами. За первые пять месяцев этого года дефекты дорожного полотна (ямы, открытые колодцы, неработающее освещение, сломанные светофоры, стёртая разметка, отсутствующие знаки и т.д.) стали причиной 14 670 аварий, унёсших 2 116 жизней, ещё 18 133 человека пострадали.

«23% жертв ДТП, то есть почти каждый четвёртый, погибают из-за плачевного состояния дорог, – сообщил «Нашей Версии» депутат Госдумы от «Единой России», координатор партийного проекта «Безопасные дороги» Александр Коваль. – Также настораживает тот факт, что при наметившейся тенденции к снижению аварийности дорог, связанной прежде всего с ужесточением наказаний для нарушителей, доля аварий из-за неудовлетворительного состояния полотна (в Росавтодоре их скромно именуют «ДТП с сопутствующими дорожными условиями») в общем количестве происшествий увеличивается. Если в прошлом году этот показатель составил 18,7%, то в нынешнем он вырос до 20,8%».

По теме

Это в среднем по стране. В разных субъектах Федерации эта цифра колеблется от 3 до 45%. Наиболее благополучными в этом отношении регионами являются Москва, Астраханская, Калужская и Тюменская области, республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Мордовия. Самые же опасные дороги – в Волгоградской, Вологодской, Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областях, Башкирии, Бурятии и Карелии, Ненецком автономном округе, Пермском и Хабаровском краях.

Между тем эксперты Межрегионального центра «За безопасность российских дорог» полагают, что даже печальная официальная статистика не отражает реальной картины. По их оценке, около трети аварий, произошедших по вине дорожных служб, не фиксируется в протоколах или просто не указывается связь между ДТП и состоянием полотна.

Вскоре в рамках проекта «Безопасные дороги» пройдёт всероссийская акция «Нет дорогам-убийцам!», в ходе которой на основании жалоб граждан будут определены худшие трассы страны, а глав местных органов власти премируют резиновыми сапогами и портянками. Также в планах «единороссов» составление интерактивной карты российских дорог с указанием всех опасных участков (по данным ГИБДД, только на федеральных трассах таких 3546). Но главным начинанием «ЕР» на пути совершенствования дорожного хозяйства стала идея введения уголовной ответственности для руководителей организаций, отвечающих за ремонт и содержание дорог, которая к осени должна предстать в виде законопроекта. «Если из-за разгильдяйства дорожных служб погиб человек, то виновный должен сидеть в тюрьме», – уверен г-н Коваль.

Наказание ждёт и сотрудников ГАИ, вовремя не предупредивших участников движения об опасности. «Вот классический пример из российской действительности, – рассказывает наш собеседник. – Двухполосная дорога, на ней огромная яма. Огибая её, водитель выезжает на встречную полосу. В 50 метрах стоит предприимчивый инспектор, который фиксирует это нарушение и штрафует нарушителя. Вместо того, чтобы выставить ограждение и проинформировать эксплуатирующую организацию».

Стоит сказать, что россияне, угробившие на отечественных трассах своих четырёхколёсных друзей, всё чаще обращаются в суд с исками о возмещении ущерба. По данным центра «За безопасные дороги», в 2007 году общая сумма материальных претензий к балансодержателям дорог превысила 270 млн. рублей.

«Если вы попали в аварию из-за ненадлежащего состояния дороги, то, для того чтобы можно было потребовать возмещения ущерба, просите гаишника указать в акте осмотра места происшествия дефекты полотна, которые могли послужить причиной ДТП, – советует читателям «Нашей Версии» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Хотя скорее всего он попытается переложить всю вину на вас. Если в акте написано, что на проезжей части, например, лежала забытая ремонтниками бетонная плита, у вас автоматически появляется ответчик по гражданскому делу. Вам останется только оценить ущерб и отправиться в суд».

«В последние годы вместо традиционного «водитель не справился с управлением» в отчётах о ДТП всё чаще встречается указание на неисправность дорожного полотна», – поделился с нами вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. Правда, у автолюбителей нередко возникают проблемы с поиском ответчика. Случается, что организации, по вине которой дорога пришла в негодность, уже не существует, а на её место заступил новый подрядчик. В этой ситуации вчинить иск можно администрации муниципального образования. Правда, в таких случаях шансы на успех невелики.

По словам замруководителя Росавтодора Сергея Полещука, привести в порядок федеральные трассы удастся «ориентировочно к 2017 году». Хотя до недавнего времени сделать это планировалось уже к 2013-му. Однако качество дорожного покрытия – лишь один аспект нашей извечной проблемы. Не менее болезненная для России тема – нехватка дорог. В ближайшие семь лет дорожное ведомство обещает построить свыше 60 тыс. километров дорог, правда, нашу страну с её необъятными просторами это явно не спасёт. Общая протяжённость отечественных дорог сейчас составляет 1 млн. 145 тыс. километров (для сравнения: в США 6 млн. километров дорог), на 1 квадратный километр территории приходится 67 метров дорожного полотна (за океаном – 670). К тому же у нас не существует того, что на Западе называют «дорожной сетью». В Европе и Америке из любого региона можно напрямую проехать в любой другой. У нас не так. Все магистрали Центральной России проходят через столицу, а из-за отсутствия асфальтовых дорог примерно 50 тыс. населённых пунктов страны в период весенней и осенней распутицы и вовсе оказываются отрезанными от цивилизации.

Наконец, в развитых странах автодорожная система состоит из «низовой сети» (2–3-полосных дорог) и хайвеев (широких, 6–18-полосных скоростных шоссе). Практически все дороги в РФ – это «низовая сеть», многополосную проезжую часть имеют всего 8% федеральных трасс. Нынешние темпы дорожного строительства пропускной способности дорогам не прибавят. Хотя бы потому, что не поспевают за ростом автомобилизации населения. Ожидается, что к 2015 году отечественный автопарк увеличится почти в полтора раза: сегодня по российским просторам бегают 34 млн. «железных коней», а через семь лет их количество приблизится к 50 миллионам.

«В советских градостроительных документах зафиксировано: исходить из уровня 60 автомобилей на 1 тыс. жителей, – говорит директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарычев. – После построения коммунизма этот показатель должен был увеличиться не больше чем до 180. Следы этого гениального расчёта можно обнаружить в любом дворе – московском, казанском, новосибирском. Там даже в застройке 70–80-х годов не могут разъехаться два автомобиля. С этим багажом мы пришли в начало 1990-х годов. Началась ураганная автомобилизация населения, а денег на дорожное строительство уже не было. И вот итог. В России уже 200 автомобилей на 1 тыс. жителей, в городах-«миллионниках» – 300–350. В 3–6 раз больше, чем предполагали строители. А дорожная сеть практически не изменилась».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.07.2008 11:45
Комментарии 0
Наверх