Версия // Общество // Старые «Жигули» теперь будут обходиться их владельцам дороже, нежели новая Mitsubishi Lancer

Старые «Жигули» теперь будут обходиться их владельцам дороже, нежели новая Mitsubishi Lancer

2239

Война машин

N/a
В разделе

В России стартовала кампания по укреплению позиций отечественного автопрома и вытеснению с рынка подержанных иномарок. Для этого был разработан «комплекс мер по развитию автомобильной промышленности». Документ, созданный в Минпромторге, в настоящее время проходит согласование в ведомствах. Комплекс мер предусматривает принятие законодательных актов в области налогообложения и таможенных пошлин, которые будут стимулировать покупку новых машин вместо ввоза подержанных. Чем обернётся новая концепция для рядового потребителя, выяснял наш корреспондент.

Российские чиновники довольно давно поняли, что поднимать отечественный автопром без западных инвестиций и технологий бесполезно. В последние пару лет для его оздоровления удалось привлечь немало крупных автоконцернов. В результате в прошлом году на машины, собранные в России, включая «российские иномарки», пришлось 40% рынка. Премьер-министр Путин, однако, поставил новую задачу – собирать в России до 80% продаваемых автомобилей. А чиновники и руководители автозаводов договорились ужесточить ввоз подержанных иномарок.

Сейчас, напомним, запретительная пошлина распространяется на автомобили старше семи лет, теперь этот порог предлагается опустить до пяти лет. В 2007 году в Россию было ввезено 380 000 подержанных иномарок (14% рынка). Целью данного нововведения является защита отечественного автопрома, продукция которого является прямым конкурентом подержанным иномаркам.

Более того, в «комплексе мер по развитию автомобильной промышленности» должно было быть прописано ещё более жёсткое предложение. А именно выровнять ставки ввозных таможенных пошлин на подержанные автомобили до уровня пошлин на новые. Таким образом, таможенная пошлина на иномарку в возрасте от трёх до пяти лет (самый распространённый возраст ввозимых в Россию иномарок) составила бы 48%, но не менее 2,5 евро за кубический сантиметр объёма двигателя, в зависимости от объёма, что, по сути дела, уничтожило бы бизнес по импорту подержанных иномарок. Однако, как сообщили в Минпромторге, от столь жёсткой меры решили отказаться.

К третьему кварталу 2008 года, опять же в соответствии с документом, планируется внести в правительство проект постановления, предусматривающий дифференциацию коэффициентов страховых тарифов в зависимости от года выпуска автомобиля. Конкретные параметры пока не прописаны, но, по мнению экспертов, владельцы автомобилей в возрасте до трёх лет будут покупать ОСАГО с пониженным коэффициентом базовой стоимости. Таким образом, владельцам новых машин ОСАГО обойдётся на 30–50% дешевле. Тот же принцип предлагается распространить на транспортный налог. Для автомобилей, которые соответствуют «Евро-3», останутся действующие ставки, для «Евро-4» и выше предполагается их снизить, а для «Евро-2» и ниже, наоборот, повысить.

Таким образом, если решение вступит в действие, владельцы старых автомобилей, которых в России большинство, понесут серьёзные потери.

Для москвичей ситуацию усугубляет то, что недавно мэр столицы Юрий Лужков подписал постановление, согласно которому транспортный налог на автомобили с 1 января 2009 года будет повышен в среднем на 30%. Прежними останутся только ставки налога на автомобили мощностью до 125 л. с.

Чтобы рынок подержанных автомобилей после предпринятых мер всё же хоть как-то дышал, чиновники решили сделать послабление в виде отмены НДС на подержанные автомобили. С предложением внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс выступили сначала депутаты «Единой России», а затем и премьер-министр Владимир Путин. А на прошлой неделе Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал к первому чтению законопроект, в соответствии с которым с дилеров при продаже автомобилей, с момента выпуска которых прошло более трёх лет, не будет взиматься НДС (сейчас он составляет 18%).

По теме

Впрочем, это вряд ли отразится на реальной стоимости подержанных машин. Дело в том, что действующая сейчас норма работает только в том случае, если автомобиль продаётся по системе «трейд ин» через автомобильных дилеров, то есть через юридических лиц. Если же машину продаёт физическое лицо другому физическому лицу, налог, естественно, не взимается. По такой же схеме действуют некоторые автодилеры: купля-продажа оформляется на физические лица, например сотрудников компаний. Те же компании, которые не уходят в тень, либо вообще не занимаются «трейд-ин», либо включают НДС в стоимость подержанного автомобиля, что автоматически повышает его стоимость.

Законопроект, который должен вступить в силу с 1 января 2009 года, по мнению депутатов, должен будет способствовать легализации рынка подержанных автомобилей, ведь после его принятия автодилерам – юридическим лицам – придётся уплачивать НДС не со всей стоимости автомобиля, а только лишь с разницы между продажной и покупной его стоимостью.

«Даже в случае, если половина теневого авторынка, объёмы которого составляют порядка 250 тыс. автомобилей в год, перейдёт на обслуживание к официальным дилерам, то только в виде НДС на услуги по предпродажному и техническому обслуживанию в казну будет ежегодно дополнительно поступать 360 млн. рублей», – считает первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов.

Одновременно с этими мерами планируется дифференцировать пошлину на неокрашенные и окрашенные кузова для легковых автомобилей. Это будет сделано для стимуляции промышленной сборки внутри страны и ухода от практики отвёрточной сборки, когда предприятие иностранного производителя в России занимается только сборкой автомобиля из уже готовых крупных узлов и агрегатов. Предположительно, пошлина на неокрашенные кузова останется на уровне 15%, а на окрашенные – 15%, но не менее 5 тыс. евро за кузов, то есть фактически будет приравнена к пошлине на готовый автомобиль. Эта мера ударит прежде всего по тем производствам, где автомобили собираются методом отвёрточной сборки, например, по заводу «Автотор» в Калининградской области. Кроме того, предлагается снизить ввозные пошлины на оцинкованный металлопрокат, используемый при производстве автомобилей.

Изменения во многом затронут и подержанные грузовые автомобили. В частности, планируется в ближайшее время разработать проект постановления правительства об изменении тарифов на ввоз грузовых автомобилей. Как пояснили в Минпромторге, речь идёт о выравнивании таможенных пошлин на грузовики и автобусы с дизельными двигателями с пошлинами на грузовики и автобусы с бензиновыми двигателями.

Кроме того, Минфину поручили разработать предложения о дифференциации транспортного налога на грузовые автомобили и автобусы в зависимости от года их выпуска. Пока неизвестно, какими именно будут ввозные пошлины, однако в предложениях «Северсталь-авто», представленных ранее в Минпромторг на рассмотрение и во многом повторяющих положения нового документа, есть на это некоторые указания.

Так, предполагается, что на грузовые автомобили в возрасте от одного до трёх лет будет установлен коэффициент базовой ставки транспортного налога на уровне 1, для автомобилей старше трёх лет – на уровне 10, старше пяти лет – на уровне 20 и старше 10 лет – на уровне 30. Это, по мнению разработчиков проекта, будет стимулировать обновление грузового автопарка.

Все эти меры призваны стимулировать производство автомобилей в России, а также защитить продукцию отечественного автопрома от конкуренции со стороны подер жанных иномарок. Благо, у нас свои заводы уже открыли или собираются открыть большинство ведущих мировых автопроизводителей. Минус в том, что все эти меры ударят по кошелькам простых потребителей, которые не имеют возможности купить новый автомобиль иностранного производства и предпочитают новым «Жигулям» подержанную немецкую иномарку. Да и обладателям старых отечественных машин, которых сейчас по стране около 20 млн. из 28 млн. (по данным Pricewaterhouse Coopers), не имеющим возможности приобрести новый автомобиль, придётся выкладывать за ОСАГО и платить транспортный налог больше, чем более состоятельному владельцу нового Ford Focus или Mitsubishi Lancer.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.06.2008 15:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх