// // Детей научат бороться с самоубийственными настроениями

Детей научат бороться с самоубийственными настроениями

347

Трупный возраст

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Курс психологии в школах, уже существующий в виде факультатива, может стать обязательным предметом. Предложение одобрил министр образования Андрей Фурсенко, сейчас готовятся учебники для разных классов и пособия для педагогов. Цель – не только обучить детей основам психологии, но и справиться со всё нарастающими проблемами. Школьники страдают депрессиями, социально-психологической дезадаптацией, не умеют справляться с внутренними проблемами. Катастрофически растёт количество подростковых самоубийств.

Оскором появлении нового предмета объявил и.о. директора Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе. По его словам, ещё осенью произошла его встреча с Александром Фурсенко, и министр одобрил идею. «Рабочая группа создана. Учебники могут появиться уже в 2011 году, и начнётся плотный проект по обучению психологии в школах в Центральном округе Москвы», – говорит Кекелидзе.

В самом министерстве объявлять о введении нового предмета не спешат. Впрочем, вероятность того, что психологию рано или поздно введут, довольно велика. Сейчас этот предмет существует в ряде школ Москвы в виде факультатива.

Как полагают эксперты, будут разработаны три курса психологии: для 3–4-х классов, 5–8-х классов и 8–11-х классов. Кроме того, появится пособие для преподавателей. Зураб Кекелидзе объяснил, чем будут отличаться курсы. Младшие школьники получат азы психологии, преимущественно через игры и сказки. Например, им попробуют втолковать мысль, что существующие различия между людьми – это нормально, это не повод для ненависти. Кроме того, педагоги-психологи во время уроков смогут получше узнать своих учеников.

Курс психологии в средней школе в основном будет посвящён развитию навыков человеческого, цивилизованного общения. Многие современные российские дети ими не обладают. Какие есть виды общения, как научиться их использовать, как не допустить конфликта и вести себя в конфликтной ситуации – таковы основные темы.

Со старшеклассниками учитель психологии сможет поговорить о понятии профпригодности, самооценке, способах мышления и других вещах, необходимых взрослеющему человеку.

Психиатры говорят об основных проблемах, которые помогли бы решить регулярные занятия психологией: в школах растёт агрессия, подростки оказываются всё более беззащитными перед житейскими трудностями, даже незначительные конфликты воспринимаются крайне болезненно. Депрессии и другие психические заболевания становятся в общем-то обыденностью.

Агрессивность подростков действительно близка к пределу, если уже не беспредельная. Это показали и недавние события на Манежной площади и у Киевского вокзала: чуть ли не большинство разъярённой молодёжи составляла «школота», подростки 14–15 лет.

Они оказались в привычной среде: насилие в школах – явление само собой разумеющееся. Причём идёт оно со всех сторон. Нередко издеваются над учениками сами учителя. В прошлом году волна подобных преступлений даже вызвала тревогу у Следственного комитета, отправившего специальное письмо в Министерство образования. В 2009 году почти в два раза по сравнению с 2008 годом выросло количество уголовных дел, возбуждённых по фактам совершения преступлений в отношении учащихся сотрудниками образовательных учреждений или при их попустительстве. Значительно увеличилось и число случаев сексуального домогательства к школьникам и школьницам.

По теме

Нередко бывает и наоборот: ученики бьют учителей да ещё снимают расправу на видео. Несколько лет назад был зафиксирован пик такого рода преступлений – их количество резко выросло в полтора раза. Доходило дело и до случаев поножовщины.

Почин детей легко подхватывают их родители. Примером тому недавний случай в Новосибирске, где отчим второклассницы на глазах учеников избил девушку-преподавателя за «двойки» в дневнике падчерицы. Незадолго до этого произошёл схожий инцидент в Санкт-Петербурге.

Насилие и хамство начинаются в семье, развиваются в школе, а потом выливаются на улицы. В школах работают психологи, однако, по мнению экспертов, квалификации большинства из них явно не хватает для предупреждения конфликтов. Постепенно вводится и должность школьного омбудсмена, одна из задач которого – гасить конфликты на ранней стадии. Однако, опять же, общения с детьми время от времени может оказаться недостаточно. Нужна постоянная работа.

Другая масштабная проблема школы вытекает из первой. Неблагополучие в семье и на месте учёбы повышает вероятность возникновения психологических проблем и психических расстройств.

Лидирует, конечно, депрессия. Что в общем неудивительно: это расстройство – лидер и во «взрослом» мире. Депрессией страдает каждый 10-й человек на планете в возрасте старше 40 лет. Две трети больных – женщины. Среди людей после 65 лет депрессия встречается в три раза чаще.

С одной стороны, депрессия относительно легко поддаётся лечению: до 80% пациентов полностью излечиваются. Однако, во-первых, чтобы излечиться, нужно как минимум начать лечение, что у нас в стране как-то не принято. А во-вторых, депрессия чревата серьёзными последствиями. Её не зря называют «болезнью самоубийц». Согласно исследованиям Института психического здоровья (США), более 90% самоубийц имеют диагностируемые психические расстройства, среди которых наиболее часто встречаются депрессия и наркотическая зависимость.

Конечно, для самоубийств в России предостаточно и других причин, которые психиатры вылечить никак не могут. В результате уровень суицидов в нашей стране остаётся выше критической отметки: 25,9 случая на 10 тыс. населения.

«Взрослые» болезни передаются и молодым. Подростки также нередко страдают депрессиями. Кроме того, они склонны гипертрофировать проблемы. Что в результате? По статистике, ежегодно самовольно из жизни уходят около 3 тыс. детей и подростков в возрасте до 19 лет. И слава богу, что многие делают это нетвёрдой рукой: попыток суицида в десятки раз больше, чем завершённых самоубийств. В 2007 году, согласно данным совместного доклада Генпрокуратуры и Минобразования РФ, среди причин смерти самоубийства у подростков вышли на первое место, опережая убийства и несчастные случаи.

Наша страна уверенно держится в мировых лидерах по самоубийствам подростков от 15 до 19 лет.

При этом, будь у нас лучше дела с психологической помощью подросткам, количество самоубийств можно было бы значительно снизить. Как показывает статистика, лишь 10% пытаются действительно покончить с собой из-за неразрешимых проблем. 90% молодых людей таким образом всего-то пытаются привлечь внимание к своей персоне. Научиться искать правильные средства общения – как раз одна из задач занятий по психологии.

Психиатры полагают, что в России необходимо вообще менять всю систему. Например, начинать психологическое сопровождение детей не с 3 лет, как сейчас, а с самого рождения. Правда, для этого нужно будет серьёзно увеличивать финансирование психиатрической медицины, которое ведётся сейчас по остаточному принципу. И избавляться от пережитков «карательной психиатрии» советской эпохи: у правозащитников по-прежнему много вопросов к тому, как в России лечат психические расстройства.

Регулярные уроки психологии в школах могли бы стать звеном в этой цепи. Не очень, правда, понятно, где наберут достаточное количество преподавателей с должной квалификацией, если уж штатных психологов днём с огнём не найти.

Опубликовано:
Отредактировано: 20.12.2010 12:07
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх