Блатные номера – это не миф, потому что в сознании человека нередко мелькает мысль, что есть определённые регистрационные номера, обладателя которых не останавливают. В какой-то степени это действительно передаётся на психологию сотрудника ДПС. Но инспектор смотрит не только на номера, но и на то, как двигается данное транспортное средство.
Сергей Шишкарёв, председатель Комитета Госдумы по транспорту:
– Тут надо уточнить, что такое блатные номера и что такое ведомственные. Ведомственный номер не может быть блатным. Если это номер МЧС, МВД, ФСО и так далее, то, конечно же, это не блатной номер. Но в народе блатными считают номера определённых серий, скажем «ААА», «ООО» и тому подобное. Ну и что же им позволено? Насколько я знаю, им позволено ровно то, что разрешают гаишники. Если есть какие-то коррупционные схемы, если есть деньги, за которые приобретаются такие номера, то есть и негласная команда: меньше реагировать на нарушения, не замечать, скажем, пересечение сплошной, проезд на красный свет и так далее. Но по жизни я точно знаю, что далеко не все гаишники следуют такой вот негласной договорённости и бывает, что наибольшую принципиальность как раз и проявляют к владельцам именно блатных номеров. Возможно, такой гаишник предполагает, что кто-то заплатил кому-то за такой номер некую взятку, а ему от неё ничего не досталось. Но возможно и то, что это просто честный, профессиональный и принципиальный гаишник. То есть простой гаишник может, что называется, по полной программе поставить на уши владельцев таких номеров!
А вообще, всё зависит от того, кто за рулём, какое он совершил нарушение и какова профессиональная честность и принципиальность инспектора, который фиксирует данное нарушение. С другой стороны, и владелец так называемых блатных номеров может вести себя на дороге абсолютно прилично и, может быть, даже показывать пример соблюдения правил дорожного движения и корректного вождения.
Кстати говоря, я тоже обращаю внимание на необычные буквосочетания на номерах. Не так давно своими глазами видел серию «ХАМ». Что тут сказать?.. Каждый имеет право на какие-то причуды. Главное, чтобы такие причуды никому не мешали. Пусть такие автовладельцы «МЯУкают», «ГАВкают», «ХАМят» – я имею в виду посредством номеров, но главное, чтобы это никак не отражалось на удобстве и безопасности других водителей.
Хирург (Александр Залдостанов), лидер мотоклуба «Ночные волки»:
– Одно дело, когда владельцы таких номеров просто хотят, чтобы им было всё позволено, и совсем другое, когда они многое позволяют себе во время езды по оживлённой трассе. А вообще, всё зависит от данного и конкретного человека. Если он, как говорится, хамло по жизни, то, конечно, он будет нагло себя вести и с блатными номерами, и без них. Ну а уж с такими номерами он тем более будет думать, что может буквально вознестись надо всеми! Само собой, это ущербная психология ущербного человека, которая и движет любителями так называемых блатных номеров.
На дороге я всегда вижу: именно блатной номер, как правило, и провоцирует человека на хамство. Но вообще хамит кто-то или нет – это, конечно, всегда зависит от конкретной личности. А помимо так называемых блатных номеров, как все мы знаем, бывают и номера определённых серий, автомобили которых принадлежат определённым ведомствам (все мы тоже знаем, каким именно). Так вот очень хотелось бы, чтобы было как можно меньше всех этих дешёвых театральных декораций – и с блатными номерами, и с ведомственными. По-моему, все эти «сверхзначимые» аббревиатуры – это просто-напросто дешёвый театр, и больше ничего!
Но, с другой стороны, они мне совершенно не мешают. Если мне будет очень надо, я такого блатного всё равно сделаю! Кстати, мне абсолютно без разницы, какие у хама номера. Но вот всем людям, то есть всем участникам автомобильного движения, такие хамские штучки обладателей блатных номеров, конечно, не нравятся. В чём заключается это хамство на дороге? Скажем, они могут без особой надобности и без включения поворотника перестраиваться из ряда в ряд, пересекать сплошную, выезжать на встречную и так далее. А это, конечно, повышает риск возникновения аварии.
Тина Канделаки, телеведущая:
– Знаете, я никогда не думала о блатных номерах, потому что выросла в Грузии в период белой и чёрной «Волги», костюмов «Адидас», певицы Сабрины, поющей песню «Чико», которая раздавалась из всех машин. Я ведь жила в Тбилиси, а там не было ни правил дорожного движения, ни блатных номеров. Там все ездили буквально как хотели, и всё это я прошла в раннем и глубоком детстве. Никогда в жизни я не интересовалась, блатной это номер или нет, – какие мне выдавали, такие и брала! Я люблю хорошие машины, а не блатные номера.
Честно говоря, я и не знаю, часто или нет гаишники останавливают обладателей блатных номеров, но в жизни, конечно, очень много закомплексованных людей. Например, есть те, кто любит большие ручки с бриллиантами; или есть такие, кто жить не может без огромных собак – буквально с них ростом, а то и выше; и, конечно, есть такие люди, которые любят опять же машины с блатными номерами… Но это же их комплексы!
Ни для кого не является секретом, что есть такие люди, которым по работе полагаются определённые номера. Однако есть и такие люди, которые некие номера покупают за деньги. Это тоже комплексы, а с ними надо бороться и лечить их. Все мы прекрасно знаем, что есть определённые группы чиновников, которые имеют право на мигалку и на соответствующие номера. Но круг таких людей должен быть узко ограниченным, и далеко не каждый второй должен иметь право ставить себе мигалку и блатные номера. Я сейчас еду по Кутузовскому проспекту и могу сказать следующее: благодаря акции с синими мигалками, точнее с синими ведёрками, которая не так давно была проведена, ситуация резко изменилась: сейчас 22.00, а я еду абсолютно спокойно, чему очень и очень рада!
Сергей Сергеев, начальник Управления ГИБДД ГУВД Московской области:
– К сожалению, блатные номера – это не миф, потому что в сознании человека нередко мелькает мысль, что есть определённые регистрационные номера, обладателя которых не останавливают. В какой-то степени это действительно передаётся на психологию сотрудника ДПС. Но инспектор смотрит не только на номера, но и на то, как двигается данное транспортное средство. Если водитель нарушает правила, то инспектор его останавливает. И уже после того, как остановил, инспектор берёт документы и обращает внимание на номер автомобиля. Для того чтобы уйти от темы блатных номеров, нужны не только аукционы и конкурсы (хотя это тоже может иметь место), но и следующее. Когда в своё время мы брали билеты на поезд, то говорили: нам на такое-то число, такое-то купе и такое-то место. И когда кассир отвечала, что на этот поезд или на эту дату билетов нет, мы не верили, думая, что она оставила «для своих». Но сегодня появилась электронная система, и кассир теперь говорит так: на сегодня билетов нет, а на завтра есть, и в это купе нет, а в другое имеется. Так же нужно переходить на электронную систему при выдаче регистрационных знаков. Автовладелец приходит в ГИБДД и спрашивает: «Нет ли какой-то привязки к этой серии номеров, которые мне интересны?» А оператор ему и отвечает: «Да, пожалуйста, вы хотели бы эти?» Сразу происходит регистрация, и тут же стоит аппарат, который их изготавливает и выдаёт. Я уверен, что сейчас нет ничего сложного в том, чтобы организовать централизованную электронную систему выдачи номеров. И тогда мы уйдём от госконтрактов на изготовление регистрационных номеров, от их перевозки и так далее, то есть данная проблема полностью исчерпает себя. Тяга к таким номерам кроется в глубинах психологии человека. Некоторые люди хотят быть «ноль-ноль первым», «ноль-ноль вторым» и так далее. Но это не только наш российский менталитет. Совсем недавно проходили сообщения: то ли в Великобритании, то ли в Саудовской Аравии разыгрываются некие «счастливые» номера.