// // Чтение и слушание

Чтение и слушание

379
Чтение и слушание
В разделе

На прошлой неделе в Общественной палате прошли «слушания, посвящённые роли литературы в формировании нравственного общества и сильного государства». На самом деле, судя по рассказам участников мероприятия, речь шла не о роли литературы вообще, а о роли преподавания литературы в школе. Правда, единственного члена ОП, являющегося учителем литературы, – Сергея Волкова – на слушания не пригласили… Зато там присутствовали представители Счётной палаты РФ, Министерства культуры РФ, творческих союзов и т.п.

О роли литературы в формировании нравственного общества и сильного государства говорить можно и нужно. Вот только обсуждать это, вероятно, следует на профессиональном уровне. Кстати говоря, на прошлой же неделе в Санкт-Петербурге Российская академия наук проводила международную научную конференцию «Межэтнические и межконфессиональные отношения в русском фольклоре и русской литературе». Тема, как видите, имеет прямое отношение к формированию нравственного общества и сильного государства. И послушать доклады, наверное, следовало бы и представителям местной администрации, и федеральным чиновникам. Но ни тех ни других на конференции не было… Почему? Да потому, что большинство из них литературу представляют на уровне изрядно подзабытой школьной программы, часто – в кратком изложении. Вот и сводится разговор к литературе в школе, о которой в силу жизненного опыта всяк считает возможным судить.

Оговорюсь сразу, что ни в коем случае не хочу обидеть участников «слушаний». Более того, преподавание литературы в школе – вопрос в данный момент важнейший, ведь на неё не просто сокращаются часы. Предмет «литература» превращается в некую абстрактную «словесность», а изучение её хотят свести просто к чтению, в результате которого и должны формироваться нравственные устои и проч.

На фоне дискуссии о часах и списках как-то вообще забывают о том, чтоРечь идёт вовсе не о пресловутом умении думать самостоятельно, о котором говорила героиня Барбары Брыльски из фильма «Ирония судьбы…» То, что изучение литературы не наука, а некие нравоучительные беседы, – глубокое заблуждение. Вспомните хотя бы, как менялись представления о мире в «точных науках». То Земля стояла на черепахе, то была геоцентрическая система, то гелиоцентрическая… А в литературе как Аристотель всё поделил на эпос, лирику и драму, так они до сих пор и существуют… И какая наука после того точная?

Изучение литературы в школе должно служить не только воспитанию, но и образованию, о чём выступавшие на слушаниях и не вспоминали. Многие ли сейчас могут объяснить, чем отличается классицизм от романтизма? А ведь это азы, без знания которых невозможно понять ни Жуковского, ни Грибоедова, ни Пушкина… Зато можно рассуждать об их роли в формировании…

Опубликовано:
Отредактировано: 29.10.2012 06:41
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх