Версия // Власть // Казну Подмосковья пополнят из несуществующих нефтяных скважин?

Казну Подмосковья пополнят из несуществующих нефтяных скважин?

2143

Забурились на бюджет

Сергей Шойгу ищет любые способы пополнить бюджет – от полумифической нефти до вполне реальных строений, которые пока не облагаются налогами Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Власти Подмосковья в срочном порядке ищут способы наполнения регионального бюджета. По крайней мере именно такой вывод напрашивается, если внимательно вслушиваться в заявления новоиспечённого губернатора области Сергея Шойгу. Само по себе желание губернатора наполнить бюджет вверенной ему области в принципе можно было бы только приветствовать. Беда только в том, что многие предложенные до сих пор проекты напоминают скорее замки на песке, нежели реальную стратегию.

Среди самых громких инициатив губернатора Сергея Шойгу можно выделить подписанное в июле соглашение с компанией «Роснефть» о строительстве в области нефтеперерабатывающего завода, а также повышение собираемости налогов с земельных участков. Причём во втором случае речь в первую очередь идёт о рядовых дачниках. Впрочем, если эти проекты ещё хотя бы можно обсуждать на предмет их практической реализации, то поиск нефти в Подмосковье, а также требование от столичных властей компенсации за «отрезанные» от региона земли в ходе объединения Москвы и области больше похожи на шутку, чем на серьёзную стратегию.

Ставка на нефть

Соглашение о строительстве в области НПЗ глава региона Сергей Шойгу и президент «Роснефти» Игорь Сечин подписали ещё в начале июля. Предполагается, что уже в будущем году в области начнётся строительство завода мощностью 12 млн тонн нефти в год. Предварительная стоимость проекта – 7 млрд долларов.

«Это налоги, рабочие места, хорошая зарплата. Причём производиться будут не только дизельное топливо и бензин, но и битум – почти 900 тонн, который идёт на дорожное строительство. Пока у нас таких предприятий не будет, нам не решить первую задачу, которую я ставлю и перед собой, губернатором, и перед правительством области, – увеличения бюджета в два раза за ближайшие пять лет», – заявил тогда Сергей Шойгу в своём интервью «Российской газете».

Правда, аналитики рынка сомневаются в том, что «Роснефть» даже приступит к строительству НПЗ. «Мне кажется, что те события, которые сейчас происходят по поводу покупки «Роснефтью» доли в «ТНК-ВР», могут изменить ситуацию с подмосковным НПЗ, – рассуждает директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков, – потому что если «Роснефть» действительно купит долю в ТНК-ВР, то у них автоматически образуется достаточно интересный Ярославский завод».

Этот проект излишне оптимистичен. Всё дело в том, что планируемая мощность завода в 12 млн тонн нефти в год явно избыточна исходя из сегодняшних потребностей региона. «12 млн нефти в год – это 5% от переработки нефти в России и 10% от общероссийского спроса. Достаточно большая цифра. Но и автопарк тоже растёт очень быстрыми, просто дикими темпами, особенно в центральной России, поэтому на рост внутреннего спроса можно рассчитывать», – считает аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Танурков. К сожалению, сами инвесторы ещё колеблются: в «Роснефти» скорее всего ещё не раз будут взвешивать все «за» и «против». «В Московском регионе, наверное, есть потребность в ещё одном НПЗ, потому что это усилит конкуренцию и может благотворно сказаться на ситуации с объёмами. Любые разговоры про дефицит топлива будут закрыты раз и навсегда, – констатирует Павел Строков. – Но здесь вопрос именно в экономике – это достаточно затратный проект, и, конечно, далеко не все его объёмы найдут своё применение в Москве и области».

По теме

На заработки в Москву

Впрочем, если проект по строительству завода ещё хотя бы можно всерьёз обсуждать, то сообщения о том, что губернатор Подмосковья поддерживает инициативы по поиску нефти в регионе, поначалу воспринимались скорее как газетная утка.

На самом деле проект по изучению недр Подмосковья с целью оценить, имеются ли в регионе запасы углеводородов, действительно существует. Реализует его всё та же компания «Роснефть». Озвученный бюджет прокта – 4,8 млн рублей. Однако каким образом это может благотворно сказаться на двукратном увеличении бюджета области, пока не очень понятно. «Мне кажется, что эта идея, наверное, имеет некие научные перспективы по геологоразведке, но вряд ли она превратится в какие-то промышленные месторождения», – считает Павел Строков.

Весьма странно выглядят и заявления Сергея Шойгу о том, что столичному бюджету теперь придётся раскошелиться за присоединённые к Москве территории: дескать, из-за объединения область потеряла около 35 млрд рублей в год налоговых поступлений.

«Рассматривать этот вопрос надо не с популистской точки зрения, как часто происходит, а профессионально – садиться и считать. Мне эти деньги нужны не для того, чтобы купить себе яхту, а чтобы 150 тыс. детей, которые стоят сейчас в очереди в детсад, ещё успели походить в него до школы, – пояснил суть замысла Сергей Шойгу в одном из своих интервью. – Вот мы и предлагаем разные варианты, как лучше компенсировать выпадающие доходы».

Поскольку столичные власти согласились лишь на сумму в 9 млрд рублей, в администрации Подмосковья родилась идея собрать недостающие средства с граждан. Вернее, изменить систему налогообложения таким образом, чтобы человек платил налоги не по месту работы, а по месту жительства.

«В ответ же нам устами медийных лиц говорят: нет, пусть платит по месту работы, а не там, где учится в школе, ходит в поликлинику, моется в ванной. Рассуждая при этом с иронией в наш адрес: ну что вы, ребята, несёте глупости!» – заявил Сергей Шойгу.

Бюджет наполнят дачниками

Впрочем, если изменение системы налогообложения только косвенно касается граждан, то вот взимание земельного налога может вполне ощутимо ударить по карману многих дачников. Хотя на поверку оказывается, что и эта идея едва ли может быть реализована на практике.

Недавно в правительстве Московской области подсчитали: При этом, по словам зампредседателя правительства области Дмитрия Куракина, на деле их количество может быть гораздо больше: 123 тыс. – это цифра Федеральной налоговой службы (ФНС), в которой учтены далеко не все земельные владения. «Под не учтёнными в налоговых органах чиновники явно подразумевают участки в садовых товариществах, владельцы которых не прошли «дачную амнистию» и не зарегистрировали свою собственность», – полагает гендиректор аналитического портала «Земер» Илья Терентьев.

По личным подсчётам Сергея Шойгу, на сегодняшний день в области примерно 50% собственников земельных участков не зарегистрированы в налоговых органах. Это означает, что никаких извещений из ФНС о необходимости уплаты земельного налога они не получают. Более того, согласно законодательству, если налоговые органы не направляли соответствующего извещения, потребовать с человека уплаты налогов нельзя.

И вот для тех граждан, которые не зарегистрировали свои земельные участки, в правительстве области предлагают ввести налог, который будет исчисляться от рыночной стоимости, а не от кадастровой. Таким образом чиновники, похоже, рассчитывают пополнить налоговую базу. «Я полагаю, что правообладатели должны понимать, что у них есть выбор – либо провести самостоятельно кадастровую оценку, либо дождаться, пока это сделаем мы и проведём рыночную оценку земли», – заявил Дмитрий Куракин.

Впрочем, эксперты сильно сомневаются, что подобные планы удастся реализовать на практике. «Налог на земельные участки взимать достаточно сложно, потому что у многих садовых товариществ, например, даже нет почтового адреса. Разыскать владельца незарегистрированной земли тоже непросто», – считает гендиректор компании «Гео Девелопмент» Максим Лещев.

Более реалистичной выглядит инициатива учесть в налоговой имущество участников «дачной амнистии». Упрощённая схема избавляла людей от обращения в БТИ, а следовательно, в базах налоговой нет инвентаризационной стоимости. Вот её как раз до конца года решено досчитать жителям Московской области.

Другой перспективный проект в Подмосковье – это строительство автомобильных дорог над железными дорогами, входящими в Москву. Правда, средства на это подмосковные власти планируют получить из… федерального бюджета. «Перед федеральным бюджетом мы уже обозначили потребность области в средствах на ремонт и реконструкцию дорог – 170 млрд рублей на три года, – похвастался Сергей Шойгу. – На этот год просим 1,8 млрд рублей, на следующий – 23 млрд, на 2014-й – 70 миллиардов. Спросите, почему сразу 70 не попросить? Проблема в том, что нет готовых проектов».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.09.2012 16:06
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх