// // Чемпионат мира-2009 преобразил «Формулу-1» до неузнаваемости

Чемпионат мира-2009 преобразил «Формулу-1» до неузнаваемости

262

Гонки с человеческим лицом

Чемпионат мира-2009 преобразил «Формулу-1» до неузнаваемости
В разделе

В ближайшие выходные завершается очередной чемпионат мира по автогонкам в престижнейшем классе «Формула-1». Нынешнее первенство принесло немало сюрпризов, и главный из них – завоёванный досрочно британцем Дженсоном Баттоном из скромной команды «Браун» титул лучшего пилота мира. Однако, как считают большинство экспертов, сенсации и скандалы этого года не добавили формулическим состязаниям особой популярности. Мало того, специалисты полагают, что на фоне финансового кризиса и введённого Международной автомобильной федерацией (FIA) режима экономии для команд Королевские автогонки вполне могут стать в один ряд с куда менее престижными моноклассовыми гонками.

В ближайшие выходные завершается очередной чемпионат мира по автогонкам в престижнейшем классе «Формула-1». Нынешнее первенство принесло немало сюрпризов, и главный из них – завоёванный досрочно британцем Дженсоном Баттоном из скромной команды «Браун» титул лучшего пилота мира. Однако, как считают большинство экспертов, сенсации и скандалы этого года не добавили формулическим состязаниям особой популярности. Мало того, специалисты полагают, что на фоне финансового кризиса и введённого Международной автомобильной федерацией (FIA) режима экономии для команд Королевские автогонки вполне могут стать в один ряд с куда менее престижными моноклассовыми гонками. Между тем сами учредители первой «Формулы» считают, что нынешний сезон вполне удался, а уже следующий станет настоящим годом прорыва в истории чемпионатов мира. Ещё бы, несмотря на пресловутый кризис и календарь соревнований, в 2010 году будет расширен на два этапа – будет разыграно 19 Гран-при, и число формулических «конюшен» возрастёт аж до 14 против нынешних 10. Да и успехи Баттона, его коллеги по команде Рубенса Баррикелло, пилотов столь же малоизвестной команды «Ред Булл» Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера, а также Нико Росберга из «Уильямса» и Тимо Глока из «Тойоты» должны, по мнению организаторов, привлечь болельщиков на трибуны и к экранам телевизоров.

Новый президент: Под прессингом команд

Размен столь значимых для автоспорта фигур, как Деннис и Мосли, стал, по мнению аналитиков, одним из условий продолжающейся в «Формуле» «революции». Нынешнее лето ведь запомнилось не только успехами «Брауна» и «Ред Булла», но и противостоянием ведомства Мосли и учредителей FOTA. Ассоциация команд даже заявляла о начале разработки новой гоночной серии, собираясь массово покинуть формулический чемпионат.

Но Мосли нашёл в себе силы отказаться от президентских претензий и несколько погасил конфликт. Впрочем, ушедший на покой глава FIA поддерживал «своего» кандидата на пост – Жана Тодта, работавшего в последние годы спортивным директором «Феррари». 23 октября стало известно, что Жан Тодт стал президентом FIA. Единственным соперником Тодта являлся знаменитый финский гонщик Арии Ватанен, но у него было мало шансов, ибо он гонялся в гораздо менее престижном раллийном чемпионате и авторитета Тодта у него попросту нет.

Новый регламент: На грани бойкота

При этом эксперты отмечают, что одной из важнейших составляющих в победах «Брауна» и его нового лидера стали изменения в организационном и техническом антураже Королевских гонок. Ещё с конца прошлого года владельцы «Формулы» поставили перед командами-участницами множество новых серьёзных задач: «революционные» перемены в регламенте, появление возможности накапливать в машинах кинетическую энергию (система KERS) и запрет на многочисленные тесты по ходу сезона заставили инженеров «конюшен» решать уравнение с множеством неизвестных. И то, что возможности доработки машин были весьма ограниченны, пошло на пользу прежде всего бывшим аутсайдерам. А былые фавориты, несколько предыдущих сезонов буквально почивавшие на лаврах, оказались в глубине формулического пелетона.

По теме

Из грандов «Формулы» успешнее других справилась с новыми задачами «Тойота», а вот представители других известных автомобильных марок – «Феррари», «Макларен-Мерседес», «Рено» и «БМВ-Заубер» – оказались не готовы к многочисленным изменениям. И как бы ни старались их лидеры, среди которых были три экс-чемпиона мира – Фернандо Алонсо, Кими Райкконен и Льюис Хэмилтон, на финиш сезона «бумажные» фавориты прибыли с большим отставанием от новых лидеров. В этой связи специалисты полагают, что и следующий сезон будет не менее проблемным для грандов: FIA ведь наметила в ближайшие пять лет значительное снижение затрат команд на подготовку болидов. И это вряд ли позволит «Феррари» и «Макларену» снова разыгрывать титул «на двоих» в значительном отрыве от остальных команд.

Международная федерация планирует радикальную трансформацию «Формулы-1», чтобы уберечь культовые автогонки от краха. И эксперты полагают, что пятилетний антикризисный план, который подразумевает резкое сокращение издержек, может стать настоящим шоком. Федерация предложила начальникам команд отыскать способы поменять правила соревнования таким образом, чтобы сделать спорт дешевле. «Конюшни» поначалу встали на дыбы, грозили выйти из чемпионата мира, но затем FIA удалось уговорить владельцев команд и теперь издержки урежут в два-три раза.

Новый календарь: Неизведанные горизонты

При этом двух составляющих чемпионата мира сокращение не коснётся. Речь о количестве этапов в состязаниях и численности команд в гоночном пелетоне. В нынешнем году число этапов было сокращено за счёт временного исключения из календаря Гран-при Канады. Однако уже в сезоне-2010 канадская гонка снова займёт своё место в списке самых престижных автомобильных стартов. А ещё гонщики впервые будут состязаться в Южной Корее – это составит осеннюю «связку» с другими азиатскими гонками.

При этом чиновники автоспорта говорят и о дальнейшем расширении формулического календаря. Вроде бы хотят вернуться в престижный список организаторы Гран-при США, тем более что с будущего сезона в чемпионате будет выступать американская команда. О возвращении подумывают представители Мексики, Южной Африки и Аргентины. Почти готовы новые трассы в Индии, Болгарии и Марокко. А ещё Гран-при планируют проводить в Риме.

Наконец, владелец «Формулы-1» Берни Экклстоун не оставляет надежды склонить и российские власти к проведению собственного Гран-при. Правда, споры о месте будущей трассы в нашей стране никоим образом не переходят в практическую область, и обогнать северного соседа может, например, Казахстан, где строительство автодрома мирового уровня уже начато. Единственное, что может нарушить это «планов громадьё» – сопротивление участников чемпионата. Календарь, по мнению большинства владельцев команд, «не резиновый» и расширять его до бесконечности просто нельзя. Общее мнение выразил Фрэнк Уильямс: «Мы не можем гоняться каждую неделю: и пилотам, и машинам, и инженерам нужно время, чтобы восстановить свои кондиции».

Новый скандалист: «Подстава» века

Однако пока чиновники FIA и владельцы «Формулы» умело навязывают своим оппонентам из команд всевозможные нововведения. Берни Экклстоун стоит на своём, а недовольным достаётся по первое число. Не так давно от дел отошёл исполнительный директор «Макларена» Рон Деннис, один из самых принципиальных критиков изменений в чемпионате.

Затем Международная федерация пожизненно дисквалифицировала главу команды «Рено» Флавио Бриаторе, ещё одного непримиримого противника многочисленных изменений в регламенте «Ф-1». Правда, менеджер, открывший широкой публике семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера, был наказан вполне заслуженно. Оказалось, что во время Гран-при Сингапура-2008 Бриаторе и его ближайший помощник Пэт Симондс заставили пилота «Рено» Нельсона Пике-младшего совершить аварию, в результате которой победителем гонки стал старший товарищ Нельсиньо испанец Фернандо Алонсо. Сам Пике после разрыва контракта с «Рено» рассказал эту историю в прессе и после расследования всех обстоятельств французская команда получила условную дисквалификацию, а Бриаторе и Симондсу запретили работать в автоспорте, правда, последнему лишь на пять ближайших лет.

По теме

Новые команды: «Пробки» на трассах?

Та же ситуация, кстати, и с расширением численности команд. Предварительно объявлено, что в будущем году в чемпионате поедут 14 «конюшен»: к 10 действующим прибавятся «Лотус», «Кампос», «Манор» и американская команда с условным названием USF1. Это означает, что на трассу каждого этапа будут одновременно выезжать 28 болидов. Такого столпотворения не было в «Формуле-1» очень давно.

При этом и эксперты, и участники гонок говорят о том, что скорости в современной «Формуле» значительно возросли. Но часть автодромов (Венгрия, Великобритания, Испания), не говоря уже о городских трассах (Монако, Сингапур), просто не приспособлены для большого числа машин и в новых условиях обгоны на тесных трассах будут просто невозможны. Это приведёт к увеличению числа аварий и необоснованных сходов. Общее мнение действующих команд выразил совладелец «Уильямса» Патрик Хэд: «Руководители не менее полудюжины команд «Формулы-1» против расширения пелетона. Места для новичков нет ни на большинстве действующих трасс, ни на пит-лейне (там, где строятся технические боксы участников. – Ред.)».

Новая серия: Невозможное возможно?

Ведь ведущие автопроизводители отнюдь не отказались от идеи взять формулический чемпионат под свой контроль. Разговоры о новой серии шли и три, и два года назад, затем поутихли, когда мир накрыл экономический кризис, но минувшим летом возобновились вновь во время обострения отношений между FIA и FOTA. И новая серия – дело не такое уж и фантастическое, ибо если из «Формулы» уйдут его главные гранды – «Феррари», «Мерседес», «Тойота», «Рено» и «БМВ», то среди участников останутся лишь частные команды, которым будет сложно поддерживать на плаву осиротевший чемпионат.

К слову, о намерении организовать альтернативный «Формуле-1» гоночный турнир заявил недавно и Флавио Бриаторе, недовольный своей пожизненной дисквалификацией. При этом не очень понятно, как деятельный итальянец, уличённый, по сути дела, в подтасовке результатов в «Формуле-1», сумеет обрести доверие потенциальных спонсоров новой серии. И всё же никогда не говори «никогда»: реальности экономической ситуации в мире в целом и в мировом автоспорте в частности таковы, что ничего невозможного в идее создания новой «Формулы» нет...

Новый чемпион: Талант из ниоткуда

Если отвлечься от общего антуража «Формулы» и сосредоточиться на спортивной её интриге, то победа Баттона действительно должна сыграть на популярности гонок. Напомним, что ещё за три недели до старта нынешнего чемпионата судьба будущего чемпиона и всей его команды буквально висела на волоске: компания «Хонда» отказалась от дальнейшего финансирования формулического проекта, и Баттону с Баррикелло впору было подыскивать новую «конюшню». На выручку пришёл Росс Браун, бывший гонщик и один из самых известных менеджеров «Ф-1». Он выкупил остатки японской команды и сумел за короткое время найти и деньги, и спонсоров, и поставщика моторов. Слава богу, что шасси у экс-«Хонды» было вполне конкурентоспособным...

И вот команда имени Брауна стала главной сенсацией чемпионата уже с самого старта: Баттон выиграл шесть из семи первых Гран-при. И это при том, что за предыдущую свою карьеру начиная с 2000 года британский пилот сумел победить на этапе лишь однажды и три раза выигрывал квалификацию. Надо сказать, что в его способностях и на заре карьеры никто не сомневался, но ездить Дженсону долгое время пришлось в командах-аутсайдерах. Так что к началу чемпионата-2009 Баттона почти похоронили в качестве призового пилота. А он возьми да и выиграй чемпионат!

Опубликовано:
Отредактировано: 26.10.2009 11:35
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх