Версия // Власть // Чем закончится опасный эксперимент, разрешающий гастарбайтерам пилотировать российские авиалайнеры

Чем закончится опасный эксперимент, разрешающий гастарбайтерам пилотировать российские авиалайнеры

1587

Пассажиры в пролёте

В разделе

Российским авиакомпаниям разрешили принимать на работу пилотов-иностранцев, в том числе на посты командиров воздушных судов. Это решение вызвано дефицитом лётных кадров в России, который с 2006 года ежегодно увеличивается на 13–15%. Дело в том, что в 1995–2007 годах выпуск лётных училищ составлял лишь 150–200 человек, в то время как российской авиации требуется 1100–1200 новых пилотов в год. Люди забеспокоились: не приведёт ли всё это к тому, что за штурвалы самолётов сядут кадры, напоминающие водителей маршруток?

Мирослав БОЙЧУК, президент Профсоюза лётного состава России:

– Давайте посмотрим правде в глаза. Квалифицированный командир корабля, где бы он ни летал, хоть на Украине, едва ли согласится сорваться с места и ехать в Россию искать счастья. Да, заработки у нас выше, но и проблем у мигрантов больше. Кто поедет? В первую очередь те, у кого были проблемы с дисциплиной, кто по каким-то причинам не сработался с руководством авиаперевозчиков в бывших советских республиках. Могу разочаровать тех, кто считает, что за счёт пилотов из СНГ мы можем решить все вопросы: те, кто хотел переехать в нашу страну, давно это сделали. Остались те, у кого не хватает опыта, и те, кого уволили. Нужны они нам? Сомневаюсь. Кстати, проблема отсутствия командиров не только российская. В Старом Свете те же проблемы. Европейцы давно пытаются переманить к себе лётчиков из США, но безрезультатно. А в Америке, к слову, командиров в избытке. Но они не стремятся уехать в Европу.

Борис ЕЛИСЕЕВ, эксперт Общественной палаты по вопросам гражданской авиации:

– Проблема главным образом состоит не в недостатке лётчиков как таковых – вторых пилотов у нас избыток. Проблема в том, что не хватает опытных командиров. Одним только переучиванием вторых пилотов проблему не решить. Но не решить её и одним только привлечением иностранцев – квота в 200 рабочих мест не покроет и половины всех вакансий. Много говорят о том, что нужно перепрофилировать военных лётчиков. Но на это также уйдут время и деньги, притом не всякого военного специалиста можно сделать квалифицированным командиром гражданского воздушного судна. Выход, возможно, в том, что авиакомпании должны озаботиться подготовкой кадрового резерва – активнее работать со студентами лётных учебных заведений. Но пока это лишь пожелания – авиакомпании к подготовке специалистов интереса не проявляют. Может быть, нужно подумать о том, как их стимулировать?

Игорь ДЕЛЬДЮЖОВ, руководитель Шереметьевского профсоюза лётного состава:

– Главная проблема состоит в том, что авиа-компании не хотят связываться с выпускниками лётных училищ. Их нужно готовить, а это деньги. К чему тратиться на подготовку, если дешевле найти того, кого готовить не надо? Другой вопрос: а будет ли этот специалист реально подготовлен или авиакомпания заплатит за «кота в мешке»? Сложно сказать, всяко бывает. Также сложно сказать, насколько мотивированы разнообразные стимулирующие программы для лётчиков – увеличение ставки за лётный час при налёте свыше 80 часов. Бывает, что перевозчики устанавливают даже пятикратную оплату за дополнительные часы. Лётчиков вынуждают работать на износ, но те соглашаются – деваться-то некуда. Коммерческие перевозки в нашей стране выполняют порядка 16 тыс. пилотов. Чтобы они не работали на износ, как это происходит сейчас, необходимо увеличить лётный состав до 50% – тогда мы приблизимся по условиям труда к странам Европы. А у нас речь идёт о нескольких сотнях специалистов, которые при любых раскладах ничего принципиально не изменят. А в случае наплыва иностранцев будет ещё больше претензий – и по поводу оплаты труда, и касательно условий работы.

Сергей КОВАЛЁВ, президент Профсоюза авиадиспетчеров:

– Очень сомневаюсь, что разрешение работать в России приведёт в кресла командиров кораблей российских экипажей настоящих профессионалов. В Европе и Америке у лётчиков и зарплаты выше, и права защищены лучше. Едва ли кого-то из них привлечёт наш бардак. Полагаю, что предложением заинтересуются единицы, и не самые лучшие, мягко говоря, – картины они не изменят, а вот на качестве авиаперевозок всё это может сказаться, и вовсе не в позитивном ключе. Да, в мире есть положительные примеры того, как авиакомпании решают свои проблемы за счёт иностранцев – в Арабских Эмиратах своих пилотов не было вообще, и ставку сделали на специалистов из-за рубежа. И сегодня все тамошние экипажи – сплошь иностранные. Кстати, и российские в том числе. Вот только для нас это не пример: у нас, во-первых, лётчикам столько не заплатят, а во-вторых, не предоставят им такого букета социальных гарантий. Так что возможность-то дали иностранцам работать пилотами в России, да только как это скажется на перевозках, я сказать не берусь.

Мирослав БОЙЧУК, президент Профсоюза лётного состава России
Мирослав БОЙЧУК, президент Профсоюза лётного состава России

Борис ЕЛИСЕЕВ, эксперт Общественной палаты по вопросам гражданской авиации
Борис ЕЛИСЕЕВ, эксперт Общественной палаты по вопросам гражданской авиации

Игорь ДЕЛЬДЮЖОВ, руководитель Шереметьевского профсоюза лётного состава
Игорь ДЕЛЬДЮЖОВ, руководитель Шереметьевского профсоюза лётного состава

Сергей КОВАЛЁВ, президент Профсоюза авиадиспетчеров
Сергей КОВАЛЁВ, президент Профсоюза авиадиспетчеров

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.05.2014 23:12
Наверх