Российским авиакомпаниям разрешили принимать на работу пилотов-иностранцев, в том числе на посты командиров воздушных судов. Это решение вызвано дефицитом лётных кадров в России, который с 2006 года ежегодно увеличивается на 13–15%. Дело в том, что в 1995–2007 годах выпуск лётных училищ составлял лишь 150–200 человек, в то время как российской авиации требуется 1100–1200 новых пилотов в год. Люди забеспокоились: не приведёт ли всё это к тому, что за штурвалы самолётов сядут кадры, напоминающие водителей маршруток?
Мирослав БОЙЧУК, президент Профсоюза лётного состава России:
– Давайте посмотрим правде в глаза. Квалифицированный командир корабля, где бы он ни летал, хоть на Украине, едва ли согласится сорваться с места и ехать в Россию искать счастья. Да, заработки у нас выше, но и проблем у мигрантов больше. Кто поедет? В первую очередь те, у кого были проблемы с дисциплиной, кто по каким-то причинам не сработался с руководством авиаперевозчиков в бывших советских республиках. Могу разочаровать тех, кто считает, что за счёт пилотов из СНГ мы можем решить все вопросы: те, кто хотел переехать в нашу страну, давно это сделали. Остались те, у кого не хватает опыта, и те, кого уволили. Нужны они нам? Сомневаюсь. Кстати, проблема отсутствия командиров не только российская. В Старом Свете те же проблемы. Европейцы давно пытаются переманить к себе лётчиков из США, но безрезультатно. А в Америке, к слову, командиров в избытке. Но они не стремятся уехать в Европу.
Борис ЕЛИСЕЕВ, эксперт Общественной палаты по вопросам гражданской авиации:
– Проблема главным образом состоит не в недостатке лётчиков как таковых – вторых пилотов у нас избыток. Проблема в том, что не хватает опытных командиров. Одним только переучиванием вторых пилотов проблему не решить. Но не решить её и одним только привлечением иностранцев – квота в 200 рабочих мест не покроет и половины всех вакансий. Много говорят о том, что нужно перепрофилировать военных лётчиков. Но на это также уйдут время и деньги, притом не всякого военного специалиста можно сделать квалифицированным командиром гражданского воздушного судна. Выход, возможно, в том, что авиакомпании должны озаботиться подготовкой кадрового резерва – активнее работать со студентами лётных учебных заведений. Но пока это лишь пожелания – авиакомпании к подготовке специалистов интереса не проявляют. Может быть, нужно подумать о том, как их стимулировать?
Игорь ДЕЛЬДЮЖОВ, руководитель Шереметьевского профсоюза лётного состава:
– Главная проблема состоит в том, что авиа-компании не хотят связываться с выпускниками лётных училищ. Их нужно готовить, а это деньги. К чему тратиться на подготовку, если дешевле найти того, кого готовить не надо? Другой вопрос: а будет ли этот специалист реально подготовлен или авиакомпания заплатит за «кота в мешке»? Сложно сказать, всяко бывает. Также сложно сказать, насколько мотивированы разнообразные стимулирующие программы для лётчиков – увеличение ставки за лётный час при налёте свыше 80 часов. Бывает, что перевозчики устанавливают даже пятикратную оплату за дополнительные часы. Лётчиков вынуждают работать на износ, но те соглашаются – деваться-то некуда. Коммерческие перевозки в нашей стране выполняют порядка 16 тыс. пилотов. Чтобы они не работали на износ, как это происходит сейчас, необходимо увеличить лётный состав до 50% – тогда мы приблизимся по условиям труда к странам Европы. А у нас речь идёт о нескольких сотнях специалистов, которые при любых раскладах ничего принципиально не изменят. А в случае наплыва иностранцев будет ещё больше претензий – и по поводу оплаты труда, и касательно условий работы.
Сергей КОВАЛЁВ, президент Профсоюза авиадиспетчеров:
– Очень сомневаюсь, что разрешение работать в России приведёт в кресла командиров кораблей российских экипажей настоящих профессионалов. В Европе и Америке у лётчиков и зарплаты выше, и права защищены лучше. Едва ли кого-то из них привлечёт наш бардак. Полагаю, что предложением заинтересуются единицы, и не самые лучшие, мягко говоря, – картины они не изменят, а вот на качестве авиаперевозок всё это может сказаться, и вовсе не в позитивном ключе. Да, в мире есть положительные примеры того, как авиакомпании решают свои проблемы за счёт иностранцев – в Арабских Эмиратах своих пилотов не было вообще, и ставку сделали на специалистов из-за рубежа. И сегодня все тамошние экипажи – сплошь иностранные. Кстати, и российские в том числе. Вот только для нас это не пример: у нас, во-первых, лётчикам столько не заплатят, а во-вторых, не предоставят им такого букета социальных гарантий. Так что возможность-то дали иностранцам работать пилотами в России, да только как это скажется на перевозках, я сказать не берусь.