Версия // Общество // 7 миллиардов рублей в год зарабатывают мошенники на подделках элитного алкоголя

7 миллиардов рублей в год зарабатывают мошенники на подделках элитного алкоголя

13742

Пьяные в дубликат

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Рынок элитного алкоголя заинтересовал производителей контрафакта. По свидетельству экспертов, в последнее время становится всё сложнее приобрести в магазине бутылку настоящего виски или дорогого коньяка. Зато в Интернете процветают сайты, продающие «дубликаты элитного алкоголя». Дельцы даже не стесняются сообщать потребителям о том, что с их продукции не уплачен акциз и что она, естественно, отличается от оригинала.

Всего каких-то пять лет назад высокая стоимость так называемого элитного алкоголя была своеобразной защитой от контрафакта. Тогда производителям суррогата было просто невыгодно связываться с изготовлением тех же виски, коньяка, рома и текилы. Ведь контрафактную продукцию этого сегмента всё равно требовалось разлить по бутылкам, похожим на оригинал, закупить лейблы и т.д. Одним словом, накладных расходов было куда больше, чем при производстве той же самой палёной водки. В довершение ко всему спрос на дешёвую «беленькую» тогда был стабильно высоким, а контрафактный элитный алкоголь… ну откуда взять столько гурманов.

Однако во второй половине 2012 года ситуация кардинально изменилась. Стоимость легальной водки сильно выросла. И вот уже самый дешёвый виски стоит порядка 400 рублей за бутылку, а самая дешёвая легальная водка – 150. «Цены на элитный алкоголь и легальную водку начали сближаться, и для 15% потребителей, готовых потратить 150–200 рублей за бутылку легальной водки, дешёвый виски по 400 рублей стал куда интереснее», – констатирует глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Чёрный рынок разбудила дорогая водка

По статистике, за последние 12–13 лет рынок элитного алкоголя в России вырос примерно в 70 раз. Причём наибольший прирост обеспечили именно последние три-четыре года. По данным ЦИФРРА, в среднем россияне выпивают около 50 млн литров элитного алкоголя в год, при этом порядка 75% этого объёма приходится на виски. Но вот парадокс: при том, что все последние годы рынок элитного алкоголя продолжал усиленно расти, в этом году по непонятным причинам прекратился рост импорта. «Наличие на рынке большого количества суррогатов элитного алкоголя – единственная причина, которая могла помешать росту импорта», – объясняет Вадим Дробиз.

Начало рынку суррогатов дорогого спиртного было положено ещё два-три года назад. Тогда в широкой продаже впервые стали появляться пятилитровые канистры с «элитным» коньяком и виски. Правда, по свидетельству участников рынка, тогда этот товар шёл в основном в бары и рестораны. Разливать суррогаты по бутылкам и продавать их в рознице в то время было ещё не так выгодно.

Однако чем выше становился акциз на спирт и чем больше дорожала легальная водка, тем больше криминализировался алкогольный рынок и одновременно перераспределялся потребительский спрос. Сегодня в Интернете без труда можно отыскать десятки магазинов, предлагающих «дубликаты элитного алкоголя».

«Алкоголь – это не только весело, но и по нынешним временам дорого. Однако есть прекрасный выход – покупать не оригиналы напитков, а их дубликаты», – сообщает один из таких магазинов на своём официальном сайте. Интересно заметить, что производители «дубликатов» сегодня даже не скрывают того, что работают, в общем-то, не по закону. К примеру, одной из главных причин, по которой потребители должны приобрести «дубликаты», производители называют… отсутствие акциза! «Вы не переплачиваете за акциз, – прямо сообщают в своей рекламе «дубликаторы». – Наверняка все знают, что 20–30% от стоимости бутылки спиртного в магазине составляет именно он. В итоге получается любопытная картина: мало того что вы честно платите налоги (причём не только с зарплаты, но и с оборота и т.д.), ещё и обязаны отстёгивать государству свои кровные только за то, что у вас праздник!»

По теме

Казалось бы, подобная откровенность производителей суррогатов уже давно должна была бы как минимум насторожить правоохранительные органы. Однако пока что громких процессов над производителями «дубликатов» что-то не видно. «Я абсолютно уверен, что криминализация алкогольного рынка растёт в том числе и потому, что этот бизнес курируется коррумпированными чиновниками», – свидетельствует Вадим Дробиз. Впрочем, даже если производителей суррогатов действительно хотели бы поймать, то сделать это было бы не так-то просто.

Спирт элитной покраски

Если нелегальная водка, как правило, производится всё на тех же легальных заводах, разве что акциз с неё не уплачивается, то суррогаты элитного алкоголя делают в подпольных цехах. На своих сайтах производители суррогата гордо сообщают, что их продукция совершенно безопасна для здоровья. И пока что это действительно так. Однако подобное положение вещей скорее всего стало возможным, поскольку доля производителей суррогатов сегодня составляет порядка 30% рынка. «Получается, что ни официальные импортёры легальной продукции, ни производители суррогатов сегодня не заинтересованы в дискредитации качества элитного алкоголя. Поэтому суррогатчики для производства своих напитков используют вполне безопасные ингредиенты: этиловый спирт, пищевые красители, вкусовые добавки», – констатирует Вадим Дробиз.

Среди самых известных на рынке нелегальных производств суррогатного элитного алкоголя эксперты называют заводы в Ленинградской и Московской областях, а также подпольные цеха на производствах в Нижнем Новгороде.

Впрочем, выделить крупные точки производства суррогата элитного алкоголя на самом деле достаточно сложно. Большинство производителей стараются максимально диверсифицировать свои производственные мощности. «Главная их задача – распылить производства. К примеру, в Северо-Западном федеральном округе действуют сотни цехов, каждый из которых производит около тысячи бутылок в месяц. То есть не более 30 бутылок в день», – рассказал «Нашей Версии» на условиях анонимности один из участников рынка. Получается, что если одно из производств и накроют в качестве «показательной порки», то бизнес суррогатчиков не сильно пострадает.

Кстати, по словам нашего собеседника, ещё весной 2013 года в Санкт-Петербурге сотрудники полиции якобы обнародовали информацию о сотнях подпольных цехов по производству алкоголя, однако в итоге никаких громких расследований не последовало.

«Подпольные производства закрывают очень редко, при этом никто не заинтересован, чтобы информация об этом куда-то просачивалась. Даже те, кто занят легальным импортом элитного алкоголя, никогда не будут раздувать скандал, потому что для них это удар по имиджу», – подтверждает Вадим Дробиз.

Суррогаты процветают на потребительских понтах

Всего за три года своего существования рынок суррогатного элитного алкоголя превратился в весьма прибыльный бизнес. По оценкам экспертов, в денежном выражении оборот этого рынка составляет как минимум 10 млрд рублей в год, причём как минимум 7 млрд из них – чистая прибыль, которая делится между всеми участниками товаропроводящей цепочки. Себестоимость бутылки суррогатного виски, подсчитывают участники рынка, составляет около 50 рублей. При этом в тех же интернет-магазинах «дубликатов» подобная продукция стоит порядка 100 рублей за бутылку. Но там продают только оптом. Можно предположить, что среди потребителей значатся представители и вполне официальной розницы, на полках которой всё тот же виски уже без приставки «дубликат» будет стоить минимум 400 рублей за бутылку. Итого – чистая прибыль с каждой бутылки составит минимум 350 рублей.

«Особенность ситуации 2012–2013 годов – это переход производителей суррогатов в высокомаржинальный сегмент», – констатирует Вадим Дробиз. И судя по всему, в ближайшее время рынок суррогатов элитного алкоголя продолжит расти, учитывая, что на ближайшие годы запланировано дальнейшее подорожание легальной водки. По мнению экспертов, свою роль сыграет и менталитет российского потребителя. « – Сейчас, чтобы такому потребителю уйти из «плебейского сегмента», ему надо покупать водку за 500 рублей. А это уже цена дешёвого виски. А значит, интерес к рынку элитного алкоголя среди потребителей будет продолжать расти». Нетрудно предположить, что в таких условиях производители суррогатов уж точно не растеряются.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.02.2014 15:33
Комментарии 0
Наверх