Версия // Media центр // Рейтинг самых проблемных товаров Москвы

Рейтинг самых проблемных товаров Москвы

4523
В разделе

В среду, 19 февраля, в 10:00 в MediaЦентре «ВЕРСИЯ» состоялась пресс-конференция заместителя председателя Московского Общества Защиты Потребителей, члена Совета Союза Потребителей РФ Антона Евгеньевича НЕДЗВЕЦКОГО по теме: «Рейтинг самых проблемных товаров Москвы»

В среду, 19 февраля, в 10:00 в MediaЦентре «ВЕРСИЯ» состоялась пресс-конференция заместителя председателя Московского Общества Защиты Потребителей, члена Совета Союза Потребителей РФ Антона Евгеньевича НЕДЗВЕЦКОГО по теме:

«Рейтинг самых проблемных товаров Москвы»

Вопросы мероприятия:

- На какие товары в Москве поступило рекордное число жалоб в 2013 – начале 2014 гг.?

- Игра на доверчивости и азарте: какие самые распространённые уловки используют продавцы?

- Как потребителю защитить свои права, в случае если они нарушены?

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

- Звоните: (495) 276-03-48 (в будни, с 10:00 до 19:00)

- Пишите: mc@versia.ru

- Приезжайте: г. Москва, ул. 1905 года, дом 7, стр. 1 (станция метро «Улица 1905 года»)

В рамках соблюдения закона об авторских правах просим вас:

- при устном и письменном цитировании указывать место организации мероприятия - Media Центр «ВЕРСИЯ»;

- ТВ-съёмку осуществлять с присутствием лого Media Центра в кадре.

Заранее благодарим за понимание и уважение к нашему общему делу – созданию новостей.

Фото: Сергей Тетерин / ВЕРСИЯ

СТЕНОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ:

- К этой теме подключаются множество серых импортеров, множество мелких производителей. Качество продукции которых вызывает очень серьезные претензии. Значит, например, вот, стандарты требуют определенных свойств тканей, да, которые могут быть достигнуты различным соотношением компонентов. Но на глаз это определить порой невозможно, вот. Поэтому, сейчас получается так, что на этикетке допускается прямой обман покупателей. Тоесть пишется, что в составе одежды примерно 20% вискозы, да. На самом деле ее не более 5-6%, остальное – это чистая синтетика. Вот что носят наши дети. Тоесть, ну, оптимально в составе изделия должно быть до 65 ну 70% вот таких вот полиэфирных волокон, остальное – там должны быть натуральные материалы там, да, шерсть, хлопок. Вот. Та же вискоза, да. На самом деле этого не более 5-6%, тоесть одежда – это чистая синтетика фактически. По вот таким вот параметрам качество, да, соответствует только каждый десятый проверенный образец школьный формы. Вот исходя из данных на осень 2013 года. Получается что наши известные производители, те, кто занимается производством школьной формы давно, не могут конкурировать с поставками из азиатских стран, где цена школьной формы 1000-1200 рублей. Наш производитель продает не менее чем за 2-3 тысячи рублей, потому что наш производитель, известный производитель, да, вынужден соблюдать, ну и действительно соблюдает необходимые требования к составу. Вот. Такая форма не может стоить дешево. Оказывается что форма производства там Китая, да, ну и других, так сказать, иностранных производителей, малоизвестных, мелких, более дешевая. Она естественно продается лучше, но вопросы безопасности эксплуатации этой формы это, так сказать, такие вот существенные проблемы для… для детей, для их родителей. Поэтому мы ставим сейчас вот эту вот проблему на второй, на второе место в рейтинге и нам действительно поступает, если даже не говорить о большом количестве жалоб, да, то это не отменяет существование этого вопроса, потому что люди порой даже просто не знают в чем они ходят. Так, значит…

По теме

- Можно с вашего позволения?

- Конечно, можно, да.

- Вы затронули вопрос, когда на предварительных, предварительном обсуждении, да, о существовании большого количества, в кавычках, обществ защит прав потребителя, которые пользуются названием, такой вывеской, которая призвана как бы защищать человеческие, человеческие права, права москвичей и россиян. На самом деле они работают на деньги. Это чисто коммерческие предприятия. Их цель либо срубить деньги с человека, либо если человек быстро отказывается к нам обращаться, что чаще предприниматели, средние, мелкие предприниматели. Они жалуются на то, что просто приходит организация, которая вымогает деньги. Мы спрашиваем: ну как же она может вымогать? Наверное, вы в чем-то нарушаете? Они говорят очень просто. К нам приходят там, говорят, что там за 30 тысяч рублей мы вам повесим вывеску правильно, в соответствии с нормативами. Мы вам там вывесим вам стенд, на котором, собственно ничего не должно быть кроме ценников там и брошюрки с правами защиты прав потребителя. И за это они как бы говорят, но у нас есть жесткие сроки, если вы в эти жесткие сроки не укладывайтесь, то мы, соответственно подаем на вас. И дальше рисуют не самые яркие перспективы. И для коммерсантов 30 тысяч рублей получается тоже, такой как бы вариант – либо получить много проблем, либо прямо сегодня откупиться и как бы забыть, пусть они приходят, делают вывески. Вот есть ли какой-то белый список, на ваш взгляд? Или может быть его стоит создать, обществ защит прав потребителя? Обращаясь куда, ну, не будет проблем ни для людей, ни для предпринимателей. Они на предпринимателей не накликают беду. Ну вот, помимо вашей организации, тоесть есть ли смысл какие-то создавать другие такие списки или может быть государство должно лицензировать эти организации?

- Нет. Лицензировать их, конечно же, невозможно. Потому что объединения потребителей – это объединения общественные. И ставить его деятельность в рамки лицензионных требований в принципе невозможно. Противоречит законодательству. Поэтому, я думаю, даже и обсуждать это не стоит. Но сейчас вы затронули все-таки проблему не потребителей, а проблему предпринимателей, да? Потому что существуют действительно мошенники, которые обманывают и предпринимательское сообщество. Ну, конечно же, не крупные, не крупных предпринимателей, не сетевой ретейл, а речь идет о мелких предпринимателях, каких-то небольших магазинах или предприятиях сферы услуг, где нет юридической поддержки, где зачастую это вот такой мелкий частный бизнес. Да, и такого предпринимателя очень легко ввести в заблуждение. Когда приходят наглые, уверенные в себе, представляющиеся инспекторами общества защиты потребителей, люди. Вот. Хозяин бизнеса, зачастую, не знает даже какие у них полномочия, что с ними делать, как им ответить, что он должен им предоставлять, что нет, какие требования Закона о защите прав потребителей и правил торговли, да? Потому что ввести в заблуждение легко при юридическом незнании. Но все-таки, вы понимаете, здесь если говорить о проблемах потребителей в городе Москве, то их это не касается. Вопросы такого мошенничества, они должны находиться, естественно, в ведении правоохранительных органов. Потому что если пытаются вымогать с предпринимателей деньги путем, ну, путем, скажем так, вот угроз, жалоб в Роспотребнадзор, в различные другие контролирующие органы, такой предприниматель должен позвонить в полицию. Вот. И должен знать, что платить в этих случаях ничего не надо.

- А потребителю вы тоже советуете, если они приходят в Общество защиты прав потребителей, и с них в первую очередь начинают требовать деньги, то тоже лучше как бы уйти из этой организации?

- А вот потребители, а вот потребители уже юридических услуг, потребители, права которых нарушили сначала продавцы или изготовители, или исполнители вот в типично потребительской сфере, да, потом попадают в ловушку уже профессиональных обманщиков юристов, которые разводят их на деньги. Вот. И понимаете, специфика юридической деятельности такова, что гарантировать в ней какой-то результат достаточно сложно. Вот. И за счет этого мошенники играют на доверчивости людей уже раз обманутых. Да? Они обещают им полностью возмещения всего ущерба продавцом некачественного товара, например. Даже не то, что полностью возмещение ущерба, но еще добровольную компенсацию морального вреда, штрафа по Закону защиты прав потребителей, который составляет 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. И это ему обещают вернуть. Вот. Только заплати деньги. К сожалению вот в виду того, что права потребителей нарушаются достаточно часто и востребовано обращение в Общество защиты, на этом стали играть недобросовестные юридические компании. Они рекламируют сейчас себя в интернете как ОЗПП там различные и предлагают людям прийти на бесплатные консультации, вот, бесплатно, так сказать, получить разъяснения по вопросам нарушения, там, связанным с нарушением их прав. Но потом оказывается, что бесплатно-то консультация, но вот для того чтобы деньги вернуть, нужно за это заплатить и прилично. Люди готовы заплатить, потому что им фактически гарантируют полную… полное решение их проблемы и еще и с надбавкой.

По теме

- Спасибо.

- Потом вот, к сожалению, большой поток людей из обманутых, приходит к нам. Ну, примеры. Человек покупает холодильник. Он оказывается некачественным. Ему отказывают в магазине в замене этого холодильника. Причем отказывают обосновано, потому что холодильник не имеет существенного недостатка. Человек там обратился в пределах гарантийного срока, но уже свыше 15 дней после покупки этого холодильника. Здесь Закон о защите прав потребителей позволяет потребовать замены такого товара только при наличии существенного недостатка. Вот. Там есть еще другие основания, но мы сейчас говорим об этом. Человек не зная своих прав, звонит по первому попавшемуся телефону в интернете, где рекламируют услуги по защите потребительских прав, да. Ему говорят: мы вернем, вот, сейчас не только новый холодильник получите, получите еще там приличную компенсацию за моральный вред, получите неустойку за нарушение срока выполнения ваших требований. Естественно человек радостно едет в эту компанию. Но там с него берут сумму, которая при стоимости холодильника там 40 тысяч рублей, да, составляет 20 тысяч рублей, тоесть 50% от этой суммы. Вот. Составляет совершенно нелепые и ненужные бумаги типа жалоб в прокуратуру, вот, жалоб в налоговую инспекцию на магазин, да. Ну, жалоба в Роспотребнадзор, конечно, она могла бы еще иметь место, если бы действительно у человека были законные права на замену, да. Проект искового заявления в суд. Тоесть за такую вот пачку, совершенно бесполезных, типовых совершенно документов, которые можно найти и в интернете, берут с человека 20 тысяч рублей. Естественно, никакого результата он от этого не получает, потому что прокуратура дает ответ, что это не в их компетенции, вот. Роспотребнадзор указывает, что надо обращаться в суд в таком случае, да, если речь идет о проблеме, есть существенный недостаток или нет. Суд в итоге человеку отказывает, потому что существенного недостатка не имеется. Но потребитель остается дважды обманутым, потому что он не только остался с неисправным холодильником, да, который мог уже давно починить просто напросто, но и заплатил еще существенную сумму. Вот. Так, значит, третья позиция в нашем рейтинге, да вот, вот в этом нетрадиционном рейтинге, о котором я говорю, потому что это скрытые… скрытые проблемы. Качество ювелирной продукции. Как стало выясняться, вот в этой сфере москвичей обманывают очень даже прилично, при том, что большинство людей об этом даже и не подозревают. Тоесть оказывается, что на реализацию выставляются ювелирные изделия без оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, вот, или с фальшивыми клеймами. Продаются изделия, бывшие в употреблении. Потому что сейчас популярность приобрела услуга обмена золотых украшений, да. Ну, когда вы можете сдать в магазин какое-то старое уже надоевшее вам украшение и получить там со значительной скидкой, приобрести новое изделие. Вот. Потом эти изделия, бывшие в употреблении, естественно реставрируются, восстанавливаются и продаются. Вот. Но людям об этом, почему то забывают сообщить и зачастую реставрируются они настолько плохо, что даже внимательный потребитель может обнаружить, что это кольцо уже ношено. Вот. Тоесть, вещи, которые таким образом принимаются на комиссию, они выставляются вместе с новыми изделиями в рознице именно как новые. Да? Оформление ярлыков не соответствует требованиям правил продажи отдельных видов товаров. Тоесть указывается неправильно проба золотого металла. Тоесть могут указать, что проба выше, нежели чем на самом деле и нежели даже на самом деле указана на ювелирном изделии. Да? Вот. Не проставляется цена за грамм. Не указывается производитель. Тоесть вот по результатам тех исследований, которое проводило Общество защиты, Московское общество защиты потребителей, Союз потребителей Российской Федерации, да, вместе с, в том числе вместе с ФКУ «Пробирная палата», выяснилось, что из 20 изделий проверенных, 8 изделий с нарушениями требований качества. Вот. Этот процент, это несоизмеримо выше, нежели чем допустим в традиционно проблемных областях – с бытовой техникой, с одеждой, с сотовыми телефонами.

По теме

- 40%, да?

- Да. Тоесть 40% брака, 40%. Ну, если не брака, то, по крайней мере, нарушений в части оформления ярлыков, вот. То такого процента нет в различных, традиционно входящих в рейтинги проблемных сфер для потребителей, как выясняется. Вот, кстати, вы затронули вопрос относительно составления рейтинга Общества защиты потребителей. Здесь, наверное, какой-то рейтинг, да, он не может иметь место, потому что Общество защиты потребителей – это общественная организация, которая, в принципе, не является услугодателем в широком смысле. Да, Общество защиты потребителей оказывает юридические услуги и порой, даже зачастую, юристы берут плату за работу в таких организациях. Вот. Другое дело, что Общество защиты потребителей всегда, ну, добросовестные организации стараются держать такие расценки ниже, нежели чем расценки обычных адвокатских образований там и юридических компаний коммерческих. Вот. Потому что, все-таки, это не коммерческая деятельность и получаемые доходы они не направлены на извлечение прибыли. Вот. Существуют, ну, поскольку я здесь представляю и Союз потребителей Российской Федерации. Вот Союз потребителей Российской Федерации, а это именно общероссийский союз общественных объединений, в него входят более ста общественных организаций России, вот, Обществ защиты прав потребителей по разным регионам, региональных, городских, областных, межрегиональных, краевых, вот, более 100 организаций. Практически там подавляющее большинство регионов России, вот, организаций входящих в Союз потребителей РФ. Но сейчас в России зарегистрировано, это по списку Минюста, который тоже полностью не отражает, на самом деле, этот список вот прошлогодний, да, существующую ситуацию. Вот сейчас в России зарегистрировано более 1300 обществ защиты потребителей. Более 1300 организаций, из которых, правда, реально работают, ну, наверное, не более 200. Вот. Тоесть, вот такая вот сейчас ситуация с общественной защитой прав потребителей, что очень много создано юридически таких образований, общественных объединений, но из них работают, всего лишь получается, только максимум там шестая часть. Вот. При этом, опять же, из… ну, остальные, остальные это как какой-то процент как раз, может быть, это те, кто ведет не совсем законную деятельность по вымогательству с предпринимателей вот путем проведения таких мошеннических мероприятий, целью которых является получение с предпринимателей денег под угрозой подачи жалоб на него, да. Тоесть не то, чтобы магазин исправил свои ошибки, а то чтобы он просто заплатил за, то чтобы на него не жаловались. Так, значит…

- Давайте дадим очередной вопрос задать.

- Корреспондент газеты «Вечерняя Москва». Если спуститься немножко ниже до продуктов питания, вот вы сказали, несовпадения на этикетках в одежде, в школьной форме. А вот с продуктами питания как? Если ты, допустим, покупаешь творог, вроде написано состав, а в результате, состав может быть не такой же как, ну, на самом деле? И вот в этом случае куда обращаться, если вы рассказывайте, что экспертизы сейчас, тоже сложно найти экспертизу, которая бы сказала правду? Что делать потребителю?

- Вы понимаете, мы вот сейчас в рамках этой пресс-конференции, ну, не брали проблему продуктов питания, потому что продовольственные товары, ЖКХ, это совершенно, настолько отдельная сейчас тема, да? Потому что писать сейчас в рейтинге, что на первом месте по опасности, по вот каким-то претензиям стоят продовольственные товары, ну, это было бы совершенно, совсем очевидно. Да, конечно, на продовольственный товар, на обман при продаже, на несоответствие и стандартам, и техническим условиям заявленным, и информации на этикетке жалуются огромное количество людей. Вот. И если вот так вот глобально смотреть, то конечно, продовольственные товары – это первое место в списке вот проблемных для потребителя вопросов. Вот. Потому что, то, что мы едим, что изготавливают сейчас, что продают, ну, тематика, наверное, отдельной пресс-конференции, потому что там такая совокупность вопросов. Вот. А то, что вы говорите невозможность провести экспертизу. Это как раз таки вот тот корень, почему сейчас человеку можно продавать все, что угодно. Вот. Потому что не один рядовой потребитель не сможет проверить, что действительно в составе того продовольственного продукта, который он купил и употребил. Вот. Это может сделать человек только располагающий средствами и соответствующей целью. Потому что экспертиза, которая определит индигриентный состав вот, соответствие всем санитарно-эпидемиологическим требованиям будет стоить очень больших денег. Хотя ее провести можно, вот. Но, тем не менее, никому это в голову из рядовых потребителей не придет этим заниматься. Только вот профессионалы, да, в том числе и общественные организации по защите прав потребителей, ну, я не говорю о государственных контрольных, надзорных органах, да, потому что это их задача, конечно же.

По теме

- Порядок цены этой экспертизы?

- Ну, такая, такая, да нет, это… Если экспертизу будет проводить с лабораторными исследованиями в полном объеме, ну, может быть от той суммы, которую вы назвали, да, и до, в принципе, даже до 100 тысяч и даже до нескольких сотен тысяч может доходить. Вот. Смотря, какой товар, смотря какие исследования, да, насколько они объемные будут.

- Ну, все-таки обоснованы эти претензии? Извините, давайте закончим. Тоесть, когда к вам претензии поступают по качеству продуктов, чаще всего, ну, если решились, проверили. В итоге подтверждаются претензии людей, они оказываются обоснованными? Тоесть вот этот вал претензий.

- Вы понимаете, ведь зачастую, если сравнивать по индигриентному составу, да, то можно найти такое вот несоответствие очевидное. Что, допустим, на упаковке, этикетке колбасного изделия производитель заявил, что в нем столько-то процентов говядины, столько-то процентов свинины, столько-то процентов мяса птицы, вот, ну и остальные составляющие там, да. Вот. Путем проведения экспертизы можно определить насколько это соответствует действительности. И зачастую подтверждается, что производитель положил, заявил несколько больше дорогого мяса, чем находится в этой колбасе. Вот, тоесть скажем заявлено говядины больше процентов, чем есть. На самом деле больше там курятины, вот, мяса птицы более дешевого.

- Спасибо.

- Ну, я говорю, что продовольственные, что продовольственные товары, вот, даже не хотелось в ходе сегодняшней пресс-конференции поднимать, потому что мы бы могли провести по этому поводу отдельное мероприятие какое-то и рассказать как производители обманывают, пользуясь тем, что сейчас фактически отсутствует контроль за производством, да, за производством, за этапом поставки, вот продовольственной продукции. Делается это очень просто, тоесть при разработке технических условий, естественно, требования заявляются, ну, устанавливаются соответствующие нормам безопасности. Вот. Но по факту, да, по факту эта продукция изготавливается уже не по техническим условиям. Я не говорю про ГОСТы, потому что можно написать, что продукт сделан по ГОСТу, но опять же в ходе производства поменять технологию, поменять состав, вот и проверить это сейчас в подавляющем большинстве случаев невозможно никому. Вот, потому что количество проверок и возможностей этих проверок у Роспротребнадзора существенно ограничены, вот в силу 294 закона. Ну, тоесть должна быть жалоба от потребителя, либо должна быть плановая проверка, да. В ходе этих проверок зачастую не проверяются такие параметры как вот индигриентный состав той же продукции, да, соответствие САНПИНам. Вот. Тоесть кто-то отравиться, тогда да. Если не отравился, то можно годами выпускать несоответствующую и ТУ и стандарту, и техническому регламенту продукцию.

- Тоесть, Иван Евгеньевич, давайте вернемся. Я знаю, что вы подготовились по уловкам, скидки какие-то, вот эти, втюхивания там, сетевой маркетинг. Можете коротко, вот именно, по как бы технологиям? Как людей приводят, да? Или к чему вы хотели?

- Да, я бы хотел, да. Ну, следующий пункт в нашем рейтинге. На что жалуются москвичи в Общество, в Московское Общество защиты потребителей, да? Где они готовы, так сказать, отстаивать свои потребительские права и интересы. Вот. Мы, опять же, на протяжении последних лет сталкиваемся с мошеннической схемой продажи автомобилей в кредит в автосалонах, да. Не знаю, вам об этой проблеме рассказывали или нет. Вот, но к нам в неделю несколько таких обращений стабильно поступает. Когда люди видят в интернете, в газете рекламу – официальный дилер там различных марок, множества, как правило, никакого, ни каких-то одной или несколько. Официальный дилер множества марок, вот. И реклама автомобилей по цене несколько ниже, чем они в салонах действительно известных официальных дилеров, да. Человек приезжает в такой автосалон, кстати, попадают в эту схему зачастую не только жители Москвы, а люди с других регионов, которые смотрят рекламу в интернете и надеются купить в Москве что-то подешевле. Приезжают в автосалон с целью купить такую машину в кредит, вот. И попадают на такую схему обмана. Значит, им говорят, что да, действительно, у нас такая машина продается. Действительно стоимость у нее как вы видели в рекламе. Вот. Но она может даже продемонстрирована быть потребителю. Может, могут сказать, что ее сейчас нет, но привезут чуть позже, да, вам надо подождать. Вот, но вы должны внести сейчас задаток за этот автомобиль в сумме, скажем так, 50 тысяч рублей, вот. Меньше обычно не берут. Больше могут. Задаток берется, без какого либо договора, тоесть только под квитанцию к приходному кассовому ордеру, либо под какую-то иную бумагу. Ну, не кассовый чек, чаще всего это квитанция просто к приходнику. Многие уже на этом этапе, да вот, попадают сразу, соглашаясь внести деньги без наличия договора купли-продажи, да. Просто поверя словам. Потом ему говориться, что сейчас вам будет оформлен кредит, но надо подождать пока банк даст свое одобрение. Кредитный эксперт находится в том же автосалоне. Вот, человек подает заявку на кредит и, как правило, его заставляют ждать, ну, часов пять, по меньшей мере, да, под различными предлогами, пока человек не устанет, не потеряет бдительность. Вот, после этого ему предлагают пройти там в какой-то кабинет, достаточно тесный, где его окружают несколько человек, работников автосалона. Вот, и создавая такую вот суматоху, предъявляют ему на подпись стопку документов, кредитных…

По теме

- Так как большинство людей, все-таки уже давно поняло, что платить деньги по интернету непонятно за что не стоит. Периодически поступает, но глобально, там не скажу что какой-то серьезный процент обращений. Для Москвы, наверно, это не совсем актуально. Здесь можно говорить о других нарушениях, которые, более таких тонких обманов. То есть, вот например, когда на сайте и в последующем при доставке товара, человеку не дается информация о том, где находиться магазин, который продал товар. Потому что это сплошь и рядом. У нас по статье двадцать шесть прим закона о защите прав потребителя, продавец, реализующий товар дистанционным способом, обязан, при передаче товара, дать потребителю в письменном виде информацию, где он находиться и как можно этот товар вернуть. Потому что, есть безоговорочное право потребителя, в течение семи дней, с момента доставки ему товара, от него отказаться. Причем любого товара. Любого товара, потому что вот тот перечень не продовольственных товаров, не подлежащих обмену и возврату, в случае дистанционной торговле, в данной ситуации, не применяется. Нельзя отказаться только от товара, имеющий индивидуальные определенные свойства, которые под потребителя делался, непосредственно по его заказу, который может быть использован вот этим потребителем. В отношении любого другого товара в течение семи дней человек может заявить об отказе от покупки, главное чтобы были сохранены товарный вид и потребительские свойства. То есть, даже если он вскрыл упаковку, ярлыки срезал, даже попробовал чуть-чуть в эксплуатации товар, да, но если его товарный вид не нарушен в связи с этим, он имеет право его сдать. И вот это Интернет-магазин должен потребителю разъяснить в письменном виде. Но естественно что, в девяносто процентах случаях, об этом забывают разъяснить и понятно почему. Кстати, это опять же, почему законодатель, предусмотрев эту ситуацию, внес в ту же статью двадцать шесть прим правило, что если потребителю не было разъяснено вот это вот при доставке товара, он имеет право вернуть его в течение трех месяцев. И на это люди должны обращать внимание, что даже если они пропустили семидневный срок в связи с тем, что им не дали информации о том, что они имеют такое право, они могут вернуть товар в течение трех месяцев продавцу. Главное знать куда. Главное знать куда, потому что вот это то же тот момент, о котором забывают сообщать и на сайте фактический адрес магазина отсутствует и в документации. Так, что касается уловок, да, начнем?

-Да.

- Если говорить об уловках. Тут, опять же, я начал говорить об этом на камеру, да. На наш взгляд, больше всего неприятностей потребителю сейчас доставляет уловка продавцов, производителей и исполнителей работ, не связанная с какими-то методиками продаж, особыми, а связанно именно с тем как отказаться от удовлетворения законных требований потребителя. Потому что, если уже человек сталкивается с какими-то нарушениями при продаже товара или в ходе выполнения работ, разрешить эти вопросы в очень значительной доле случаев может только экспертиза и вот это вот, то звено в процессе рассмотрения потребительских требований, которое имеет определяющее значение, так как результаты этой экспертизы либо требование потребителя удовлетворяется, либо в них отказывается, потому что все зависит от того, почему там возник недостаток в товаре, каких-то работах образовались какие-то дефекты, например. И вот здесь сейчас мы говорим о глобальной проблематике, что на рынке и Москвы, в особенности Москвы, но и по России тоже появилась и уже успешно действует, несколько лет, целая система заказных экспертных организаций, которые готовы за плату выдавать нужные результаты продавцам, изготовителям, исполнителям. То есть, тоже сетевой ритейл сейчас открыто пользуется услугами таких компаний. И вот это одна из схем, как потребителя отвадить от претензий. То есть, человек предъявляет в магазин претензию по качеству обуви. Магазин, который по закону обязан провести экспертизу за свой счет и определить, почему возник этот дефект, несет эту обувь в заказную экспертную организацию, с которой работает на протяжении достаточно длительного периода времени и получает нужный результат. Человеку выдается заключение вместе с отказным письмом, что вы сами виноваты и ваши требования удовлетворению не подлежат. После этого, готового оспаривать что то и пытаться доказать, не более, наверное, двадцати процентов людей. Остальная часть спокойно, так сказать, уже «умывается» и не пытается как-то тратить деньги на то чтобы сделать свою независимую экспертизу, доказать, что эта экспертиза, который продавец проводил, неправильная. Потому что для этого необходимо обращаться в суд. То есть, система как раз направлена на то, что только двадцать процентов людей пойдут дальше, а основная часть отсеется на этом этапе и поэтому права потребителей в такой ситуации нарушаются самым серьезнейшим образом. То есть, мы можем сказать, что с помощью вот такой вот схемы нас, восемьдесят процентов людей, столкнувшиеся с некачественным товаром, не доходят до дальнейших судебных разбирательств. Здесь надо что-то делать, потому что в такой ситуации должно вмешиваться государство. К сожалению, у нас оно оставило эту сферу без внимания абсолютно, и только общество защиты потребителей фактически об этом сейчас говорят. Ну, какая-то юридическая общественность там, которая с этими вопросами сталкивается то же конечно, но в целом. У нас этот рынок совершенно никакими требованиями не связан, и никак не регулируется, не контролируется со стороны государства. То есть, сейчас любой человек, решил кто-то стать вот таким заказным экспертом, да? Несложно это сделать, потому что можно, в конце концов, купить диплом технического какого-то специалиста, инженера в какой-то области, да, в области бытовой техники, инженер-электронщик. Ну, не суть важно, как этот диплом добывается. Человек может действительно получить такое образование. Для того чтобы стать экспертом, не требуется фактически ничего, кроме того чтобы зарегистрировать, скажем, юридическое лицо, прописать в уставе цели деятельности - экспертиза, иметь диплом, соответствующей специальности, ну и возможно несколько каких-то необязательных документов, свидетельствующих прохождения каких-то курсов, обучения. То есть, того что можно представить в подтверждении квалификации. То есть, под такую заказную экспертизу уже создаются даже системы сертификаций экспертов. Их тоже существует в Москве и по России достаточно приличное количество. То есть, это организации, в которой вам могут дать сертификат, что вы являетесь экспертом в такой-то области за пять - десять тысяч рублей. Согласитесь, это немного. Для этого порой даже не нужно никаких квалификационных экзаменов сдавать. Достаточно предоставить там диплом и пройти там не сложное анкетирование. Самое главное заплатить деньги, получить вот такой документ, что вы аттестованы как эксперт в такой-то области. Дальше эту бумагу вместе со своим дипломом предоставляете в подтверждении того что вы можете проводить соответствующую экспертизу, товароведческую, например, в области бытовой техники, либо одежды, либо обуви. Поэтому потребители и получают заключения от таких людей на бланке какого-то ООО независимого, экспертиза о том, что они виноваты и глобально об этой проблеме сейчас никто до сих пор не пытается говорить, потому что требований никаких, я повторяю, нет. Контроля со стороны государства нет. Наказать такого эксперта не возможно, потому, что если он даже даст совершенно откровенное липовое и неправильное заключение, он не несет никакой ответственности, кроме как перед своим заказчиком. То есть, когда мы говорим о судебной экспертизе, то да, существует ответственность за заведомо ложное заключение экспертов в судебном порядке. Но, поскольку разбирательство с потребителем оно и предусмотрено законодательством разбирательство досудебное, прежде всего, проведение досудебной экспертизы. За ее результаты никакой ответственности законодательством не предусматривается и, на мой взгляд, сейчас, конечно, если говорить о том, где потребитель страдает, почему они не могут свои права реально защищать, то вот здесь один из таких наболевших, острых вопросов, как собственно их требования рассматриваются.

По теме

- У вас получалось такую экспертизу со своей стороны. То есть, всегда найдется другой эксперт.

- Вот в том то и проблема для человека, что должен оспаривать такую экспертизу в суде. То есть, однозначно, это сразу суд. Как я уже сказал, двадцать процентов только готовы идти на это. Потому что надо вкладываться. Ситуация. Человек купил некачественные ботинки за пять тысяч рублей. Пришел в магазин в течение гарантийного срока, его, с помощью такой заказной экспертизы, отфутболили. Сами порвали, сам виноват. Нужно сделать независимую экспертизу, это порядка тысячи рублей может стоить (семьсот, восемьсот может быть). Нужно либо самостоятельно найти, составить исковое заявление, либо прийти к юристу и заплатить опять же там тысячу - две, как минимум. То есть, сами считайте, что уже для того чтобы добиться реализации своих прав человек должен потратить, скажем так, три тысячи рублей из пяти, кото

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.02.2014 13:55
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх