Версия // Культура // 30 лет стукнуло легендарному альбому R.E.M. «Automatic For The People»

30 лет стукнуло легендарному альбому R.E.M. «Automatic For The People»

4302

Всё, как у людей

30 лет стукнуло легендарному альбому R.E.M. «Automatic For The People»
(фото: Таня Егорова)
В разделе

Само название именитой американской команды R.E.M. («Rapid Eyes Movemement»), что в переводе с английского означает «Быстрые Движения Глаз», являющихся одним из признаков так называемой «фазы быстрого сна» — фазы, в которую спящий видит сновидения, прекрасно отражает концепцию их музыки. А празднующий свой 30-летний юбилей великолепный альбом «Automatic For The People», даст фору в своей обманчивой простоте многим и многим музыкальным шедеврам!

С этой, ничем до поры до времени, не примечательной группой произошла любопытная история. Которая лишний раз прекрасно иллюстрирует тезис о непредсказуемости (в частности) музыкальных путей и жизненных человеческих, в целом. Обоснуем нашу выкладку. Смотрите. Кто мог предположить в самом начале 1990-х, когда запредельно бурлил грандж (в лице таких монстров, как Nirvana или Soungarden) вовсю боровшийся с глэм-металом, который мощно представляли не менее зубодробительные Guns N’Roses или Motley Crue, да бесилась различная танцевальная и индустриальная электронщина, появление на большой музыкальной сцене мало кому известной на тот момент (кроме занятия топовых мест на американских многочисленных студенческих и университетских радиостанциях) мелодичной гитарной команды из захолустного городка Афины не менее провинциального штата Джорджия под чудным названием R.E.M.

Как водится, ребята в лице Майкла Стайпа, Питера Бака, Майка Миллза и Билла Берри познакомились в колледже на почве обоюдной приязни к правильной музыке, где первое место в их пристрастиях занимало наследие уже тогда начинавшего становится классическим рока, а также фолка, блюза и, отчасти, кантри. Но, как говорится, познакомились, поиграли вместе, устроили несколько попоек и что с того? Таких знакомств и коллабораций, из которых впоследствии не вышло ничего – миллионы. А вот поди ж ты! Наши будущие звёзды оказались на редкость упорными и целеустремлёнными в плане достижения намеченных целей. Начиная с даты своего образования в 1980 году и вплоть до достижения большого успеха к началу-середине 1990-х, когда на них собирались стадионы, а их песни, вроде знаменитых «Loosing My Religion» или «Everybody Hurts» заняли первые строчки мировых хит-парадов, активно ротируясь на музыкальных ТВ и призывно звуча из каждого «утюга», R.E.M. методично работали над своими композициями, отшлифовывая их, словно огранщик сверкающие бриллианты, окучивали (как бы теперь сказали «сетевые») колледж/университетские радиостанции и кабельные телевизионные студии (которые играли и продолжат играть немалую роль в продвижении малоизвестных и независимых музыкальных групп в штатах), терпеливо вынашивая планы на будущее. Ещё они старались избегать скандальной шумихи и кормления публики несбыточными обещаниями о «чём-то большем».

Если глэм-металлеры брали публику щедро начёсанными хаерами, наглостью и выпендрёжем, гранджеры — вызывающе талантливой панк-непричёсанностью, лужеными глотками и зияющими дырами в джинсах, электронщики — всё убыстряющимися ритмами и сопутствующими им изменёнными состояниями сознания, то R.E.M. пришлись по душе широким меломанским массам именно своей обескураживающей незамутнённостью, за внешней простецкостью которой скрывалась присущая альтернативному, колледж и инди-року обманчивая простота. Которая внешне выглядит вполне себе обыкновенно, но, если копнуть, то полезут двойные, а то и тройные смысловые «прокладки», вполне в духе набиравшего в девяностых силу постмодерна. Тут, как с крафтовым пивом, пока только готовящимся к мировому признанию в «нулевых». Крафт – пиво. Тут не поспоришь! Но напиток вобрал в себя столько смыслов и фантазий создающих его людей, что можно аллегорически сказать так, что вы уже пьёте не столько пиво, а «текст в виде букв его уникального рецепта», который может и не повториться при следующей варке…

Кому интересно, тот может скачать и почитать книжку о крафтовом пивоварении, в которой автор попытался исследовать этот животрепещущий вопрос, а пока вернемся к нашим поклонникам быстрых сновидений из R.E.M. Восьмидесятые пролетели шустро, отметившись разными событиями, вроде перестройки, разрядки, падения Берлинской стены и прочими глобальными новостями, неслабо перетряхнувшими картину мира. В музыке всё было не менее колоритно. Например, отшумели новая волна, трэш, нойз и диско. Пост-панк, готический рок и всяческая альтернатива вполне жизнерадостно вытаптывали свои аппетитные полянки. Но, как пели гениальные Queen в незабвенной «The Show Must Go On» — Шоу должно продолжаться, несмотря ни на что! К концу 1980-х/началу 1990-х Большой шоу-бизнес был готов к очередной смене музыкальных кумиров. Тут и настал черед выхода на сцену наших героев R.E.M. Их выверенные (словно китайская теория войны) тактика и стратегия, наконец-то, дали свои сочные плоды!

Музыканты, словно первый астронавт, высадившийся на Луне (как в их одноимённой песне), открыли для подросшей и немного уставшей от бурных аккородов и перегруженных эмоций широкой публике, всю прелесть мелодичных и не шибко громких песен, которые напоминали обо всём сразу: об ушедшем детстве, о проблемах экологии, о сложных философских проблемах, о том, что небо было когда-то синее, а трава зеленее и так далее. Затрагивались политические темы и вопросы расовой дискриминации. Но при этом R.E.M. не навязывали народу свои уникальные воззрения, а как бы искренне делились личным и наболевшим, что цепляло и мало кого оставляло равнодушным.

Диском, принёсшим группе международную славу и разошедшимся тиражом более 4 млн. экземпляров, стал их шестой по счёту альбом «Green» (1988). По его выходу R.E.M. начали выступать на действительно крупных площадках и гастролировать по всему миру. К тому моменту сформировался характерный музыкальный стиль R.E.M.: инди-рок с элементами постпанка и фолка. Исследуемый нами, празднующий свой 30-летний юбилей в 2022 году, альбом R.E.M. «Automatic For The People» стал в этом смысле показательным «звёздным» часом формации. Он представляет собой собрание душеласкательных и изящно обработанных вещиц, не испорченных (как нередко бывает) сложными методами производства. Диск стал их восьмым по счёту студийным альбомом. Наверное, самым акустическим по звуковому оформлению и глубоким по смыслу, среди прочих работ группы. «Automatic For The People» был выпущен в октябре 1992 года на мейджор-лейбле «Warner Bros.». Интересно, что за год до его выхода увидел свет опус «Out of Time», чьё звучание ничем не предвещало наполнение будущего творения.

В создании «Automatic For The People» приняли участие: Майкл Стайп спел на вокале, Питер Бак сыграл на гитаре, акустической гитаре и мандолине; Билл Берри сыграл на ударных, клавишных, перкуссии и спел на бэк-вокале; Майк Миллз сыграл на бас-гитаре и фортепиано. К продюсированию альбома и аранжировке звука приложил руку Скотт Литт. В оформлении обложки была использована фотография, на которой изображён некий механический объект, напоминающий по форме неправильную звезду.

Питер Бак взял на себя инициативу, выбрав новое направление для альбома. Он предложил сделать упор на его акустическое гитарное наполнение. Так и получилось. Пластинка стартует с заглавного трека «Drive», где можно отметить сильное влияние кантри и блюза. «Drive» был первым и ведущим синглом альбома. Он достиг 28 позиции в Billboard Hot 100. Ему наследуют «Try Not to Breathe» и «The Sidewinder Sleeps Tonite». Самой пронзительной композицией является баллада «Everybody Hurts». Композиция пропитана грустью, созданной протяжным мягким вокалом Майкла Стайпа в аккомпанементе гитары. Здесь идея пластинки подходит к своему апогею, который развивается в треках «New Orleans Instrumental No. 1», «Sweetness Follows» и «Monty Got a Raw Deal». Композиции плавно следуют одна за одной, сопровождаясь негромким гитарным аккомпаниментом. Их акустическую суть вполне удачно продолжают «Ignoreland», «Star Me Kitten» и по своему психоделическая «Man on the Moon», чей, как бы сумбурный и немного хаотический черно-белый видеоряд, наводит на мысли о любительской постановке, если бы не реальные знаменитые документальные кадры первой высадки человека на Луне. После музыканты продемонстрировали свои таланты в «Nightswimming» («Ночном Купании»), окутанном туманными наигрышами, а финальная «Find the River» итожит идею альбома, посвященную неизбежным, но таким горьким потерям и расставаниям. «Всё течёт, как река и нет ничего неизменного» — говорят музыканты. Найди свою реку, вливайся в поток и да пребудет с тобой сила…

В США, альбом достиг 2 места в чарте Billboard 200, а в Англии возглавил UK Albums Chart. Диск стал четыре раза платиновым в США и шесть раз платиновым в Великобритании. По данным Nielsen SoundScan «Automatic for the People» был продан в количестве более 3,5 млн. экземпляров в штатах. С диска было выпущено успешных шесть синглов: «Drive», «Man on the Moon», «The Sidewinder Sleeps Tonite», «Everybody Hurts», «Nightswimming», и «Find the River».

Далее был выпущен диск «Monster» (1994), вернувший звучание коллектива к более привычным рок-канонам. В поддержку пластинки R.E.M. организовали тур, однако он был омрачен болезнями музыкантов. В 1996 году артисты продлил контракт с лейблом «Warner Bros.». Сумма сделки составила 80 млн. долларов. На тот момент это был самый дорогой контракт в шоу-бизнесе. В следующем году Билл Берри покинул группу. Остальные решили продолжить выступать, но уже как трио. Их музыкальный стиль вновь претерпел изменения. «Нулевые», в целом, прошли для музыкантов с переменным успехом. Со стороны критиков прилетало разное и вполне заслуженно. Ибо с уходом Берри (который, впрочем, потом несколько раз выступал с трио) коллектив потерял какую-то важную составляющую. Аудитория, впрочем, оставалась, в целом, верна музыкантам. В 2007 году R.E.M. были введены в Зал славы рок-н-ролла.

В 2011 году R.E.M. надоело «тянуть кота за хвост». Они объявили об окончании своего музыкального пути, длившегося 31 год и распустили группу. В конце 2011 года была издана компиляция «Part Lies, Part Heart, Part Truth, Part Garbage 1982–2011». Она содержала песни со всех альбомов R.E.M., что стало символической точкой в карьере славной рок-банды. Тем не менее, музыку наши герои не бросили, продолжая заниматься ею (в том числе продюсированием) в своих сольных и побочных проектах. Особенно в этом преуспел Питер Бак, который для многих меломанов всегда был в тени харизматичного Майкла Стайпа, но именно Питер (при активном участии Миллза) создал характерный для R.E.M. звук.

Для более глубоко интересующихся творчеством R.E.M. читателей, дополнительно поясню, что определённый интерес, на мой взгляд, могут представлять их альбомы «Document» (1987) и «Reveal» (2001), где артисты также играли со звуком, делая его более отточенным и стильным. Сегодня R.E.M. представляют собой настоящий культ для всех поклонников альтернативного рока, инди, колледж-рока, джангл-попа и постпанка. Их влияние в 2022 году остаётся весомым и продолжает оказывать воздействие на многочисленных и более молодых последователей!

«Наша Версия» отмечает, что 2022 году Питеру Баку исполнится 66 лет (он родился 6 декабря 1956 года). Поздравляем!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.12.2022 15:35
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх