Версия // Культура // Феерическому альбому «Appetite for destruction» Guns N’ Roses грядет 35 лет!

Феерическому альбому «Appetite for destruction» Guns N’ Roses грядет 35 лет!

8901

Разрушительные аппетиты

Феерическому альбому «Appetite for destruction» Guns N’ Roses грядет 35 лет!
(фото: Wikimedia Commons/Raph_PH)
В разделе

Одно время бытовало мнение, что потенциал этой музыкальной лос-анджелесской банды был весьма переоценен и чрезмерно раздут. Но «ганзы» сумели доказать всем «фомам», неверующим в них, что это – не так. И Guns N’ Roses реально являются одной из величайших рок-формаций всех времен и народов, по праву стоящих на вершине музыкального Олимпа наряду с самыми прославленными именами. Как так случилось, и какие метаморфозы произошли с ними на самом деле – наш дальнейший рассказ.

Стоявшие у истоков создания Guns N’ Roses Эксл Роуз (Билл Бейли) и Иззи Стрэдлин (Джэффри Изабелл) жили в захолустном городке Лафайет в штате Индиана. Они познакомились в школе, где в основном бездельничали и искали неприятности на свои буйные головы, так как делать им там было абсолютно нечего. Иззи тогда поигрывал на ударных в школьном ансамбле, и, по собственному признанию, именно он однажды убедил Эксла попробовать себя в пении. Дело постепенно пошло. Роуз и Стрэдлин переехали в Лос-Анджелес. И в 1983 году Роуз объединился с другим музыкантом по имени Трэйси Ганз. Итогом чего стало создание команды L.A..Guns. Однако нетерпеливый Эксл долго не задержался в данной формации и воплотил в жизнь следующий проект – Hollywood Rose, после чего снова вернулся к работе с Трэйси.

Как понимают читатели, все это была предыстория, так как непосредственно исследуемый нами феномен Guns N’ Roses был основан лишь к весне 1985 года вокалистом Роузом и переквалифицировавшимся в гитариста Стрэдлином. В команду на этом этапе также пригласили ведущего гитариста Трэйси Ганза, басиста Оле Байха, а место за барабанами занял Роб Гарднер из L.A.Guns. Ребята «примеряли» разные названия для новоиспеченного проекта. По одной из версий искомое название «Guns N’ Roses» («Стволы и Розы», «Розы и Пистолеты») было выбрано путём объединения частей названий двух сформировавшихся ранее коллективов (L.A.Guns и Hollywood Rose). Но есть также версия, что фамилии двух ведущих музыкантов (Эксла Роуза и Трэйси Ганза) также повлияли на выбор названия нового коллектива. Что ж, так или иначе, название подобрали, пора приниматься за дело. Любопытно, что сразу после первого выступления Байх был уволен. Вместо него на басу нарисовался колоритный панкер Дафф Маккаган (Майк Эндрю Маккаган), приехавший из Сиэттла. Дафф отлично вписался в банду, добавив немало веселого хаоса, но на этом череда увольнений музыкантов изначального состава «ганзов» не закончилась.

Всем известный состав Guns N’ Roses окончательно сформировался летом 1985 года, когда к группе присоединились Стивен Адлер и Слэш (Сол Хадсон). Слэш был знаком с Маккаганом по работе в команде Road Crew, еще он отыграл несколько концертов в составе Hollywood Rose и чем-то приглянулся Экслу. Слэш заменил Ганза, окончательно и бесповоротно покинувшего группу после скандала со вспыльчивым Роузом. Вслед за Ганзом ушёл и Гарднер, вместо которого появился Адлер, бывший ударник Hollywood Rose. Адлер прежде также играл вместе с Маккаганом в команде Road Crew. Согласно воспоминаниям Маккагана, вскоре именно Слэш придумал и нарисовал знаменитый логотип «ганзов» с дулами двух смотрящих в разные стороны пистолетов (револьверов), с оплетёнными вокруг их стволов колючими стеблями двух роз, расположенных в круге.

В общем, состав Guns N’ Roses наконец «устаканился». Пришел черед показать всему миру свои острые клыки, зубодробительные риффы и разрушительные аппетиты. «Ганзы» становятся завсегдатаями клубной сцены Голливуда. На их выступления в местных кабаках, расположившихся на протянувшемся на несколько миль знаменитом бульваре Сансет (от Западного Голливуда до предместий Беверли-Хиллз) вроде «Cathouse», «Rainbow», «Whiskey A-Go-Go», стекаются толпы народа. Оригинальные шоу создают им славу безбашенных и очень талантливых бузотеров. В итоге, музыкантам удается привлечь внимание крупного звукозаписывающего лейбла (Geffen Records). Итогом чего стало подписание их контракта в 1986 году. В декабре того же года музыканты взяли на время паузу с концертами и засели студии, где был записан мини-альбом «Live?!Like a Suicide» (1986), как указывалось «с целью поддержания интереса» к их творениям.

Очевидно, что в творчестве Guns N’ Roses можно проследить влияния таких грандов, как непревзойденных The Rolling Stones, искусных Led Zeppelin, масштабных Motorhead, Iron Maiden, Aerosmith, Kiss и других замечательных коллективов.

Но, как отмечал авторитетный журналист и продюсер Пол Роланд в «Рок и Поп»: «Их имидж был направлен к тем парням, которые были слишком молоды, чтобы помнить The Rolling Stones или Led Zeppelin, а их звук был смешением клише гитар с голосом вокалиста Эксла Роуза, впечатляющего манерным вокальным стилем в традициях превосходных экземпляров хриплого тяжелого металла». Один из критиков точно назвал его пение «воплями человека, которому делают хирургическую операцию без наркоза». В их музыке было мало нового. Она была «кашей» из гаражного прото-панка, панка «второй волны», хард-рока и хэви-металла, но они подавали ее с «пылу с жару».

Рассматриваемый нами диск «Appetite for destruction» (1987) стал, по всеобщему мнению, не только прорывным, но сразу «застолбил» за «ганзами» обширные территории глэм и хайр («волосатого») – метала, стилей дико популярных в середине, конце 1980-х годов и самом начале 1990-х, вплоть до наступления эпохи гранджа. Понятно, что Guns N’ Roses не были первопроходцами отчаянного и безбожно хулиганского «волосатого» металла. Наряду с ними здесь очень котировалось творчество уже упоминаемых нами выше L.A.Guns, а также Cinderella, Poison, Ratt, Skid Row, Bon Jovi, Hanoi Rocks, Faster Pussycat, Warrant, Kix, Dangerous Toys, Pretty Boy Floyd, отчасти Whitesnake и, конечно, Motley Crue, чей шедевральный диск «Girls Girls Girls» вылупился в том же 1987 году (о чем мы постараемся написать в дальнейшем). Но «ганзы» сумели каким-то чудесным образом выделиться на фоне этой пестрейшей компании и более всех запомниться слушателям.

Глядя из 2022 года, попробуем разгадать секрет Guns N’ Roses. В чем была искомая «фишка» их гремучего «коктейля»? На мой взгляд, его «рецепт» оказался следующим. Во-первых, сложился крепкий состав талантливых самородков, в котором не было «слабых» звеньев. Во-вторых, они умело манипулировали своим имиджем, щеголяя щедро начесанными прическами, от которых и пошло название жанра. Впрочем, таких «особенностей» у их ближайших конкурентов из Motley Crue было навалом. Уж что, а «зажигать» эти ребята умели, любили и ставили в главу угла именно «угар» и сопутствующие глэм-металлу атрибуты в лице обилия макияжа, секса, славы и наживы. Поэтому главным моментом, выделяющим «ганзов» на фоне других групп данной сцены, явилась возможность раздвинуть рамки трэшево-глэмурной эстетики, благодаря вниманию Эксла к социальным проблемам, поднимаемым им в песнях. Да, в композициях «ганзов» было полно блестящих красоток, сверкающих мотоциклов и лимузинов, спиртное лилось рекой, гостиничные номера громились «на раз» и происходило много чего еще…но при этом Эксл, давая слушателям расслабиться, неожиданно переключал их внимание на несправедливое устройство мира, на его деление на богатых и бедных, на повсеместное насилие, страх, жесткость, алчность, социальное неравенство и прочие «темные» моменты человеческого бытия.

Поэтому «Appetite for destruction», как отмечал журналист Джон Хоттен в специальном выпуске авторитетного журнала Classic Rock, посвященного 1980-м годам: «Слушался так, словно он заявился к нам из параллельной вселенной. Пускай на фотографиях Guns N’ Roses выглядели как Motley Crue, но на этом их сходство заканчивалось. Что здесь интересно, так это взгляд на мир. Если Crue и иже с ними были «своими» на лос-анджелесской сцене, то Эксл для нее был аутсайдером, человеком посторонним, и это дало о себе знать»!

В записи, ставшей впоследствии вездесущей музыки с этого альбома, приняли участие: Эксл Роуз спел на вокале и бэк-вокале, сыграл на синтезаторе и перкуссии; Слэш сыграл на соло-гитаре, ритм-гитаре, акустической гитаре; Иззи Стрэдлин — на ритм-гитаре, соло-гитаре, перкуссии и спел на бэк-вокале; Дафф Маккаган — на бас-гитаре и подпел на бэк-вокале; Стивен Адлер запечатлел игру на ударных. К продюсированию альбома приложил руку Майк Клинк. Тексты треков написаны в основном Экслом Роузом. Часть из них в соавторстве со Стрэдлиным, Маккаганом и Аркином. В музыкальной части приняли участие Роуз, Слэш, Стрэдлин, Крис Вебер, Маккаган и Аркин.

Диск динамично стартует с несущейся на запредельной скорости «Welcome to the Jungle». Треки «It’s So Easy», «Nightrain», «Out ta Get Me» не менее зубодробительны и еще более поддают газу. Тему, заданную ими, нагнетают «Mr Brownstone» и «Paradise City». Дальнейшие «My Michelle» и «Think About You» наглядно рисуют разрушительные аппетиты «ганзов», прикрытые обманчивым флером человеколюбия. Их изыски продолжает не менее впечатляющая, но уже не такая напористая баллада «Sweet Child O’Mine», показывающая всем сомневающимся, что они могут сотворить и такое. Песня была посвящена будущей жене Эксла – Эрин Эверли, дочери знаменитого музыканта Фила Эверли из Everly Brothers. Под занавес настает черед фирменного сумасшествия «You’re Crazy», приправленного по-своему философской «Anything Goes» и возвращающей слушателей к изначально набранной скорости «Rocket Queen».

Первый вариант оформления обложки (где была изображена провокационная сцена с изображением робота, стоящего у фигуры лежащей женщины в разорванном платье, на которого сверху нападает монстр с кинжальными зубами) что сами «ганзы» на «голубом глазу» объясняли стремлением к ограничению негативного воздействия технологий и защитой окружающей среды (!) был признан дистрибьюторами скандальным и изъят из продажи. Его пришлось заменить на более нейтральную олдскульную картинку в форме стилизованного креста с нарисованными на нем в виде черепов портретами пяти членов группы, созданную одним из дружественных музыкантам тату-мастером. Изначально этот сюжет располагался в виде внутреннего вкладыша в альбом. Сегодня пластинки «Appetite for destruction» с первоначальным вариантом оформления обложки являются филофоническим раритетом и стоят недешево.

На гастролях в поддержу альбома «ганзы» неслабо «поураганили». Причем отличились, как известный своей тягой к рукоприкладству Эксл, так и другие члены команды, вроде Стрэдлина, надававшего тумаков вокалисту Motley Crue Винсу Нилу на одной из премий вручения очередных музыкальных наград и пр. В итоге, интерес публики к Guns N' Roses постоянно подогревался, гонорары за выступления росли, а «Appetite for destruction» прекрасно продавался. Он вошел в топы мировых музыкальных чартов. В 2002 году альбом занял 17 позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock. В 2004 году по результатам голосования читателей журнала Meta*l Hammer альбом занял первое место среди величайших альбомов всех времён. Диск занимает 61 позицию в списке 500 Величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone. На 2022 год он продался тиражом более 30 млн. экземпляров. Ему наследуют не менее затейливые и также наполненные хитами пластинки «Use Your Illusion I» и «Use Your Illusion II» 1991 года, глобальный одноименный тур 1994 года, альбом каверов «The Spaghetti Incident?» (1993), но это будет уже совсем другая история, связанная с тогдашним распадом команды и их последующим воссоединением в почти полном «классическом» составе в 2016 году...

Guns N' Roses не раз выступали в Москве. Специально для читателей «Нашей Версии» предлагаю вспомнить, какие впечатления оставило их шоу во время приезда и выступления в клубе Stadium в апреле 2012 года. «Новый» Guns N’Roses, уже выступавший до этого в СК «Олимпийский» двумя годами ранее, представлял уже не программу, основанную на альбоме «Chinese democracy», а юбилейное представление с огнем и пиротехникой, посвященное 25-летию группы. В принципе, выступили неплохо, отнюдь не выглядя изуродованным «обрубком». Все действо было закручено вокруг 50-летнего живчика Эксла Роуза, за которым по итогам скандальных судебных передряг закрепилось название Guns N' Roses. Надо признать, что представление «ганзов» отлично срежиссировано! Рядом с Роузом сгущена философия современного шоу группы. Музыканты нынешнего состава Guns N' Roses играют так, словно на вас катится танк. Многими отмечено и это верно, что Роуз – музыкант грамотный, знающий, устойчивый, усидчивый и очень старательный. Под стать ему и подобранная нынешняя музыкальная команда Guns N' Roses – все знают свое место, когда кому выйти вперед, отбежать назад, картинно принять героическую позу, смачно прикурить бычок или подменить гитарным соляком уставшего товарища. Кто еще кроме Эксла может записывать альбом в течение десяти лет и при этом поддерживать интерес к своей персоне? Понятно, что Роуз – человек с железным, непростым и кочевряжистым характером. Для него не составляет труда отменить свое шоу или начать его с утомительным опозданием в несколько часов, (как в Москве 2012 года, когда все уже забыли про разогрев от российских панков из Biting Elbows), а Guns N' Roses и в помине не было на сцене. Странно, но многие поклонники как раз и ценят Эксла за вышеприведенные качества.

Когда Роуз, наконец-то, соизволил материализоваться на сцене, концерт покатился по накатанной дорожке, начавшись с приснопамятной «Chinese democracy» и далее – на три часа без остановок. Так и шло: три-четыре раскаленных аккорда композиций «It’s so easy», «Sorry», «This I love», буйный вокализ распевшегося где-то к шестой песне «Rocket queen» Эксла, гитарные запилы «Estranged» и культовой «Don’t cry», плотный видеоряд на задних экранах с оголенными красотками и брызжущей кровищей «Sweet child of mine» и так далее. Весь этот душераздирающий «коктейль», смикшированный из таких беспроигрышных ходов и составляет объемный, но несколько надоедающий к 10 песне спектакль Guns N' Roses. Ключевая цитата из их творчества – «Welcome to the jungle!», baby. Все остальное – отводящий глаза музыкальный «багаж», составленный из «Street of dreams», вневременного «Live and let die» авторства Пола Маккартни, охлаждающего стона «November rain» и отчаянного «выхлопа» дилановской «Knockin’ on heavens door».

Главный вопрос концерта Guns N' Roses 2012 года: возможно ли рождение нового звука из опыта прежних лет? Я не рискну ответить на него утвердительно. Не возникает ли соблазн эксплуатации старых примочек и ушлых «старых знакомых лиц»? Картинка непонятна. Нет, она кое-как складывается, но, все-таки, неясна. Мнения разнятся – от полноценного с икотой и водопадом эмоций драйвового шоу – до самоповтора самовлюбленного нарцисса Роуза, в духе глэм-метала начала 1990-х, который грандж убрал одним бурлящим аккордом (кстати, на аудиокассетах того времени у многих на одной стороне была записана Nirvana, а на другой – Guns N' Roses!). Между прочим, Foo Fighters с Дейвом Гролом мы тоже видели в Москве. Я не рискну предполагать, какую музыку играл бы сегодня Курт Кобейн, если бы был жив, и существовала бы Nirvana, как группа (о 30-летнем юбилее их знакового альбома мы писали). На мой взгляд, Грол и К во время московских концертов выглядели на порядок свежее «отреставрированных» в 2012 году Guns N' Roses с их потешной пиротехникой и бегающим взад-вперед по сцене строптивым фронтменом. Мне показалось, что Guns N' Roses навсегда застряли глубоко в конце 1980-х, когда пресловутый «Appetite for destruction» («Аппетит к разрушению») был как никогда велик и не обуздан, а трава зеленее. Хотя, каждому, опять же повторюсь, свое…

Завершая статью, хотел бы обратить внимание читателей на выход 25 февраля 2022 года свежего мини-альбома (EP-формата) «ганзов» под названием «Hard Skool», ритмы которого нам еще предстоит расслушать и сформировать свое мнение. Интересно, что он является первым опубликованным релизом оригинального состава Guns N' Roses за 28 лет! Уже есть мнение критиков, что на свежеиспеченном EP едва ли «обнаружится хоть одна по-настоящему новая композиция». Например, вошедшие в пластинку «Absurd» и «Hard Skool» были созданы еще в середине «нулевых» во время работы над долго вымучиваемым и стоившим баснословную сумму в 14 млн. долларов опусом «Chinese Democracy» (2008). Два других заявленных трека оказались живыми версиями работ «Don't Cry» и «You're Crazy». Еще осенью 2021 года Слэш заявлял, что группа «испытывает проблемы с созданием новых песен, перерабатывая старые материалы», но на энтузиазм и ожидания давних поклонников группы такое положение дел, похоже, не так уж сильно влияет…

«Наша Версия» поздравляет с наступающим 60-летием (он родился 8 апреля 1962 года) Иззи Стрэдлина. Желает музыканту крепкого здоровья и новых отличных песен! Также рекомендуем обратить внимание на его книгу, о которой мы писали.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.02.2022 12:00
Комментарии 0
Наверх