Версия // Культура // Эпохальному диску «(What’s The Story) Morning Glory» и песне «Wonderwall» группы Oasis - 25!

Эпохальному диску «(What’s The Story) Morning Glory» и песне «Wonderwall» группы Oasis - 25!

4312

Не оглядывайся в гневе

4
В разделе

1990-е годы показали нам дальнейшее разделение музыки на обширные рок и поп-категории. Возникающие классификации, представляли подчас труднорешаемые головоломки для людей старшего возраста, привыкших все раскладывать «по полочкам». Остальные дико радовались и кто бы, что не говорил, гитарное направление «брит-поп» стало одним из самых громких музыкальных явлений середины девяностых!

До брит-попа навели «шороху» мощные и нервные гранджеры, чей перегруженный «фуззом» звук более тяготел к гаражному року, хард-року, прото-панку и его первой волне, а также трэшу. Об этом стоит писать отдельно, так как 30-летний юбилей знакового во всех отношениях альбома стиля «грандж» громыхнул в 1991 году, вместе с выпуском легендарного «Nevermind» c композицией «Smells Like Teen Spirit» команды Nirvana, а до них рвали музыкальные мировые чарты «в клочья» титаны из Sepultura, Metallica (об их эпохальным альбомах «Kill’em All» (1983) и «…And Justice For All» (1988) мы планируем написать отдельно в свое время) и много кто еще...

Кстати, нами уже вкратце затрагивались темы творчества предтеч гранджа (где сверкали такие «бриллианты», как Soundgarden, Dinosaur Jr., Alice In Chains, Pearl Jam, Stone Temple Pilots, Husker Du, Meat Puppets, Pixies, Sonic Youth) создавших почву для его «взрыва», прежде чем он стал очень модным «аксессуаром».

Dinosaur Jr.
Dinosaur Jr.

Прежде чем поговорить о брит-попе и эпохальном творении Oasis, нам стоит освежить в памяти, что начало и середина 1990-х все также омрачались засильем обильно насилующей ваши уши анонимной танцевальной музыки, умело подкрепляемой опусами незамысловатых и однодневных девчачьих и мальчишечьих «поп-марионеток» нового «призыва».

Их в изобилии плодили как крупные мейджоры, так и мелкие лейблы, без устали насыщая рынок поделками для детей доподросткового возраста и так и не вышедших по своим музыкальным пристрастиям из оков их нежного сознания дядь и теть, чьи вкусы в начале 2020-х (как мы выяснили) вполне успешно может формировать искусственный интеллект.

Но затем, словно бросив перчатку сложившемуся грустному положению дел, в музыкальном мире стали появляться многочисленные гитарные группы, обуреваемые стремлением показать свои видения музыки, а также умения и навыки миру. «Волна» зародилась в американском Сиэттле, нашла свое продолжение в английском Манчестере и плавно накрыла собой всю планету, заставив (пусть на мгновение) вздрогнуть музыкальный истэблишмент.

По теме

Любопытно, что американцы взяли тогда больше от панк-рока, а англичане «прошлись катком» по 1960-м и 1970-м годам, оживив «старые» музыкальные и отчасти стихотворные ценности битлов, роллингов, кинкс и других групп, чье творчество ныне принадлежит к именуемому «золотым» периоду классического рока.

Oasis разродились своим культовым диском под названием «(What’s The Story) Morning Glory» к осени 1995 года. До этого наделал немало шума их альбом «Definitely Maybe» (1994), на который в ряде музыкальных СМИ сразу повесили ярлык «лучшего дебюта десятилетия». Но «(What’s The Story) Morning Glory» превзошел своего предшественника по некоторым параметрам. К примеру, затмив своим появлением и записью таких хитов (помимо «Wonderwall», отмечу «Some Might Say», «She’s Electric», «Don’t Look Back In Anger») не только творения «упрямых» конкурентов из группировки Blur, но и вечно актуальную для островитян тему отношений внутри беспокойной королевской семьи.

В Англии (да и, пожалуй, среди всех мало-мальски следящих за происходящим в музыкальном мире людей) тогда было трудно отыскать человека, который бы не следил за перипетиями развития соперничества двух крупных явлений брит-попа. Где-то рядом с ними маячили не менее талантливые ребята из Pulp и Suede, из Manic Street Preachers и Stereophonics, но интрига борьбы между Дэймоном Албарном (лидером Blur) и ведущей силой Oasis (братьями Галлахер) затмевала по своему накалу бремя многих бурлящих человеческих страстей (по меткому выражению Сомерсета Моэма) того времени.

Видео – Oasis «Some Might Say»

NME обложка от 14.08.1995 г.
NME обложка от 14.08.1995 г.

Она напоминала собой лучшие дни рок-музыки, когда столь же напряженно обсуждались (как мы сегодня понимаем хитро раздутые менеджментом групп) но такие захватывающие нюансы «меряния достоинствами» между The Beatles и The Rolling Stones, между Deep Purple и Led Zeppelin, между Metallica и Megadeth и пр.

Мы ни в коем случае не сравниваем музыкальные достижения звезд 1960-х или других годов с достижениями героев нашей статьи, ибо критерий для вхождения в Вечность един – время. Но на период середины 1990-х годов по количеству синглов возглавивших чарты и по тиражам реализованного альбома (о котором мы говорим в статье) явно победили Oasis! Как говорили в некоторых СМИ того времени: «Blur выиграли сражение (заняв на время первые строчки чартов с одним из своих синглов) но проиграли войну». Соглашусь с Полом Роландом и еще рядом исследователей, что «о Blur теперь можно говорить только как об интересной группе».

Резюмируем. Альбом «(What’s The Story) Morning Glory» стал мультиплатиновым. Слова и музыка всех песен принадлежат Ноэлю Галлахеру, за исключением «Hello», авторства Гари Глиттера и Майка Линдера. Альбом стартует с ходу задающую высокую энергетическую планку «Hello», плавно заворачиваясь в «Roll With It» и гимноподобную «Wonderwall». «Don’t Look Back in Anger» сочетает щегольский блеск с отлично цепляющей мелодией, несмотря на то, что она кажется определенно знакомой, а в клипе музыканты носят круглые (как у Джона Леннона или Боба Дилана очки). Далее следует вполне эпическая «Hey Now», за которой звучит первая песня без названия, «0:44», вариант - «The Swamp Song — Excerpt 1». За ними идет экзистенциальная «Some Might Say» и не менее вдумчивая «Cast No Shadow», заводные «She’s Electric» и «Morning Glory», за которыми записана еще одна песня без названия «0:39», также известная как «The Swamp Song — Excerpt 2». А заканчивается весь праздник разноцветными «брызгами» гитарного шампанского в «Champagne Supernova».

Участниками записи пластинки стали: Лайем Галлахер — вокал; Ноэль Галлахер — гитара, вокал, бэк-вокал, продюсирование; Пол «Бонхэд» Артурс - ритм-гитара; Пол Макгиган — бас-гитара; Алан Уайт — барабаны (все, кроме № 7); Тони Маккэролл — барабаны (только трек № 7); Пол Уэллер был приглашен как ведущий гитарист и бэк-вокалист на «Champagne Supernova». Также он сыграл на губной гармонике в безымянных треках.

Многими замечено и тут не поспоришь, что в записи Ноэль Галлахер активно применял битловскую стилистику написания песен, похоже аранжировал струнные, местами напоминающие композицию «I Am The Walrus». Лайэм, в свою очередь, не гнушался использовать фразировки и интонации, присущие Джону Леннону.

Хорошо это было, или плохо, мне сказать трудно. Но те факты, что «(What’s The Story) Morning Glory» стал одним из самых продаваемых дисков в мире (его тираж превысил 22 миллиона экз.), а в турах в его поддержку Oasis подчас собирали запредельные 250 тыс. зрителей, говорят о многом! В его производстве был также применен ряд новаторских способов записи звука. Поэтому альбом я бы рекомендовал для коллекции и периодического прослушивания. Новые (как и старые) интонации в нем однозначно присутствуют, обозначая явление времени.

Beady Eye
Beady Eye

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.09.2020 13:40
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх