// // Журнал «Новости СМИ» рассказал о настоящем и будущем программ о природе и путешествиях

Журнал «Новости СМИ» рассказал о настоящем и будущем программ о природе и путешествиях

1005

О скитаниях вечных. Становление и развитие Travel-шоу

Журнал «Новости СМИ» №11, май 2016 год
Журнал «Новости СМИ» №11, май 2016 год
В разделе

В новой «Теме номера» поговорим о жанре, ставшем фундаментом не только для любимых в народе телепередач, но и для крупнейших в мире каналов о природе и путешествиях. Travel-шоу – программы о путешествиях, пятьдесят лет назад и сегодня, в интернете и на телевидении, их настоящее и блестящее будущее в актуальном сезонном материале НСМИ.

Основы

«Алиса сидела в холле, смотрела телевизор. Показывали передачу «Клуб кинопутешествий». Алиса засмотрелась на фильм про Африку», – писал Кир Булычев в повести «Сто лет тому вперед».

Одну из первых передач о путешествиях признанный фантаст упомянул не просто так.

Сегодня никого не удивят шоу про экзотические страны, но в 1960 году это было очень ответственное начинание. Программа была сделана с присущим тому времени размахом и упорством, настолько, что уже много лет занесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как старейшая программа российского телевидения. Через некоторое время после запуска название было изменено на более привычное «Клуб путешественников», и до 2003 года в эфир вышло около 2000 выпусков. Серьезные показатели, которые не так просто превзойти даже в эпоху высоких технологий.

Спустя более чем полвека отечественный зритель предпочитает западные и европейские шоу о посещении дальних уголков планеты. Таким шоу посвящены тысячи часов телеэфиров, сотни каналов, а видеохостинги под завязку набиты контентом от блогеров-путешественников.

Что касается телевидения, то, судя по данным TNS, у отечественных эфирных travel-шоу не самые высокие рейтинги в сравнении с другими развлекательными программами. Несмотря на это, такие передачи имеют постоянную аудиторию и стабильную популярность. Любой, кто смотрит телевизор, навскидку назовет два-три шоу этой тематики – «В поисках приключений» или «Вокруг света» с Михаилом Кожуховым, проекты НТВ «Шнур вокруг света» или «Дикий мир» с Тимофеем Баженовым. Может, старожилы телесмотрения припомнят «Непутевые заметки» от телекомпании ВИD… Но вряд ли кто-то назовет больше. Зато зритель, предпочитающий смотреть видео в сети и знакомый с YouTube, перечислит полдюжины популярнейших зарубежных шоу и приправит это таким же количеством видеоблогов.

Говоря об общем вкладе в развитие жанра travel-шоу и медиа, посвященных путешествиям, нельзя обойти вниманием американские телеканалы Discovery и The Travel Channel. Благодаря искренней любви к своему делу им удалось поднять «планку» предоставляемого материала невероятно высоко. В буквальном смысле – некоторые передачи этих каналов о посещении малоисследованных мест на планете стали по-настоящему культовыми. В частности, «Выжить любой ценой» и «Звездное выживание с Беаром Гриллсом», куда последний «затащил» самого Барака Обаму.

Шоу «Выжить любой ценой» давно стало культурным мемом, заняв свою нишу в массовой и популярной культуре, а его ведущий Беар Гриллс является чуть ли не национальным героем Великобритании.

Здесь нужно упомянуть о личности ведущего в шоу о путешествиях. Львиную долю успеха в таких программах составляет его харизма. Во многом благодаря харизме ведущих самыми популярными в России стали проекты с суровыми, но по-отечески свойскими и располагающими Кожуховым и Шнуровым.

Помимо прочего, капитан-лейтенант морского спецназа Гриллс стал одним из родоначальников шоу о сурвивализме – то есть посвященных выживанию. Такие программы мгновенно привлекли внимание зрителей, разбавив, пускай качественные, но набившие оскомину передачи о «кругосветках» и туристических похождениях. Теперь ведущий не просто путешествует, он намерено забирается в самую дикую, ужасающую местность и подвергает себя реальному риску, проверяя все на собственной шкуре.

По теме

В 1997 году на рынке шоу и каналов о путешествиях появился еще один серьезный игрок, заставивший потесниться динозавров из Discovery и Travel. Американский канал National Geographic Channel сначала начал вещать на Европу и Азию, и только в начале 2000-х его можно было посмотреть в США.

Но началось все гораздо раньше, в 1888 году в Вашингтоне. В это время в Европе – пик Викторианской эпохи, разгул готики. Но в Америке всего сорок лет прошло с кровавой резни на улицах Манхэттена, о которой снял свой шедевр Мартин Скорсезе. Молодая демократия развивается, и вокруг этого процесса множатся и заговоры, и «филантропические общества». В рамках таких общественных процессов зимой 1888-го тридцать три ученых-исследователя собрались обсудить «целесообразность организации общества, способствующего преумножению и распространению географических знаний». Позднее большинство заговоров было разоблачено, и только Национальное географическое общество действительно захватило мир.

Сегодня «общество» производит научно-популярные фильмы для канала National Geographic Channel. Безусловно, канал не акцентирует внимание только на программах о путешествиях, но благодаря своему яркому, узнаваемому стилю вклад National Geographic в развитие travel-шоу невозможно недооценивать.

Старикам тут не место

Настоящая революция в жанре произошла, когда Google-YouTube начали развивать партнерские программы для видеоблогеров. Многие путешественники увидели в этом уникальную возможность. При должной сноровке из поездок теперь можно вообще не выбираться. Материал можно снимать на ходу, монтировать на ноутбуке, заливать на видеохостинг и считать просмотры с лайками. Если твой канал достаточно популярен, возможно, ты не умрешь с голоду и не сгинешь где-нибудь в болотах Амазонки.

Проследить историю создания видеоблогов гораздо сложнее, чем телепередач. Определенно одними из первых наших соотечественников в этой области стали молодые люди из проекта «Своим ходом». Видеоканал Виталия Инчина и Елизаветы Грачёвой на YouTube зарегистрирован в конце 2009 года, насчитывает более 61 тысячи подписчиков и более 6,5 миллионов просмотров. Понятно, что на YouTube существуют каналы с более высокими показателями, учитывая продолжительность проекта, однако авторитет «Своим ходом» незыблем. Блогеры Виталик и Лиза стараются давать исчерпывающую, максимально полезную для путешественника или туриста информацию. Они же одними из первых стали использовать геликоптер – незаменимый инструмент для съемок с воздуха, чем завоевали огромную армию поклонников.

Для сравнения можно привести полностью противоположный видеоблог MoranDays, где небезызвестный Максим Голополосов, бессменный ведущий популярнейшего проекта +100500, посещает разнообразные страны и в своей манере комментирует увиденное. Блог совершенно неинформативен, но, несмотря на это, имеет более миллиона подписчиков и почти 25 миллионов просмотров. Как говорится, о вкусах не спорят.

Отметим, что разнообразие travel-блогов способно впечатлить даже искушенного любителя «видеоприключений». В то время как телевидение только ставит робкие опыты в той или иной области, непоседы с видеокамерами и спутниковым интернетом ежедневно выпускают ролики на любой вкус. От самого экстремального выживания в диких или каменных джунглях, без денег, еды, воды, убегая от местных аборигенов, желающих продать твои почки на черном рынке, до гламурных поездок по мировым столицам моды. Одни подробно излагают, как лучше сэкономить, где остановиться на ночлег, другие прожигают жизнь в кураже.

В этом смысле телевидению сложно конкурировать с интернетом. Ведь в самой концепции World Wide Web лежит идея открытости мира и доступности информации. Путешествующий видеоблогер как никто другой соответствует этой идее.

Успешный опыт

У дальнейшего развития travel-блогов и тематических телепрограмм было только одно будущее, одно направление – они должны были слиться. Непосредственность блогов и профессионализм ТВ предвещал интересные, взаимовыгодные результаты.

По теме

По загадочному стечению обстоятельств, в этой области преуспели украинские коллеги.

В конце 2010 года на украинском канале 1+1 выходит программа «Світ навиворіт», или «Мир наизнанку». Ее молодой ведущий Дмитрий Комаров попытался взять лучшее от travel-блогов и на этом фундаменте выпустить шоу для ТВ. Программа существует как бы в двух плоскостях – выходит в эфир на 1+1 и в виде популярного, мощного блога на YouTube.

Travel-блог «Мир наизнанку» открывает TOP 100 YouTube-каналов в категории «Путешествия» и имеет более 95 тысяч подписчиков и 20,5 миллионов просмотров. Кстати, канал упомянутого Максима Голополосова в этой сотне занимает третье место (!).

Съемочная группа «Мира наизнанку» чрезвычайно мобильна, поскольку состоит всего из двух человек – ведущего Дмитрия Комарова и оператора Александра Дмитриева, которого Комаров встретил на Эльбрусе, на высоте около пяти тысяч метров.

Путешествие по одной стране продолжается несколько месяцев. За это время репортеры снимают около 300 часов видео, а иногда и больше. Пока журналист и оператор находятся в чужой стране, съемки проходят каждый день без выходных. Рабочий день начинается в пять-шесть утра.

Украинские телезрители признают – успех программы во многом зависит от личности ведущего. В 2012 году они признали Дмитрия Комарова лучшим тележурналистом года. Комаров располагает к себе своей открытостью, ведет аккаунты в социальных сетях и непринужденно коммуницирует с поклонниками. Так, в атмосфере позитива и взаимного уважения создается одно из самых популярных travel-шоу на Украине и в мире.

Отличным конкурентом программы «Світ навиворіт» стала передача и блог «Орел и решка». В ней так же удачно совмещены видеоблогинг и телевидение. Бюджет у программы всегда был значительно выше, чем у Комарова, а YouTube канал хитового шоу показывает фантастические цифры, одним словом, «Орел и решка» – очень успешное и рейтинговое предприятие.

Каждые выходные двое ведущих отправляются в различные города мира. По правилам программы, один ведущий должен прожить субботу и воскресенье на 100 долларов (для европейских стран – 70 евро или больше, в соответствии с текущим обменным курсом), а второй может тратить неограниченные средства, которые хранятся на золотой карте. Чтобы решить, кто из них будет жить как миллионер, а кто будет учиться выживанию, ведущие перед каждым путешествием бросают монету, «и каждый раз всё решает орел или решка». Такая нетривиальная концепция позволила шоу занять почетное девятое место в TOP 100 YouTube-каналов в категории «Путешествия». Сейчас у канала более полумиллиона подписчиков и больше ста миллионов просмотров. Только благодаря партнерским программам YouTube-канал «Орел и решка» зарабатывает от 18 до 22 тыс. долларов в месяц.

Главное отличие travel-шоу «Мир наизнанку» и «Орел и решка» заключается в том, что ведущий первой передачи старается показать обычные будни и быт населения той или иной страны. Дмитрий Комаров проводит с местными жителями 24 часа в сутки, ночует и питается вместе с ними, пробует «гастрономические изыскания». В то же время ведущие программы «Орел и решка» живут в гостиницах и хостелах, питаются в кафе, закусочных и ресторанах.

Можно сделать вывод, что цель передачи «Мир наизнанку» – ознакомить аудиторию с традициями и бытом населения той или иной страны. А цель travel-шоу «Орел и решка» – предложить туристам с разным материальным доходом наиболее комфортные варианты отдыха, без учета особенностей культуры и традиций.

В связи с этим совершенно ясно, что программа «Мир наизнанку» несет в себе больше travel-журналистики как таковой, в то время как «Орел и решка» содержит более развлекательный контент.

В любом случае, на примере этих сверхуспешных программ становится понятно, что союз видеоблогинга и «классического» телевидения полностью себя оправдывает. При грамотном построении такого взаимодействия, а также при хорошем SMM-продвижении и коммуникации со зрителем, шоу в изобилии получает рейтинги, дополнительный доход и всемирную известность.

По теме

Очевидно, что дальнейшее развитие жанра будет проходить в именно этом направлении. Более того, популярные шоу о путешествиях в будущем станут интегрироваться со всеми возможными медиа. Авторы, ведущие и зрители в самых разнообразных странах станут еще ближе друг к другу.

В мире практически не осталось «белых пятен» – мест, где не ступала нога человека. Возможно, стараниями искренних, позитивных филантропов вроде Дмитрия Комарова в недалеком будущем путешествия станут чем-то вроде дружеских визитов, а в сознании людей еще больше закрепится идея о том, что земля – это общий дом, который стоит беречь.

Оба шоу в России транслирует телеканал «Пятница!».

Наши рекомендации

Madventures

В самом начале двухтысячных видеоблогинг еще не был повсеместно распространен. Зато существовало понятие «гонзо-журналистика» – особый вид репортажей, представляющий собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции, для того чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий.

В те далекие времена два талантливых финских журналиста Рику Рантала и Туомас «Тунна» Милонофф задумывали сумасшедшее шоу о путешествиях. Изначально планировалось, что это будет гонзо-проект, посвященный альпинизму. Но уже к третьей серии он «мутировал» в сторону классических выпусков Madventures.

Программу делают два человека, они же попеременно находятся в кадре. Суть шоу в том, что путешественники посещают разнообразные локации «с дурной славой» и испытывают на себе самые странные и шокирующие обычаи и традиции этих мест.

В Индии Рику и Тунна провели ночь с каннибалами из секты Агхора, В Африке участвовали в обряде вуду, на Ямайке дегустировали сенсимилью с настоящими раста, в Японии ели человеческую плаценту, в Бразилии пили напиток шаманов Айаваска и так далее.

Нужно отметить, что в шоу практически нет цензуры, все съемки очень реалистичны, все происходит на самом деле. Суровый реализм происходящего и неиссякаемый оптимизм авторов-ведущих делает программу действительно запоминающейся. Многие «подвиги» ведущих до сих пор являются эксклюзивными, хотя прошло почти 15 лет с момента выхода «сериала» на финском телевидении. Шоу способно «зацепить» даже самых-самых искушенных поклонников «диванного туризма».

Бродяга Фишай

Travel-блог на YouTube, описание которого состоит из одной строчки: «Чувак, который ездит по миру без денег и телефона, срезая жизнь под [потрясающим] углом».

Блогер из Белоруссии Семен Исаев действительно путешествует по различным городам без средств и без мобильного. Пытается там выжить, прокормиться, пообщаться с людьми. Все это снимает на камеру GoPro с объективом «Рыбий глаз» (потому и Фишай, Fisheye).

Приключения Бродяги Фишая впечатляют зрителя своей искренностью, съемками «без купюр», ироничностью и живостью кадра. Экшн буквально пропитывает весь ролик. Фишай ни на минуту не дает аудитории расслабиться, находя для своей камеры все более захватывающие события и интересные ракурсы.

Летом 2015 года Фишай при поддержке BlaBlaCar отправляется в длинное путешествие от Владивостока до Москвы, как обычно, не имея при себе денег и телефона. Выбор маршрута происходил путем голосования пользователей на сайте BlaBlaCar.

Путешествие прервалось в 14-м по счету городе – Челябинске. В конце ролика Фишай подводит итог этого амбициозного проекта словами: «Я признаю свое поражение. Конец проката».

Что стало причиной остановки шоу, до сих пор доподлинно неизвестно. Ранее Исаев говорил: «Из зоны комфорта выйти всегда страшно, поэтому, если тебе страшно – значит, иди на страх». Такая позиция не раз вынуждала блогера в буквальном смысле спасать свою жизнь бегством. Местное население в российской глубинке не всегда бывает дружелюбным.

После Челябинска последовал творческий отпуск, но спустя полгода Бродяга Фишай выложил видео из Парижа… Без денег и телефона.

Видеоблог Григория Соколова Grigoryi1

Еще один блог, посвященный выживанию в самых потаенных уголках страны. В отличие от Семена Исаева, Соколов не носится по городам, а предпочитает густые леса и тихие водоемы. В самой простой манере социальный педагог Соколов доносит до зрителей невероятные вещи. Например, учит добывать огонь при помощи куска льда. Кажется, не существует такого предмета, при помощи которого Соколов не развел бы костер. В ход шли пальчиковые батарейки, ложки, презервативы и многое другое – по предмету на выпуск.

«Здравствуйте, с вами снова Соколов Григорий, и сегодня мы попробуем развести костер при помощи презерватива» – звучит заманчиво, не правда ли?

Итак, на канале Grigoryi1 любопытный найдет эксклюзивные, потрясающие по своей простоте и смекалке техники выживания на лоне родной природы.

Журнал «Новости СМИ» №11, май 2016 год

Опубликовано:
Отредактировано: 23.08.2016 15:08
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх