// // В Третьяковской галерее в честь 200-летия Ивана Айвазовского 29.07-20.11.2016 проходит выставка его картин

В Третьяковской галерее в честь 200-летия Ивана Айвазовского 29.07-20.11.2016 проходит выставка его картин

2900

На волне

7
В разделе

Айвазовский прожил жизнь длиною почти в век (1817-1900). Он открыл для русского искусства жанр марины – морского пейзажа – и превратил его в важнейшее явление в изобразительном искусстве середины – второй половины 19 века. Свой творческий путь он начал под влиянием немецкой идеалистической философии в эпоху позднего романтизма и долго оставался верен этому направлению, не обращая внимания на кардинальное изменение эстетической доктрины в середине XIX столетия.

К концу 19 века Айвазовский вновь стал для многих актуален, сумев предвосхитить поиски художников-символистов.

В круг общения Айвазовского входили выдающиеся деятели русской культуры: К.П.Брюллов, М.И.Глинка, Н.В.Гоголь, А.А.Иванов, позднее — П.М.Третьяков, И.Н.Крамской, И.Е.Репин. Армянский мальчик из провинциальной Феодосии впитал в себя русскую культуру, став одним из ярких ее представителей.

В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными. Они открывались как в России, так и во многих городах Европы и Америки. Айвазовский стал почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и профессором живописи. В 1844 году он был назначен художником Главного морского штаба. Правительства России, Франции, Турции и ряда других стран неоднократно награждали Айвазовского орденами своих государств.

Однако громкая прижизненная слава, великое множество полотен, созданных им благодаря титанической работоспособности, сыграли с художником злую шутку.

Иван Айвазовский. Большой рейд в Кронштадте
Иван Айвазовский. Большой рейд в Кронштадте

Иван Айвазовский. Венеция. 1842
Иван Айвазовский. Венеция. 1842

Публика не переставала любить Айвазовского, но критика, пресытившись его работами, отвернулась от художника как от "устаревшего", не отвечающего запросам динамичного ХХ века, поставив на его произведениях ярлык "салонные и коммерческие". Как следствие — отсутствие масштабных выставок и фундаментальных исследований творчества живописца на протяжении многих десятилетий. Третьяковская галерея решила взглянуть на Айвазовского по-новому и изменить отношение к его наследию, открыть поклонникам в его произведениях новые смыслы, сбить снобизм в отношении к нему у профессионального сообщества. Айвазовский предстанет художником не только искренних чувств, романтических эмоций, но и глубоких идей. Его узнают как собеседника по переписке с католикосом Армении, визионера, предчувствовавшего катаклизмы будущего века. Важно познакомить молодых зрителей, совсем не знающих Айвазовского, с кумиром многих поколений, заинтересовав метафизикой его работ, близкой современным художникам.

Иван Айвазовский. Морское сражение при Наварине
Иван Айвазовский. Морское сражение при Наварине

По теме

Для решения этих задач Третьяковская галерея впервые проводит в своих залах масштабную монографическую выставку мастера. Был проведен тщательный отбор картин художника: из 6000 написанных Айвазовским полотен (по свидетельству самого художника) для выставки было выбрано 120 живописных полотен. В самой Третьяковской галерее хранится сравнительно скромная коллекция Айвазовского, из которой на выставку поступило 33 картины и 9 рисунков. Большинство работ мастера сконцентрировано в Санкт-Петербурге: в Русском музее, Центральном военно-морском музее, в загородных дворцах (Петергоф, Павловск, Царское Село), остальные рассредоточены в региональных музеях России, в других странах. Юбилей Айвазовского стал поводом показать из этих коллекций все лучшее в Москве.

Архитектура выставки, под стать морской тематике, решена "галсами". Зритель может следовать зигзагообразными курсами от раздела к разделу, где представлены образцы творчества Айвазовского-мариниста, баталиста, графика. Разделы экспозиций строятся по темам и мотивам. К примеру, раздел "Морские симфонии" представляет основные состояния марин Айвазовского — от штиля к урагану: море спокойное, бушующее, при разном освещении. Раздел "Художник Главного морского штаба" включает исполненные по заказу императора и Морского ведомства виды русских приморских городов и портов, изображения главных морских сражений русского флота. В разделе "Между Феодосией и Петербургом" представлены "сухопутные" пейзажи Айвазовского. Раздел "Весь мир ему был мал" объединяет картины художника, созданные по мотивам его путешествий по Кавказу, Италии, Турции и другим странам. В разделе "Плененный тайной мироздания" демонстрируются картины на библейские сюжеты. Главный акцент в экспозиции сделан на наиболее значимых полотнах художника, таких как "Радуга" (1873), "Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)" (1881, оба — ГТГ), "Девятый вал" (1850) и самое масштабное произведение на выставке "Волна" (1889, оба — ГРМ). Впервые так цельно и полно демонстрируются графические рисунки Айвазовского — 55 листов.

Иван Айвазовский. Русская эскадра на севастопольском рейде. 1846
Иван Айвазовский. Русская эскадра на севастопольском рейде. 1846

Для демонстрации интересов Айвазовского-коллекционера, воссоздания атмосферы его мастерской привлечен дополнительный материал — экспонаты из корабельного фонда Центрального военно-морского музея: подзорные трубы, штурвал, напольный звездный глобус, макеты кораблей.

Документальный раздел выставки включает портреты родных художника, фотографии, архивные материалы. Они иллюстрируют биографию Айвазовского, характеризует его как уникальную личность — благотворителя, жертвователя, мецената, первого почетного гражданина Феодосии, ключевой и системообразующей фигуры для города и Крыма в целом. Сюрприз проекта — при входе на выставку зрителей встречает видеоинсталляция современных художников группы "Синий суп", которая создает "эффект присутствия" в водах Черного моря. Произведения Айвазовского привлекают зрителя эмоциональностью, красотой живописи, виртуозностью и утонченностью технического мастерства. В его искусстве заложены темы, которые интерпретировали многие поколения художников и зрителей: интерес к передаче бесконечного, безграничного пространства, ощущения человека перед лицом стихии. Мастер строит композицию работ так, что создается особая магия: зритель смотрит на морской пейзаж глазами художника как бы изнутри картины, чувствует себя погруженным в изображение, испытывает эмоции участника действия, что сродни современному 3D-эффекту.

Иван Айвазовский. Баржи у морского берега
Иван Айвазовский. Баржи у морского берега

Важнейшее качество полотен Айвазовского состоит в том, что в них всегда считывается оптимистический настрой и вера в положительный исход трагических событий. Даже в картинах с изображением самых грозных и разрушительных морских штормов художник лучом света из туч, радугой, пролетающей птицей или другой деталью дает гибнущим кораблям и людям надежду на спасение. Является ли такой прием подкупающим или, наоборот, отталкивающим, судить, как всегда, посетителям выставки, которых на ее открытии было немало! «Наша Версия» всегда поддерживает интересные художественные выставки. Поэтому, случится ли на выставке Айвазовского такой же аншлаг, как на выставке Валентина Серова 2016 года в Третьяковской галерее на Крымском валу, покажет время.

Опубликовано:
Отредактировано: 09.08.2016 16:03
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх