// // Зачем Польша обвиняет Россию в причастности к гибели президентского самолёта?

Зачем Польша обвиняет Россию в причастности к гибели президентского самолёта?

432

Варшавский наговор

5
В разделе

18 января польская правительственная комиссия представила собственный доклад о расследовании катастрофы президентского Ту-154. По своему содержанию документ отличался от отчёта Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в котором вся вина за произошедшее была целиком возложена на польский экипаж. Польская сторона обвинила в гибели президентского лайнера в том числе и российские службы управления воздушным движением. По мнению комиссии, российские диспетчеры не проинформировали экипаж Ту-154 о том, что самолёт отклонился от курса, не дали полной информации о погодных условиях и не сообщили ему о запасных аэродромах и тем самым оставили экипаж один на один со сложной ситуацией. Кроме того, поляки утверждают, что во время приёма самолёта на вышке аэродрома Смоленск-Северный царили неразбериха, нервозная обстановка и диспетчеры находились под «давлением из Москвы». В российском экспертном сообществе такие оценки вызвали негодование: по мнению специалистов, выводы польской комиссии имеют политическую подоплёку. Чего же при их помощи добивается Польша?

Олег Басилашвили, народный артист СССР:

– Непрекращающиеся разговоры о трагедии под Смоленском вполне логичны: Польше хочется разобраться в её причинах до конца. Обществу же надо терпимее к этому относиться, а главное, понимать – это величайшая трагедия для Польши в целом. Ни одна страна в мире не испытывала такой национальной трагедии, когда одновременно погибло практически всё руководство страны. Поэтому нам надо с пониманием относиться к желанию Польши досконально во всём разобраться, а не видеть в этом какие-то политические происки. Безусловно, международная комиссия провела своё расследование и озвучила выводы о том, кто виноват в этой катастрофе. Но я, как и многие другие, вправе доверять или не доверять этим выводам. Я не специалист, поэтому точно сказать, правы мы или поляки, не могу. Даже после публикации переговоров пилотов и диспетчеров у меня однозначного ответа на вопрос, кто виноват, нет. Я не знаю, виноваты ли пилоты или те, кто заставлял их садиться при полном отсутствии видимости, виноваты ли диспетчеры или кто-то ещё. Я не специалист в этом деле. В то же время я не имею права не доверять замечаниям польской стороны. Поэтому правильно, что эту трагедию обсуждают до сих пор. Надо ответить на все существующие вопросы и расставить точки над «i».

Сергей Станкевич, бывший советник президента России Бориса Ельцина:

– Претензии Польши на самом деле не новые, они одни и те же, просто на них до сих пор нет ответа. Задаваясь вопросом, чего добивается Польша, надо понимать: Польша не едина. Есть современная европейская Польша, которая сейчас у власти во главе с Дональдом Туском. А есть более традиционная и консервативная Польша. И в силу традиционности и консервативности относящаяся к России как минимум с подозрением, а зачастую враждебно. И, к сожалению, сейчас претензии к России звучат сразу из двух этих лагерей. Консервативная Польша, враждебно настроенная к России, будет предъявлять претензии в любой ситуации по любому поводу.

К этому надо относиться спокойно, поскольку эти претензии политические и мотивированы они идеологически. Это порождение большой исторической обиды, которая не скоро рассосётся. А что касается каких-то сигналов, идущих от современной европейской Польши, то на них, естественно, надо бы реагировать конструктивнее. В вопросе о трагедии с президентским самолётом опять-таки есть две части. Есть главная вина в произошедшем, и она, безусловно, лежит на пилотах самолёта. Это не вызывает сомнения. Было два основных решения, которые они приняли самостоятельно, повлиять на это никто не мог. Первое решение – это решение о посадке, хотя им сообщили, что условий для приёма самолёта нет. Второе – продолжать снижение, несмотря на то что на высоте 100 метров визуального контакта не произошло. Пилотам нужно было идти на второй круг, но было принято решение идти вслепую. Пилот не видел ситуации. Отсюда вытекает главная вина пилотов польского борта, и вина эта совершенно очевидна. Другой вопрос, из опубликованных переговоров видно, какой беспорядок, к сожалению, царил на нашей контрольной башне и как неумело, неактивно и явно неслаженно действовали наши диспетчеры. Это не сыграло решающей роли, потому что решающими были действия пилотов. Но надо было отметить в отчёте, что диспетчеры действовали в этот момент недостаточно слаженно, что подготовки нужного уровня для работы в такого рода ситуациях не было. Ничего не сказать по этому поводу в отчёте было неправильно. Именно это спровоцировало такую нервную дискуссию. На конструктивную критику и на какие-то дополнительные вопросы надо отвечать конструктивно. Тем более что эти вопросы исходят из той Польши, с которой нам строить отношения на долгие годы. Что касается явно политических и идейно мотивированных нападок, то по возможности к ним надо относиться спокойно, не ввязываясь в перепалку. Этой польской стороне как раз нужна перепалка, нужна ссора, нужен конфликт, а этого допускать ни в коем случае не стоит.

По теме

Магомед Толбоев, лётчик-испытатель, Герой России:

– То, что сейчас ежедневно говорят о катастрофе самолёта ТУ-154 под Смоленском, где погибли президент Польши и практически всё руководство этой страны, чистая политика. Хотя нельзя исключать, что журналистам писать нечего, вот они и пишут изо дня в день об одном и том же. Это тоже политика, а я не хочу в неё влезать. Я с первого дня говорил и отстаиваю свою точку зрения и сейчас: никакой вины российской стороны здесь нет. Во всём виноваты польские чиновники, которые вмешивались в работу экипажам. Я считаю, что экипаж не несёт особой ответственности, потому что это политическое давление, а оно превалирует над профессиональным.

Я абсолютно согласен с выводами МАК. Это профессиональный орган. Единственно большой нашей ошибкой было то, что в выводы комиссии по расследованию катастрофы сразу не были включены переговоры КДП (командно-диспетчерского пункта). Если бы всё было сделано вовремя, то, кто знает, может, и не возникало бы сейчас у кого-то желания обвинять Россию в этой трагедии. Специалистам сразу было понятно, что ни по одному параметру вины России нет. Все разговоры поляков о вине российских диспетчеров безосновательны. Это польский экипаж не соблюдал высоту. Он перепутал давление. Они шли точно по курсу. Но трагедия произошла из-за того, что они не переставили давление под стандарты аэродрома. Но кому хочется сознаваться в собственных ошибках? Да и на чужой роток не накинешь платок. Поэтому нам сейчас надо сохранять чувство собственного достоинства и не обращать внимания на всевозможные выпады. Другой вопрос, может, это и неплохо, что журналисты говорят об этой трагедии. Может, трагедия под Смоленском станет серьёзным уроком для многих президентов и премьеров и они усвоят, что вмешиваться в дела профессионалов нельзя даже им.

Игорь Лебедев, руководитель фракции ЛДПР в Госдуме:

– У нас с Польшей никогда не было хороших отношений. Усилиями нашего президента в прошлом году наметились какие-то сдвиги в российско-польских отношениях. Но трагедия под Смоленском, а особенно претензии польской стороны к нам после трагедии сводят эти усилия на нет. Теперь польские политики ищут мало-мальские проблемы, чтобы рассорить нас окончательно. Выводы МАК озвучены – Россия в трагедии не виновата. Поэтому России необходимо сохранять спокойствие и не реагировать на какие-то нелицеприятные высказывания со стороны польских политиков. С человеческой точки зрения, конечно, очень хочется так же резко ответить на все их претензии. Но, к счастью, дипломатами редко руководят человеческие эмоции. Они более спокойные и уравновешенные люди. Поэтому сейчас российским политикам также надо быть спокойными, необходимо, чтобы разум возобладал над эмоциями. Тогда со временем тема трагедии поутихнет и сойдёт на нет. Сумев выдержать несправедливые нападки Польши, российско-польские отношения смогут вернуться на тот уровень доверия, который был до трагедии под Смоленском.

Опубликовано:
Отредактировано: 24.01.2011 12:53
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх