// // «Сбор Ротенберга» парализует российские дороги и ставит страну на грань бунта

«Сбор Ротенберга» парализует российские дороги и ставит страну на грань бунта

4209

«Платон» дальнобойщику не друг

«Сбор Ротенберга» парализует российские дороги и ставит страну на грань бунта

Фото: http://autoplus.su/
В разделе

Стихийные акции дальнобойщиков против «сбора Ротенберга» охватывают регион за регионом и превращаются в массовое протестное движение. Водители готовятся «идти на Москву».

Самая горячая точка на карте протестов - Дагестан. Тут уже неделю бастуют люди, сотни фур выстроились на десятки километров вдоль трасс - от Каякента на юге до Кизляра и Хасавюрта на севере. Бастующие настроены решительно и объявили, что если их не услышат, то 30 ноября они колоннами двинутся на Москву.

Уже сейчас плакатами с лозунгами «Платон - это грабеж», «Рот “ин” берг» и им подобными расцвечен весь дагестанский отрезок федеральной трассы.

10,6 млрд руб - в чей карман?

С 15 ноября 2015 года за проезд грузовых автомобилей массой более 12 тонн по всем федеральным автодорогам общего пользования начала взиматься плата в счет возмещения вреда, наносимого дорогам.

Алгоритм, в общем-то, прост: нужно предварительно согласовать маршрут движения и авансом внести плату за проезд. Неуплата, как в трамвае, карается штрафом: 5 тыс руб. для водителей, для индивидуальных предпринимателей и ответственных должностных лиц – 40 тыс руб., для транспортных компаний – 450 тыс руб. При повторном нарушении штрафы повышаются до 50 тыс и 1 млн руб. соответственно. И водители, естественно, зароптали.

Плата эта, напомним, была введена по инициативе Министерства транспорта постановлением правительства еще 14 июня 2013 года. Позже выяснились и некоторые пикантные подробности. Изначально создание системы взимания платы планировалось по итогам конкурса, однако конкурс был отменен премьером Дмитрием Медведевым, а единственным исполнителем проекта стало ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». По информации базы данных «СПАРК-Интерфакс», по 50% РТИТС принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю и ООО «РТ-Инвест» http://www.rtits.ru/ru/about (25,01% - у ГК «Ростех», 74,99% принадлежит ООО «Царицын Капитал»). Игорь Ротенберг - сын миллиардера Аркадия Ротенберга, считающегося человеком, влиятельным в окружении президента Владимира Путина.

Впрочем, насчет состава владельцев РТИТС есть и другие сведения.

Изначально ООО принадлежало «Ростеху», прямо и опосредованно контролировавшему более 50%. Более того, как свидетельствует федеральная пресса, именно глава «Ростеха» Сергей Чемезов лоббировал на правительственном уровне идею превращения РТИТС в оператора системы взимания платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам.

Однако весной этого года госкорпорация будто бы вышла из проекта, продав Игорю Ротенбергу свою долю в нем по частям - 25% в прошлом году и столько же в нынешнем. В «Ростехе» объяснили такой поворот тем, что они предпочли финансовому участию в проекте технологическую загрузку своих предприятий. Однако инсайдеры «Ведомостей» приводят иную версию: будто бы Чемезов просто не захотел нести ответственность за проект.

По теме

Таким образом, по другой версии, на сегодняшний день РТИТС владеют в равных долях Игорь Ротенберг и «РТ-инвест» (то есть, Андрей Шипелов и Вадим Агафонов (через компанию «Царицын капитал» - соучредителя «РТ-инвест»).

За свои услуги РТИТС будет получать из государственного бюджета компенсацию: 10,6 млрд руб. И, конечно же, деньги будут взимать не просто так – на создание автоматизированной системы «Платон» РТИТС был выдан от Газпромбанка кредит на 27 млрд рублей.

«Сбор Ротенберга». Именно так народная молва переименовала новую инициативу правительства. Люди элементарно не понимают: если сбор – государственный, и система «Платон» государственная, для чего нужен посредник? Ну, кроме как чтобы деньги делить?

Порожний рейс – стране прибыток

Обоснование под введение новой нормы было подведено красивое: возмещение ущерба, наносимого дорожному покрытию трасс федерального значения при перемещении по ним большегрузных автомобилей. Можно, конечно, назвать это упрощением темы, но есть и такое мнение в народе: «Деньги в казне кончаются – добрались и до дальнобойщиков».

Деньги, кстати, вполне приличные: 1,53 руб. за км. С 1 марта проезд подорожает до 3,06 руб., с 2019 года – до 3,73 руб. каждый пройденный километр. Правительство рассчитывает таким образом уже в 2016-м году пополнить дорожный фонд на 40 млрд руб. Но и дальнобойщики люди практичные, считать умеют. Исходя из реального пробега 300 километров в день, платить за каждый грузовик придется 300-500 тыс руб. в год.

Кроме того, предварительное согласование маршрута, о котором было сказано выше, означает, что водитель не может сделать крюк на обратном пути, взять другой груз или принять в пункте назначения новый заказ и отправиться дальше. Можно будет только вернуться обратно тем же путем, а за порожний рейс опять заплатить по таксе.

Когда-то, помнится, говорили так: «Порожний рейс – стране убыток». Сегодня все ровно наоборот.

Сторонники нововведения говорят: мол, хотите, чтобы было как в Европе, завидуете качеству европейских дорог, так вот вам европейская практика. На что противники сбора парируют: разве в Европе деньги от подобных сборов идут в карман друзьям канцлера?

Удар по конечному потребителю

Автоперевозчиков перспектива безумных трат «на ровной трассе» никак не устраивает. И, если подумать, не только их. Выстроить «пищевую цепочку» несложно: вырастет стоимость грузоперевозок – поднимутся цены на товары.

Зампредседателя думского комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина подсчитала: рост затрат на грузоперевозки может составить 10-12%. А глава Центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко утверждает, что после введения платы за проезд, в первую очередь взлетят цены на социально значимые товары: «Все, что стоит дешево, а весит много». То есть, хлеб, молоко, макароны и крупы, соль, сахар и т.д.

Донести свою точку зрения «наверх» Валерий Войтко решил в письме, которое направил на имя главы правительства Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина. И доказывает, что вместо пополнения бюджета российская экономика получит 5-6% инфляции, серьезный удар будет нанесен и по отечественному производителю, сделав его продукцию неконкурентоспособной. Кстати, ряд автоперевозчиков уже объявили, что в связи с введением «налога на дальнобойщиков» поднимают на 30% цены на свои услуги.

Пессимистично настроены и игроки продовольственного рынка. Система «Платон» запускается непригодной для полноценного функционирования, считают они. В связи с чем ждут перебоев с поставками продукции.

По теме

Забастовка начинается с «Улитки»

О том, что они действительно настроены на сопротивление новой законодательной норме, водители-дальнобойщики заявили еще 2 ноября. Проведенная предупредительная акция стала пробой сил перед масштабной забастовкой, состоявшейся 11 ноября.

Даже эта пробная часовая акция – почти итальянская забастовка, получившая название «Улитка», – оказалась достаточно впечатляющей: в четырех регионах, Московской и Новосибирской областях, в Краснодарском и Красноярском крае водители на час вывесили на своих транспортных средствах плакаты с выражением протеста. И… снизили скорость движения до 10 километров в час. Многокилометровые «хвосты» на федеральных трассах должны были показать, что никто не шутит.

Протестное движение – а происходящее можно характеризовать уже именно так, – приобрело массовый, организованный и все более заметный характер. Пока не особенно действенный. Но вот заголовки новостей за последние несколько дней.

Дагестан. «Протестующие дальнобойщики сформировали колонну в 57 километров, люди готовы двинуться на Москву».

Пермский край. «Дальнобойщики устроили огромную пробку».

Свердловская область. «Дальнобойщики заблокировали движение по Россельбану». (Кстати, ГИБДД Екатеринбурга в качестве репрессивной меры принялась «обилечивать» всех участников акции).

Челябинская область. «Силовики разблокировали перекрытую дальнобойщиками трассу в Челябинске».

Тверь. «Грузовик въехал в протестующих дальнобойщиков».

(В результате наезда один человек погиб, еще трое пострадали – это первые реальные жертвы «смуты»).

Курганская область. «Курганские дальнобойщики меняют маршрут: все на митинг!».

ХМАО. «Югре угрожают транспортной блокадой. Водители грузовиков обещают перекрыть федеральную трассу».

И далее везде.

«Выторговали»

Заявленный первоначально тариф в 3,73 руб. Минтранс все-таки сбавил – 11 ноября, в день первой крупной акции протеста. Подкорректированный ценник выглядит так: до 29 февраля 2016 года размер платы составит 1,53 руб. за километр, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года – с коэффициентом 0,82, то есть, 3,06 руб. за километр.

Штрафы первые полгода взиматься тоже не будут. Правда, решение это принято не от того, что дальнобойщиков кто-то услышал: просто бортовых устройств (трекеров, подключенных к системе «Глонасс»), которые должны установить на своих машинах автоперевозчики, на всех пока не хватает. По состоянию на 15 ноября (день запуска системы «Платон») в Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков, например, приборы получили всего 10% компаний-участников. Да и те пожаловались, что карты не подключаются, система зависает.

А те, кому не хватило трекеров, записываются в очередь на получение. На середину января. Кто компенсирует автоперевозчикам, их сотрудникам, семьям, клиентам вынужденный полутора-двухмесячный простой? Кстати, на словах штрафы отменили, а на деле водителей уже начали штрафовать. «Мы понимаем, что те, кто это объявил, за свои слова не отвечают», – констатируют перевозчики.

Кого волнуют проблемы индейцев?

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков происходящее комментирует сдержанно: «Мы не склонны драматизировать ситуацию. Если есть какие-то шероховатости, то, безусловно, это будет исправляться. Вмешиваться не собираемся, потому что это вопрос правительства».

Министр транспорта Максим Соколов проблемы не видит. Тот, кто наносит вред дороге, тот и должен его компенсировать, уверен чиновник. В подтверждение ссылается и на мировую практику, и на опыт Белоруссии, где подобный сбор введен давно. Можно было бы согласиться, но водители напоминают: они уже платят акцизный сбор при покупке бензина (7-8 рублей с литра) и транспортный налог.

По теме

Почему-то совсем не удивляет то, что основной выгодополучатель от введения «сбора Ротенберга» - ООО «РТИТС», полностью согласно с министром: «Введение платы за проезд улучшает конкурентную среду и не приводит к росту стоимости грузоперевозок и цен товаров».

Стоит на своем и «Росавтодор»: «Добиться пересмотра того, что уже запущено в работу и подкреплено не только со стороны государства, но и 600.000 транспортных средств, зарегистрированных в системе, организаторам забастовок не удастся».

Политик Алексей Навальный зло иронизирует и предлагает «ввести прямой налог на всех граждан — тыщу в месяц на Ротенбергов». По его подсчетам, 145 млрд в год набежит — может им и хватит.

Замглавы фракции «Справедливая Россия» и член думского комитета по транспорту Олег Нилов обещает, что эсеры будут добиваться отмены налога, либо как минимум принятия моратория: «Надо понимать, что дальнобойщики сегодня борются не за свои карманы, а за всех нас, граждан России. Это нормальная гражданская позиция», - считает Олег Нилов.

И, наконец, аналитик Семен Уралов подмечает: «Выходит так, что в начале 21 века самой революционной прослойкой оказались дальнобойщики. Больше никто не осознал свои экономические интересы и оказался неспособен обеспечить цеховую солидарность».

И действительно, несогласные с этим нововведением водители большегрузных автомобилей демонстрируют редкое для последних лет единство в умении отстаивать корпоративные интересы. Акции протеста, стихийно начавшиеся в отдельных регионах еще в конце октября, продолжаются по сегодняшний день. Уже вполне организованно.

Ну… за мораторий!

«Закон о дальнобойщиках» должен был вступить в силу с 15 ноября. Предвидя проблемы, уже упоминавшаяся выше, депутат Госдумы Надежда Школкина заранее обратилась к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой не торопиться и на время ввести мораторий на взимание платы с владельцев большегрузов. Ее не услышали.

Владимир Матягин, глава совета ассоциации Центра объединения автомобильных грузоперевозчиков «Грузавтотранс», обобщает требования коллег: «Ввести мораторий на взимание платы и штрафов с перевозчиков по всей России, кроме Москвы и Московской области. Доработать систему «Платон» и «принять внятные решения, которые бы позволили ее запустить так, чтобы она устроила и перевозчиков, и государство».

В Германии, говорит Матягин, подобную систему тестировали два года. У нас же – режут по-живому.

Наконец, идею моратория и предварительного тестирования «Платона» поддержал уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. В связи с этим бизнес-омбудсмен также направил президенту Владимиру Путину письмо с предложением перевести на год систему взимания платы с грузового транспорта «Платон» в тестовый режим.

Между тем

Пока этот материал готовился к выходу, очередная акция протеста водителей-дальнобойщиков состоялась в Перми. Аналогичная акция в Петербурге закончилась штрафами для 52-х ее участников. Но это водителей не останавливает, и на 29 ноября очередную «Улитку» они обещают уже в Ижевске.

Опубликовано:
Отредактировано: 23.11.2015 19:23
Копировать текст статьи
Комментарии 1
  • Alexander Astafiev 24.11.2015 07:16

    Для чего нужен второй транспортный налог?
    Далее по цвету кожи давайте расценки добавим, ну или по количеству морщин

Еще на сайте
Наверх