// // «Сбор Ротенберга» парализует российские дороги и ставит страну на грань бунта

«Сбор Ротенберга» парализует российские дороги и ставит страну на грань бунта

4612

«Платон» дальнобойщику не друг


Фото: http://autoplus.su/
В разделе

Стихийные акции дальнобойщиков против «сбора Ротенберга» охватывают регион за регионом и превращаются в массовое протестное движение. Водители готовятся «идти на Москву».

Самая горячая точка на карте протестов - Дагестан. Тут уже неделю бастуют люди, сотни фур выстроились на десятки километров вдоль трасс - от Каякента на юге до Кизляра и Хасавюрта на севере. Бастующие настроены решительно и объявили, что если их не услышат, то 30 ноября они колоннами двинутся на Москву.

Уже сейчас плакатами с лозунгами «Платон - это грабеж», «Рот “ин” берг» и им подобными расцвечен весь дагестанский отрезок федеральной трассы.

10,6 млрд руб - в чей карман?

С 15 ноября 2015 года за проезд грузовых автомобилей массой более 12 тонн по всем федеральным автодорогам общего пользования начала взиматься плата в счет возмещения вреда, наносимого дорогам.

Алгоритм, в общем-то, прост: нужно предварительно согласовать маршрут движения и авансом внести плату за проезд. Неуплата, как в трамвае, карается штрафом: 5 тыс руб. для водителей, для индивидуальных предпринимателей и ответственных должностных лиц – 40 тыс руб., для транспортных компаний – 450 тыс руб. При повторном нарушении штрафы повышаются до 50 тыс и 1 млн руб. соответственно. И водители, естественно, зароптали.

Плата эта, напомним, была введена по инициативе Министерства транспорта постановлением правительства еще 14 июня 2013 года. Позже выяснились и некоторые пикантные подробности. Изначально создание системы взимания платы планировалось по итогам конкурса, однако конкурс был отменен премьером Дмитрием Медведевым, а единственным исполнителем проекта стало ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». По информации базы данных «СПАРК-Интерфакс», по 50% РТИТС принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю и ООО «РТ-Инвест» http://www.rtits.ru/ru/about (25,01% - у ГК «Ростех», 74,99% принадлежит ООО «Царицын Капитал»). Игорь Ротенберг - сын миллиардера Аркадия Ротенберга, считающегося человеком, влиятельным в окружении президента Владимира Путина.

Впрочем, насчет состава владельцев РТИТС есть и другие сведения.

Изначально ООО принадлежало «Ростеху», прямо и опосредованно контролировавшему более 50%. Более того, как свидетельствует федеральная пресса, именно глава «Ростеха» Сергей Чемезов лоббировал на правительственном уровне идею превращения РТИТС в оператора системы взимания платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам.

Однако весной этого года госкорпорация будто бы вышла из проекта, продав Игорю Ротенбергу свою долю в нем по частям - 25% в прошлом году и столько же в нынешнем. В «Ростехе» объяснили такой поворот тем, что они предпочли финансовому участию в проекте технологическую загрузку своих предприятий. Однако инсайдеры «Ведомостей» приводят иную версию: будто бы Чемезов просто не захотел нести ответственность за проект.

По теме

Таким образом, по другой версии, на сегодняшний день РТИТС владеют в равных долях Игорь Ротенберг и «РТ-инвест» (то есть, Андрей Шипелов и Вадим Агафонов (через компанию «Царицын капитал» - соучредителя «РТ-инвест»).

За свои услуги РТИТС будет получать из государственного бюджета компенсацию: 10,6 млрд руб. И, конечно же, деньги будут взимать не просто так – на создание автоматизированной системы «Платон» РТИТС был выдан от Газпромбанка кредит на 27 млрд рублей.

«Сбор Ротенберга». Именно так народная молва переименовала новую инициативу правительства. Люди элементарно не понимают: если сбор – государственный, и система «Платон» государственная, для чего нужен посредник? Ну, кроме как чтобы деньги делить?

Порожний рейс – стране прибыток

Обоснование под введение новой нормы было подведено красивое: возмещение ущерба, наносимого дорожному покрытию трасс федерального значения при перемещении по ним большегрузных автомобилей. Можно, конечно, назвать это упрощением темы, но есть и такое мнение в народе: «Деньги в казне кончаются – добрались и до дальнобойщиков».

Деньги, кстати, вполне приличные: 1,53 руб. за км. С 1 марта проезд подорожает до 3,06 руб., с 2019 года – до 3,73 руб. каждый пройденный километр. Правительство рассчитывает таким образом уже в 2016-м году пополнить дорожный фонд на 40 млрд руб. Но и дальнобойщики люди практичные, считать умеют. Исходя из реального пробега 300 километров в день, платить за каждый грузовик придется 300-500 тыс руб. в год.

Кроме того, предварительное согласование маршрута, о котором было сказано выше, означает, что водитель не может сделать крюк на обратном пути, взять другой груз или принять в пункте назначения новый заказ и отправиться дальше. Можно будет только вернуться обратно тем же путем, а за порожний рейс опять заплатить по таксе.

Когда-то, помнится, говорили так: «Порожний рейс – стране убыток». Сегодня все ровно наоборот.

Сторонники нововведения говорят: мол, хотите, чтобы было как в Европе, завидуете качеству европейских дорог, так вот вам европейская практика. На что противники сбора парируют: разве в Европе деньги от подобных сборов идут в карман друзьям канцлера?

Удар по конечному потребителю

Автоперевозчиков перспектива безумных трат «на ровной трассе» никак не устраивает. И, если подумать, не только их. Выстроить «пищевую цепочку» несложно: вырастет стоимость грузоперевозок – поднимутся цены на товары.

Зампредседателя думского комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина подсчитала: рост затрат на грузоперевозки может составить 10-12%. А глава Центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко утверждает, что после введения платы за проезд, в первую очередь взлетят цены на социально значимые товары: «Все, что стоит дешево, а весит много». То есть, хлеб, молоко, макароны и крупы, соль, сахар и т.д.

Донести свою точку зрения «наверх» Валерий Войтко решил в письме, которое направил на имя главы правительства Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина. И доказывает, что вместо пополнения бюджета российская экономика получит 5-6% инфляции, серьезный удар будет нанесен и по отечественному производителю, сделав его продукцию неконкурентоспособной. Кстати, ряд автоперевозчиков уже объявили, что в связи с введением «налога на дальнобойщиков» поднимают на 30% цены на свои услуги.

Пессимистично настроены и игроки продовольственного рынка. Система «Платон» запускается непригодной для полноценного функционирования, считают они. В связи с чем ждут перебоев с поставками продукции.

По теме

Забастовка начинается с «Улитки»

О том, что они действительно настроены на сопротивление новой законодательной норме, водители-дальнобойщики заявили еще 2 ноября. Проведенная предупредительная акция стала пробой сил перед масштабной забастовкой, состоявшейся 11 ноября.

Даже эта пробная часовая акция – почти итальянская забастовка, получившая название «Улитка», – оказалась достаточно впечатляющей: в четырех регионах, Московской и Новосибирской областях, в Краснодарском и Красноярском крае водители на час вывесили на своих транспортных средствах плакаты с выражением протеста. И… снизили скорость движения до 10 километров в час. Многокилометровые «хвосты» на федеральных трассах должны были показать, что никто не шутит.

Протестное движение – а происходящее можно характеризовать уже именно так, – приобрело массовый, организованный и все более заметный характер. Пока не особенно действенный. Но вот заголовки новостей за последние несколько дней.

Дагестан. «Протестующие дальнобойщики сформировали колонну в 57 километров, люди готовы двинуться на Москву».

Пермский край. «Дальнобойщики устроили огромную пробку».

Свердловская область. «Дальнобойщики заблокировали движение по Россельбану». (Кстати, ГИБДД Екатеринбурга в качестве репрессивной меры принялась «обилечивать» всех участников акции).

Челябинская область. «Силовики разблокировали перекрытую дальнобойщиками трассу в Челябинске».

Тверь. «Грузовик въехал в протестующих дальнобойщиков».

(В результате наезда один человек погиб, еще трое пострадали – это первые реальные жертвы «смуты»).

Курганская область. «Курганские дальнобойщики меняют маршрут: все на митинг!».

ХМАО. «Югре угрожают транспортной блокадой. Водители грузовиков обещают перекрыть федеральную трассу».

И далее везде.

«Выторговали»

Заявленный первоначально тариф в 3,73 руб. Минтранс все-таки сбавил – 11 ноября, в день первой крупной акции протеста. Подкорректированный ценник выглядит так: до 29 февраля 2016 года размер платы составит 1,53 руб. за километр, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года – с коэффициентом 0,82, то есть, 3,06 руб. за километр.

Штрафы первые полгода взиматься тоже не будут. Правда, решение это принято не от того, что дальнобойщиков кто-то услышал: просто бортовых устройств (трекеров, подключенных к системе «Глонасс»), которые должны установить на своих машинах автоперевозчики, на всех пока не хватает. По состоянию на 15 ноября (день запуска системы «Платон») в Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков, например, приборы получили всего 10% компаний-участников. Да и те пожаловались, что карты не подключаются, система зависает.

А те, кому не хватило трекеров, записываются в очередь на получение. На середину января. Кто компенсирует автоперевозчикам, их сотрудникам, семьям, клиентам вынужденный полутора-двухмесячный простой? Кстати, на словах штрафы отменили, а на деле водителей уже начали штрафовать. «Мы понимаем, что те, кто это объявил, за свои слова не отвечают», – констатируют перевозчики.

Кого волнуют проблемы индейцев?

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков происходящее комментирует сдержанно: «Мы не склонны драматизировать ситуацию. Если есть какие-то шероховатости, то, безусловно, это будет исправляться. Вмешиваться не собираемся, потому что это вопрос правительства».

Министр транспорта Максим Соколов проблемы не видит. Тот, кто наносит вред дороге, тот и должен его компенсировать, уверен чиновник. В подтверждение ссылается и на мировую практику, и на опыт Белоруссии, где подобный сбор введен давно. Можно было бы согласиться, но водители напоминают: они уже платят акцизный сбор при покупке бензина (7-8 рублей с литра) и транспортный налог.

По теме

Почему-то совсем не удивляет то, что основной выгодополучатель от введения «сбора Ротенберга» - ООО «РТИТС», полностью согласно с министром: «Введение платы за проезд улучшает конкурентную среду и не приводит к росту стоимости грузоперевозок и цен товаров».

Стоит на своем и «Росавтодор»: «Добиться пересмотра того, что уже запущено в работу и подкреплено не только со стороны государства, но и 600.000 транспортных средств, зарегистрированных в системе, организаторам забастовок не удастся».

Политик Алексей Навальный зло иронизирует и предлагает «ввести прямой налог на всех граждан — тыщу в месяц на Ротенбергов». По его подсчетам, 145 млрд в год набежит — может им и хватит.

Замглавы фракции «Справедливая Россия» и член думского комитета по транспорту Олег Нилов обещает, что эсеры будут добиваться отмены налога, либо как минимум принятия моратория: «Надо понимать, что дальнобойщики сегодня борются не за свои карманы, а за всех нас, граждан России. Это нормальная гражданская позиция», - считает Олег Нилов.

И, наконец, аналитик Семен Уралов подмечает: «Выходит так, что в начале 21 века самой революционной прослойкой оказались дальнобойщики. Больше никто не осознал свои экономические интересы и оказался неспособен обеспечить цеховую солидарность».

И действительно, несогласные с этим нововведением водители большегрузных автомобилей демонстрируют редкое для последних лет единство в умении отстаивать корпоративные интересы. Акции протеста, стихийно начавшиеся в отдельных регионах еще в конце октября, продолжаются по сегодняшний день. Уже вполне организованно.

Ну… за мораторий!

«Закон о дальнобойщиках» должен был вступить в силу с 15 ноября. Предвидя проблемы, уже упоминавшаяся выше, депутат Госдумы Надежда Школкина заранее обратилась к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой не торопиться и на время ввести мораторий на взимание платы с владельцев большегрузов. Ее не услышали.

Владимир Матягин, глава совета ассоциации Центра объединения автомобильных грузоперевозчиков «Грузавтотранс», обобщает требования коллег: «Ввести мораторий на взимание платы и штрафов с перевозчиков по всей России, кроме Москвы и Московской области. Доработать систему «Платон» и «принять внятные решения, которые бы позволили ее запустить так, чтобы она устроила и перевозчиков, и государство».

В Германии, говорит Матягин, подобную систему тестировали два года. У нас же – режут по-живому.

Наконец, идею моратория и предварительного тестирования «Платона» поддержал уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. В связи с этим бизнес-омбудсмен также направил президенту Владимиру Путину письмо с предложением перевести на год систему взимания платы с грузового транспорта «Платон» в тестовый режим.

Между тем

Пока этот материал готовился к выходу, очередная акция протеста водителей-дальнобойщиков состоялась в Перми. Аналогичная акция в Петербурге закончилась штрафами для 52-х ее участников. Но это водителей не останавливает, и на 29 ноября очередную «Улитку» они обещают уже в Ижевске.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.11.2015 19:23
Копировать текст статьи
Комментарии 1
  • Alexander Astafiev 24.11.2015 07:16

    Для чего нужен второй транспортный налог?
    Далее по цвету кожи давайте расценки добавим, ну или по количеству морщин

Новости партнеров
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх