Версия // Общество // За происшествия в метро ответственных работников будут сажать

За происшествия в метро ответственных работников будут сажать

1673

Сровнять с землёй

Пока обеспечение безопасности подземки осуществляется живыми людьми с минимальным набором спецсредств Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Не исключено, что уже в скором времени попасть в метро будет не проще, чем в здание аэропорта. Рамки металлоискателей, организация досмотровых пунктов, внедрение системы «распознавания лиц», пункты досмотра багажа – вот далеко не полный список нововведений, посредством которых Минтранс полагает повышать безопасность российских метрополитенов. Независимые эксперты выражают сомнения, что заявленные методы сделают метро более безопасным, указывая на то, что проблема, например, столичной подземки в пресловутом человеческом факторе, а не в отсутствии металлоискателей. Однако на закупку последних в ближайшие три года из федерального бюджета предполагается потратить 12 млрд рублей, так что решение реальных проблем российских метрополитенов, похоже, будет отодвинуто на неопределённый срок.

Вообще, вопрос о необходимости повышения безопасности в метро встал в связи с тем, что недавно президент Дмитрий Медведев подписал закон, вводящий уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на транспорте. «Федеральный закон направлен на введение уголовной ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека или смерть двух и более лиц», – говорится в сообщении пресс-службы Кремля. Кроме того, вводится ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, если оно повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба. При этом размер ущерба, признающийся крупным, устанавливается в 1 млн рублей.

И хотя в новом законодательстве речь идёт о нескольких видах транспорта, в поле пристального внимания попали отечественные метрополитены, поскольку именно этот вид транспорта из всех перечисленных является и наиболее массовым, и одновременно одним из наиболее опасных.

«После теракта в московском метро мы разрабатываем новые технологии. Надеемся в ближайшие месяцы показать пилотные проекты в метрополитенах семи городов России. В Москве это будет станция метро «Лубянка», – заявил глава МЧС Сергей Шойгу.

Поясним: Предполагается, что на каждой станции будут поставлены дополнительные видеокамеры, системы слежения, специальное оборудование, позволяющее распознавать проносимые взрывные устройства и опасные предметы, а также система оповещения об угрозе совершения терактов с использованием отравляющих веществ. Вся информация с этих многочисленных электронных устройств будет стекаться в единый банк данных. В идеале, по словам Сергея Шойгу, подобные системы стоит внедрить и на наземном транспорте, с тем чтобы маршрут подозрительных пассажиров можно было проследить, что называется, «от и до».

Подобные нововведения планируется внедрить в метро российских мегаполисов в ближайшие три года (2010–2013) и потратить на это, по подсчётам Минтранса, около 12 млрд бюджетных рублей. По информации замглавы федерального агентства железнодорожного транспорта России Владимира Чепца, в рамках разработанной программы уже до конца марта будущего года предполагается оборудовать досмотровыми пунктами 30 станций метро в столице и 7 – в Санкт-Петербурге. А к концу 2011 года все турникеты и пункты досмотра в метрополитенах обеих столиц предполагается оснастить рамками металлоискателей.

Между тем столь «продвинутые» системы безопасности могут оказаться бесполезными, например, для столичной подземки, поскольку не решают ключевых проблем московского метро.

«Проблемам безопасности московского метро необходимо уделять особое внимание. Наше метро – самое уязвимое метро среди соизмеримых по количеству пассажиров, – переживает руководитель «Диггер-Спаса» Вадим Михайлов. – У нас катастрофически не хватает сотрудников милиции, которые не хотят служить в столь тяжёлых условиях. Кроме того, у нас есть открытые участки линий, через которые в метро может проникнуть любой человек. Проверять тоннели у нас некому, а в них можно спрятать всё что угодно. Проблем очень много». Как ни парадоксально, пока что столичная подземка даже не может справиться с хотя и весьма печальными, но одновременно банальными случаями падения пассажиров на рельсы. Информация о всё новых жертвах в метро появляется в СМИ чуть ли не каждую неделю, а за последние годы количество людей, упавших на рельсы, не уменьшилось. По данным главного диспетчера столичной подземки, ежегодно на пути Московского метрополитена падают около 150 человек. При этом, по его словам, в большинстве случаев падение происходит из-за неосторожности, плохого самочувствия или состояния алкогольного опьянения.

Между тем, по мнению специалистов, сделать столичную подземку безопасной – задача не из простых. Особенно, учитывая, что помимо традиционной «российской специфики» существует ещё немало объективных факторов. Ежедневно столичный метрополитен перевозит порядка 9–10 млн пассажиров, в условиях замкнутого пространства быстрая эвакуация столь огромного количества людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации практически невозможна. Это обстоятельство естественным образом увеличивает количество потенциальных жертв даже при, казалось бы, незначительных инцидентах. После недавних терактов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» вопросами безопасности столичной подземки заинтересовались и в правительстве.

«Наряду с усилением антитеррористической борьбы по линии специальных служб мы должны думать над совершенствованием правовой базы, обеспечивающей безопасность наших граждан, над развитием системы видеонаблюдения; будем совершенствовать технические средства обнаружения взрывчатых веществ, систему спасения, оповещения граждан», – заявил премьер-министр Владимир Путин.

Проблема, однако, в том, что о подобных мерах для Московского метрополитена российские власти говорят уже не один год. Да и теракты в этом году случились в метро не впервые: за последние 10 лет в столичной подземке произошло 5 терактов. Два из них – в 2004 году на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» и около станции «Рижская». В результате взрывов тогда погибли почти 100 человек. Тогда же власти столь же усердно заявляли о необходимости внедрения системы быстрого оповещения граждан о возможных угрозах, несколько недель после терактов метрополитен патрулировали усиленные наряды милиции, на большинстве станций поставили некие загадочные «информационные» щиты – очевидно, первая ласточка будущей системы быстрого оповещения граждан. Однако, по сути, на этом меры по повышению безопасности и закончились. Не исключено, что в этот раз борьба за безопасность ограничится покупкой и установкой металлоискателей.

Под колёсами поездов людей гибнет едва ли не столько же, как во время
терактов
Фото: ИТАР-ТАСС
Под колёсами поездов людей гибнет едва ли не столько же, как во время терактов Фото: ИТАР-ТАСС

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.08.2010 11:23
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх