Версия // Общество // Начинающаяся в России антитабачная кампания выгодна только крупным торговым сетям

Начинающаяся в России антитабачная кампания выгодна только крупным торговым сетям

2399

Дымовая завеса

Изменение правил торговли не отобьёт у детей охоту курить Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Не исключено, что уже к концу этого года купить пачку сигарет в небольшом киоске или магазине будет невозможно. С соответствующей законодательной инициативой, предполагающей введение запрета на торговлю табачными изделиями в небольших розничных предприятиях торговли, выступил на прошлой неделе профильный экспертный совет при Комитете Госдумы по охране здоровья.

Интересно заметить, что данное нововведение не грозит серьёзными неудобствами ни производителям сигарет, ни потребителям. Подобные законодательные инициативы не что иное, как отражение деятельности крупных антитабачных лоббистских группировок. Правда, в данном случае неожиданной жертвой этой борьбы, похоже, станет малый и средний бизнес.

Предполагается, что поправки в закон «Об ограничении курения табака» будут рассмотрены нижней палатой парламента в этом году на осенней сессии. Предлагаемые изменения предусматривают введение существенных ограничений на розничную продажу табачной продукции. В частности, продавать сигареты можно будет только в магазинах, площадь которых составляет не менее 50 квадратных метров и которые оборудованы сигнализацией и сейфами для хранения денег. Проще говоря, речь идёт о представителях крупного ретейла, поскольку столь значительными площадями, как правило, не могут похвастаться даже магазины у дома, так называемой шаговой доступности. Очевидно, что под указанные критерии никак не попадают и многочисленные киоски.

Если данная законодательная инициатива будет одобрена, то это неизбежно приведёт к переделу розничного рынка табачной продукции. Сегодня до 75% общего объёма продаваемых в стране сигарет реализуется именно через мелкие и средние торговые форматы. Если же готовящиеся запреты вступят в силу, крупный сетевой ретейл станет фактическим монополистом по продаже табачных изделий.

Инициаторы введения ограничений обосновывают свою позицию необходимостью максимально усложнить доступ потребителей к сигаретам, что, по их мнению, неизбежно повлияет на снижение числа курильщиков в стране.

«Мелкорозничные точки в погоне за прибылью не отказываются от продажи сигарет несовершеннолетним. И такая ситуация будет всегда, пока сохранится шаговая доступность социально опасных товаров. Бороться с этим без запрета на реализацию в мелкой рознице табака и пива немыслимо сложно. К каждой палатке милиционера или скрытую камеру не поставишь», – возмущается председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Однако сами представители мелкой розницы считают, что единственным пострадавшим в случае принятия этого закона станет малый бизнес, при этом количество несовершеннолетних курильщиков едва ли сократится.

«В Германии повсеместно висят автоматы по продаже сигарет. Но купить их можно лишь посредством специальной «карточки курильщика», получаемой в муниципалитете. Чем не пример? А у нас ведь исполнение законов не главное, важнее подружиться с чиновником. Но вместо того чтобы бороться за неотвратимость наказания за неисполнение закона, у нас идут по самому простому пути: всё запретить. Да ещё и таким образом, чтобы сети внакладе не остались», – убеждён председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Санкт-Петербурга Алексей Третьяков.

По теме

«Например, с 7 января этого года запрет на ночную продажу алкоголя был введён в Удмуртии. И каков результат? Розничные продажи не уменьшились, а значит, потребление не сократилось. Потому что запретительные меры не играют никакой роли, а просто являются для чиновников способом отчитаться, что работа ведётся», – негодует директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Примечательно, что, как и в борьбе с табакокурением, в снижении алкоголизации населения Россия старается следовать рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – запрет на ночную продажу является одной из рекомендованных мер. При этом на провал подобной политики в других странах почему-то предпочитают закрывать глаза.

«В Швеции, где уже давно взяли на вооружение рекомендации ВОЗ, за последние 10 лет алкоголизация населения выросла на 70%, а уровень потребления крепкого алкоголя такой же, как в России», – констатирует Вадим Дробиз.

Правда, если антиалкогольная кампания приносит всё больше политические дивиденды, то антитабачная истерия во всём мире имеет под собой вполне осязаемую финансовую основу. Среди наиболее крупных лоббистов антитабачных мер во всём мире выступают крупнейшие фармацевтические компании, выпускающие антиникотиновые препараты, а также страховые компании, которым слишком дорого обходится оплата лечения курильщиков, болеющих чаще, чем некурящие люди. О том, что во всём мире антитабачная кампания давно уже представляет собой хорошо спланированный бизнес-проект, можно судить хотя бы по официальным данным, опубликованным на сайтах конгресса и сената США, согласно которым за последние 11 лет (с 1998 по 2009 год) только в Америке фарминдустрия потратила на лоббизм своих интересов более 1,7 млрд долларов. Для сравнения: за тот же период табачная отрасль израсходовала на лоббизм всего 24,5 млн долларов.

Российское антитабачное лобби пока что не может похвастаться столь широким размахом. Оно и неудивительно: финансовая заинтересованность у основных представителей антитабачного рынка появилась не так давно. Да и некоторые виды антиникотинового пластыря в нашей стране были сертифицированы всего несколько лет назад. А интересы страховых компаний в системе здравоохранения пока что не имеют прямой причинно-следственной связи между здоровьем потребителей и возможной прибылью.

Зато интересы отечественного ретейла в готовящемся нововведении по ограничению торговли табачной продукцией видны невооружённым глазом. Достаточно сказать, что ещё даже до официального обсуждения документа в нижней палате парламента некоторые торговые сети попытались опробовать новые форматы торговли, предусмотренные в законопроекте: в частности, в магазинах X5 Retail Group в порядке эксперимента убрали прилавки с табачными изделиями подальше от касс, перенеся их внутрь торгового зала. Представители компании уверяют, что это обстоятельство никак не связано с тем, что запрет продажи сигарет на кассах содержится в законопроекте.

«Мы хотели просто посмотреть, насколько такой перенос может повлиять на продажи, с каким-то положением будущего закона об ограничении курения табака это никак не связано», – говорит директор по связям с общественностью Х5 Retail Group Максим Трепазников.

Правда, не исключено, что именно представители крупного ретейла явились действительными инициаторами данного законопроекта. Отметим, что документ был разработан профильным экспертным советом в Госдуме, членом которого является председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Связи Янина с международным антитабачным лобби давно уже являются секретом Полишинеля: неоднократно Конфедерация обществ потребителей получала гранты от фонда Майкла Блумберга на борьбу с табакокурением в России. Примечательно, что в качестве целей, на которые выдаётся грант, значится в том числе и изменение национального законодательства. Каким образом глава общественной организации может влиять на законотворческую деятельность – вопрос открытый. Но в случае нынешнего законопроекта, похоже, совпало куда больше интересов. Отметим, что супруга Дмитрия Янина – Марина Янина является вице-президентом по связям с госорганами компании X5 Retail Group.

«Вероятность того, что пункты, запрещающие продажи сигарет в ларьках и киосках, останутся в окончательной редакции закона, весьма высоки», – убеждён глава отраслевого информационного агентства «Русский табак» Максим Королёв.

Но самое главное, что вся эта борьба, как и в случае с антиалкогольной кампанией, не имеет ничего общего с возможным сокращением количества курильщиков в стране. Прямой зависимости запретительных мер со снижением курильщиков вообще не существует.

«На самом деле прямая корреляция существует только с уровнем жизни: богатеет страна – население меньше курит и начинает думать о здоровье. А в странах с низким уровнем развития запретительные меры не приводят к результатам», – говорит Максим Королёв. Пример тому – Япония 1975–1985 годов, когда в стране действовала фактическая госмонополия на производство табачной продукции компанией Japan Tobacco International. Нетрудно догадаться, что по этой причине никаких ограничений на табакокурение и продажу сигарет в те времена в стране не вводилось, но именно в тот период количество курильщиков в Японии снизилось на 20%.

«Единственное, что изменилось тогда в стране, – это уровень жизни», – резюмирует Королёв.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.07.2010 11:52
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх