Версия // Культура // 55 лет исполняется знаковому альбому «Notorious Byrd Brothers» фолк-гигантов The Byrds!

55 лет исполняется знаковому альбому «Notorious Byrd Brothers» фолк-гигантов The Byrds!

5584

На «птичьих» правах. Часть 2

55 лет исполняется знаковому альбому «Notorious Byrd Brothers» фолк-гигантов The Byrds!
(фото: Wikimedia Commons/KRLA Beat)
В разделе

Перед тем, как приступить к исследованию альбома «Notorious Byrd Brothers», который стал высшей точкой в путешествиях по внутреннему космосу наших героев, важно отметить, что в составе The Byrds произошли большие изменения. Большой потерей (первой в ряду других неприятностей) стал уход из состава группы Джина Кларка, который написал большую часть её репертуара, относящегося к периоду расцвета The Byrds 1964-1966 и отчасти 1967 годов.

Панический страх авиаперелётов и некоторые другие фобии делали невозможным его участие в концертных турах (в дальнейшем он будет периодически возвращаться в состав команды, но его камбеки не будут длительными, о чём поговорим далее).

В начале 1967 года оставшиеся участники The Byrds записали свой четвёртый по счёту альбом «Younger Than Yesterday» («Моложе, чем вчера»). По поводу данной работы The Byrds существуют разные мнения. Так как сильные композиции наличествуют в нём наряду с откровенно проходными треками. В целом, работа посвящена культовому событию мирового масштаба — знаменитому Лету Любви (Summer Of Love) 1967 года, когда в столицу хиппи (район Хейт-Эшбери в городке Сан-Франциско) устремились сотни тысяч молодых людей, примкнувшись и желавших приобщиться к свежему любвеобильному молодежному движению.

МакГинн и другие члены группы также интересовались восточной философией, йогой и мистикой, что сполна отразилось на концептуальном наполнении диска. На нём вновь нашлось место для кавера Дилана «My Back Pages» и испепеляющей чувство важности «So You Want To Be A Rock’N’Roll Star», первоклассно перепетой в конце 1970-х отвязной панкершой, моделью и поэтессой Патти Смит. Звуковые находки на «Younger Than Yesterday» также были. К примеру, есть мнение, что звук гитар на нём подражает гулу ситаров, а общий настрой диска (в духе времени) также является весьма просветляющим и сюрреалистическим…

Так сложилось, что в этот период истории The Byrds в группе обострилась борьба за лидерство, где мутил воду неугомонный Дэвид Кросби. Кросби, помимо своих диктаторских замашек и причуд, за что-то крупно обиделся на своих одногруппников и откровенно «пошёл налево». Он начал не только говорить всякие колкости в адрес коллег, но и выступать вместе с главными конкурентами The Byrds — командой Buffalo Springfield. Стезя фолка была, конечно, широка, но не настолько, чтобы закрыть глаза на поведение Дэвида, которое вызвало активное неприятие других участников формации. По горячим следам сгладить конфликт, не удалось. Разногласия привели к шумному и скандальному выдворению Кросби из состава команды.

Свято место пусто не бывает. Вместо Кросби к участию в группе был привлечён очень талантливый гитарист/клавишник Грэм Парсонс — ближайший друг Кита Ричардса из The Rolling Stones, который написал для него ряд великолепных вещей, вроде «Wild Horses». Под влиянием Парсонса музыканты окунулись в новую для себя стихию кантри-рока. Они были первой рок-группой, выступившей в Нэшвилле — столице музыки кантри, дали ряд других запоминающихся выступлений и даже записали совместный альбом. По прошествии времени стало понятным, что выход записанного The Byrds совместно с Парсонсом альбома «Sweetheart at the Rodeo» (1968), был также весьма знаковым. Ибо опус был признан первой долгоиграющей пластинкой кантри-рока! Но он был понят тогда не всеми, вызвал отчуждение части поклонников и упрёки в смене фолк-рок ориентации. Дошло до того, что под нажимом лейбла вокал Парсонса был даже стёрт с дорожек этой пластинки, а сам Грэм покинул группу! Не совсем справедливо, конечно, так как МакГинн неплохо сработался в то время с Парсонсом (Грэм умер в 1973 году – RIP!) и написал ряд отличных песен…

Однако вернёмся к исследуемому нами «Notorious Byrd Brothers», в создании которого приняли участие: Роджер МакГинн – вокал, гитара, синтезатор «Муг»; Дэвид Кросби спел на вокале, записал ритм-гитары а «Change is Now», «Tribal Gathering», «Dolphin's Smile», «Triad», «Goin' Back», «Draft Morning», «Bound to Fall» и «Universal Mind Decoder» и бас на «Old John Robertson»; Крис Хиллман – вокал, бас на всех треках, кроме «Old John Robertson», гитару на «Оld John Robertson» и мандолину на «Draft Morning»; Майкл Кларк – барабаны на «Artificial Energy», «Draft Morning», «Old John Robertson», «Tribal Gathering», «Dolphin's Smile» и «Universal Mind Decoder»; Джин Кларк – возможно записал бэк-вокал на «Goin' Back» и «Space Odyssey».

Для записи было также приглашено большое число сторонних музыкантов: Джеймс Бертон и Кларенс Вайт – гитары; Ред Родес – гитара; Пол Бивер – пианино, синтезатор «Муг»; Терри Троттер – пианино; Гэри Ашер – перкуссия, бэк-вокалирование, синтезатор «Муг»; Барри Голдберг – орган; Деннис МакКарти – селеста; Энн Стоктон – волынка; Ричард Хайд — тромбон и многие другие…

Неожиданные повороты в записи этого чудесного диска начинаются уже с бойкого заглавного трека «Artificial Energy». Её начальные такты переполнены идеями, поскольку мелодия наращивает интенсивность на басовых фигурах, словно поддразниваемых восточными мотивами. Музыкальная канва диска будет развиваться дальше не определённо, а вероятно в том или ином ключе. Поэтому дебютному опусу наследует в меру дерзкая «Goin' Back», переходящая в «Natural Harmony». Далее «Draft Morning» передаёт эстафету к «Wasn't Born to Follow», а та, в свою очередь, к «Get to You» и «Change Is Now». В них барабаны подчас разражаются битом, напоминающим игру дикарей на тамтамах. Гитарная тема нередко вьётся в свободном полёте, спускаясь к слушателям буквально на мгновение, чтобы украсить басовые партии язвительными укусами искажений и намеренных звуковых эффектов синтезатора «Муг», перкуссии и классических инструментов, вроде скрипок, тромбона, волынки и пр. «Old John Robertson» коротка, идёт менее двух минут, но весьма насыщенна музыкально. Далее настаёт черед «Tribal Gathering» и завершается пластинка не менее оригинально. Под занавес появляется реприза «Dolphin's Smile» («Улыбка Дельфина»), волшебно закрученная финальной спейс-роковой «Space Odyssey» («Космической Одиссеей»).

Тщательная работа была проведена и над иллюстрацией пластинки, где изображена каменная кладка стены какого-то здания, где в деревянных окошках вверху видны лица троих музыкантов, а в четвёртом окошке – голова лошади.

Любопытно, что уход Кросби особо не отразился на качестве «The Notorious Byrd Brothers» (1968), который принято считать едва ли не самым последовательным и гармоничным диском The Byrds. По моей версии, здесь взаимодействие внутренних и внешних пространств группы, достигло своего апогея. Словно аромат музыкальных психоделических благовоний окутывал гармонии фолк-рока и превращал их в дивные звуковые сады, овеянные спонтанными и уводящими в бесконечность джаз-роковыми импровизациями. Как писал биограф группы Джонни Роган в своей книге «The Byrds: Timeless Flight Revisted» (пока не изданной на русском), что можно перевести как «The Byrds: Пересмотренный Вневременной Полёт»: альбом «Notorious Byrd Brothers» «по праву считается шедевром во всех отношениях». В 2003 году альбом «Notorious Byrd Brothers» занял 171 место в рейтинге «500 Лучших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone. В довершение ко всему 1968-й стал для The Byrds знаковым не только в плане написания «Notorious Byrd Brothers» (который стал финальным (5 по счёту) альбомом, записанным формацией), но и годом, в котором они ударно завершили свою совместную концертную деятельность!

Есть версия, что после ухода основных участников классического состава к концу 1960-х The Byrds превратились в «вывеску», «под которой выходили сольные работы Роджера МакГинна. В 1969 году МакГинн, объединившись с Джином Кларком, под своим именем записал две песни для саундтрека к культовому фильму «Easy Rider» («Беспечный Ездок»). Одна из них, «Ballad Of Easy Rider», была позднее перезаписана новым составом The Byrds и дала название очередному альбому. В смысле коммерческого и творческого успеха возглавляемый МакГинном коллектив уступал не только The Flying Burrito Brothers (совместному проекту Хиллмана и Парсонса), но и супергруппе Crosby, Stills, Nash & Young (у истоков которой стояли Дэвид Кросби, Стивен Стиллз, Грэм Нэш и позже примкнувший к ним Нил Янг). В 1973 г. члены классического состава The Byrds в лице: МакГинна-Дж. Кларка-Д. Кросби-К. Хиллмана и М. Кларка предприняли попытку воссоединения, записав диск «Byrds» (1973). После чего The Byrds окончательно распались в этом же году, когда формацию покинул последний из её основателей и единственный постоянный член коллектива, игравший в ней с самого начала и до распада — Роджер МакГинн».

В дальнейшем не раз предпринимались попытки возродить The Byrds. Состав группы неоднократно менялся. Любопытно, что «узнаваемую всеми марку «The Byrds» музыканты могли использовать далее лишь при согласии всех пяти участников оригинального состава! Таково было их джентльменское устное соглашение при расставании». Однако (что неудивительно – авт.) оно не было впоследствии соблюдено! «Прощальным «реверансом» в сторону The Byrds стало участие (МакГинна, Хиллмана, Кросби и М. Кларка) в записи чудесной (с элементами джаз-рока) композиции «My New Woman» для дебютного сольника МакГинна в 1973 году. Ближе к концу 1970-х, в 1980-х и даже в 1990-х музыканты периодически объединяли усилия для совместных шоу. Выступая по очереди с сольной программой во время одного отделения, во время последнего отделения все трое совместно исполняли хиты The Byrds». Иногда бывшие члены The Byrds записывали достойные работы в софт-роковой стилистике.

Но почти всегда расклад портило то, что каждый из бывших членов группы старался по максимуму использовать раскрученный бренд «The Byrds» и извлечь из этого максимум личных выгод. В связи с чем, между музыкантами произошло немало судебных разбирательств и тяжб. Так получилось, что «в первозданном виде The Byrds смогли забыть разногласия и выступить совместно лишь на церемонии введения группы в Зал Славы Рок-Н-Ролла», почти перед самой смертью Джина Кларка в мае 1991 года (RIP!). Его кончина поставила финальную точку в щепетильном вопросе воссоздания The Byrds в первоначальном составе. После чего «МакГинн, Хиллман и Кросби продолжили заниматься своими сторонними и сольными проектами. Проект «The Byrds» бывшего барабанщика оригинального состава Майкла Кларка продолжал концертировать, несмотря на данное ранее Майклом обещание вывести из обращения название группы». В 1992 году формация умудрилась записать пластинку «Eight Miles High». Майкл Кларк умер в декабре 1993 года (RIP!), в связи с чем, его проект (по понятным причинам) закончился.

Но, как оказалось, на этом «история эрзацев и трибьютов The Byrds» не завершилась. «В 1994 году Скип Баттин и Терри Роджерс (которые не были участниками классического состава) возродили состав под вывеской «Byrds Celebration». Баттин, последний человек, имевший хоть какое-то отношение к первому периоду существования The Byrds, ушёл в 1997 году из-за проблем со здоровьем. Ему на смену пришёл Майкл Куртис, игравший уже в группе версии Джина Кларка... В 2002 году Дэвид Кросби выкупил торговую марку «The Byrds». Тем не менее, последние музыканты продолжали выступать вплоть до сегодняшнего дня в виде трибьюта - под названием «Younger Than Yesterday — A Tribute To The Byrds». В начале 2023 года ушёл из жизни Дэвид Кросби (RIP!) и так получается, что в живых из оригинального состава The Byrds остались лишь Крис Хиллман и Роджер МакГинн.

Подытожим. В разные временные периоды основной оригинальный состав The Byrds включал в себя: Джина Кларка — (1964—1966, 1967, 1972—1973, 1991); Роджера МакГинна — гитара, банджо, вокал (1964—1973, 1989—1991, 2000); Криса Хиллмана — бас-гитара, мандолина, вокал (1964—1968, 1972—1973, 1991); Дэвида Кросби — вокал, гитара (1964—1967,1972-1973, 1989—1991, 2000); Майкла Кларка — ударные (1964—1967, 1972—1973, 1991).

В проекте также принимали участие: Грэм Парсонс — вокал, гитара, электроорган (1968); Кевин Келли — ударные (1968); Кларенс Уайт — гитара, мандолина, вокал (1968—1973); Джин Парсонс — ударные, губная гармоника, банджо, гитара, вокал (1968—1972); Джон Йорк — бас-гитара, вокал (1968—1969); Скип Баттин — бас-гитара, вокал (1969—1973).

Несомненно, что «The Byrds» были весьма влиятельной группой с середины 1960-х до начала 1970-х. Изначально музыканты играли фолк-рок, где очень заметны влияния саунда, характерного для групп Британского вторжения начала-середины 1960-х годов и Боба Дилана. Позже «The Byrds» сумели расширить своё звучание, внеся немалый вклад в жанры психоделии, отчасти спейс-рока и показав высокий класс в кантри, введя в альбом «Sweetheart of the Rodeo» элементы рок-музыки. В 2004 году в рейтинге «50 величайших исполнителей всех времён по версии журнала Rolling Stone» группа заняла 45 место. Их «улётная» популярность и авторитет среди меломанов базируются не на пустом месте. Созданные ими звуковые полотна, до сих пор воспроизводят очаровательную атмосферу тех лет, а диски остаются предметом вожделения меломанов и украшением любой коллекции!

«Наша Версия» поздравляет с прошедшим 80-летием (он родился в июле 1942 года) Роджера МакГинна. Редакция желает музыканту здоровья и новых отличных песен!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.03.2023 12:51
Комментарии 0
Наверх