Версия // Власть // Хочешь набить карман потуже? Начни строить космодром!

Хочешь набить карман потуже? Начни строить космодром!

4175

Космодрын

Четыре триллиона рублей истратили впустую: сегодня на месте космодрома Свободный – развалины. фото: Саяпин Владимир/ТАСС
В разделе

Зачем нам было строить новый космодром – Восточный, – если наша страна и так лидирует по числу космических запусков, опережая и Америку, и Китай, и Европу? Для чего понадобилось строить Восточный всего в полусотне километров от другого нашего космодрома, Свободного, построенного всего два десятка лет назад? И почему всё постсоветское строительство космических стартовых площадок сопровождается скандалами и миллиардными хищениями средств?

Выходит, космодромы у нас строят не для того, чтобы покорять околоземное пространство, а чтобы пустить пыль в глаза и под это дело потуже набить свой карман?

Это, пожалуй, рекорд: 36 уголовных дел возбуждено в ходе строительства космодрома Восточный. За каких-то шесть лет. Двадцать уголовных дел до сих пор расследуются. Четверо руководителей угодили под стражу. Гендиректору одной строительной компании, Игорю Нестеренко, уже вынесли приговор – три года отсидки по статье за мошенничество. Похитил этот строитель чуть более 100 млн рублей. А сколько всего разворовано за шесть лет – сказать сложно. Известно лишь то, что фигуранты уголовных разбирательств на сегодняшний день добровольно возместили ущерб на сумму 800 млн рублей. Таким образом, строительство космодрома позволяет воровать миллиардами. Но сегодня власти страны хотя бы наказывают виновных – не в пример лихим 90-м.

«Аналог Байконура» за 2 миллиарда долларов

Невозможно внятно ответить на вопрос, для чего нашей стране понадобилось построить ещё один космодром в окрестностях городка Циолковский с 5-тысячным населением. Во всяком случае, ни один эксперт прямого ответа не дал. Рассуждения сводятся к тому, что чем больше в стране стартовых площадок, тем лучше, что американцы тоже строят космодромы, а значит, и нам надо. И никто уже не вспоминает, что строительство заброшенного Свободного, по словам первого начальника космодрома Александра Винидиктова, обошлось нашей казне по меньшей мере в 4 трлн «дореформенных» рублей (в ценах 1994 года). В тот год курс болтался между 1247 и 3512 рублями за доллар – выходит, потратить на строительство должны были никак не меньше 1,5–2 миллиардов долларов. А сколько потратили на самом деле? Этого, похоже, не знает даже генерал Винидиктов.

В конце 1992 года министр обороны Павел Грачёв рапортовал президенту Борису Ельцину: стране срочно нужен новый космодром – аналог Байконура. Казахстанская сторона дескать, шантажирует нас, задирает цены, и, рано или поздно, от использования Байконура нам придётся отказаться. Но если запуски космических аппаратов можно осуществлять, скажем, с Плесецка или с Капустина Яра, то как быть с пилотируемыми полётами, с ракетами тяжёлого класса? В общем, Борис Николаевич, нужно срочно построить аналог Байконура. И Ельцин, само собой, согласился. Далее в стране разразился политический кризис, и к вопросу строительства Свободного Ельцин с Грачёвым вернулись лишь весной 1994 года. Достоверно неведомо, чего там строители понастроили за два года, но 1 марта 1996 года объект «2-й государственный испытательный космодром Минобороны России» был сдан в эксплуатацию. А спустя год с космодрома осуществили первый старт. Причём Ельцину доложили: пилотируемый полёт со Свободного состоится не позднее 2000 года! Хотя, как показала дальнейшая практика, не то что о пилотируемых полётах – о выводе спутников на орбиту и речи быть не могло. В том же 1997-м худо-бедно удалось запустить американский спутник, в 2000-м – израильский, в 2001-м – шведский, а в 2006-м – ещё один израильский космический аппарат. А Ельцину докладывали: вот-вот стартует тяжёлая «Ангара», а там и пилотируемые полёты начнутся! Злые языки уверяют, что во всём виновато пресловутое «число зверя»: космический объект строила войсковая часть за номером 06660. Денег, по словам генерала Винидиктова, строителям постоянно не хватало, но они как-то выкручивались. «Даже воры в законе приезжали и предлагали помощь, – рассказывал Винидиктов. – Мол, у нас несколько приисков есть. И даже просили запустить их спутник». У воров деньги не взяли – по словам генерала Винидиктова, строители (это была бригада Железнодорожных войск под командованием Виктора Федины) «выкручивались: строили ещё где-то «налево», зарабатывали себе деньги». А государство якобы так и не выплатило оговорённые 4 трлн рублей. «Нам деньги так и не пришли», – резюмировал первый глава космодрома. Неудивительно, что его сменщик, полковник Владимир Тюрин, в 2004 году рапортовал о приостановке космических стартов, а в марте 2007 года губернатор Амурской области Леонид Коротков протолкнул решение закрыть космодром. До сих пор неизвестно, сколько денег было украдено во время строительства Свободного, кто украл эти деньги и почему расхитителей так и не наказали. Осенью 2007 года было решено бросить Свободный, а неподалёку построить ещё один космодром – Восточный. С которого – не поверите! – тоже можно будет осуществлять пилотируемые полёты. Вот увидите – уже в 2023 году полетят!

По теме

У американцев те же проблемы, что и у нас

Справедливости ради следует признать: за океаном в плане строительства космических стартовых площадок точно такой же бардак, как и у нас. Есть Мыс Канаверал – база ВВС во Флориде, эдакий «американский Байконур», откуда стартуют все пилотируемые полёты. Но есть ещё база Ванденберг в Калифорнии – её строили для выведения на орбиту пилотируемых космических кораблей, но максимум, на что она оказалась пригодной, – принять приземляющийся шаттл. Между тем в Америке продолжается строительство всё новых стартовых площадок, которые на поверку оказываются непригодными для эксплуатации. В конце 50-х на Маршалловых островах в Тихом океане американцы построили космодром и центр управления космическими полётами. Время от времени там испытывали баллистические ракеты, но серьёзные пуски никогда не проводили – вплоть до середины нулевых годов. В 2004 году космодром реконструировали, вбухав в строительство порядка миллиарда долларов. И что же? Из пяти стартов, осуществлённых с 2006 по 2009 год, первые три закончились неудачно. Четвёртый раз решили не рисковать и вместо настоящего спутника запустили макет. Который неожиданно для всех был успешно выведен на орбиту. Пятый старт тем не менее несколько раз переносили из-за различных поломок, но всё-таки успешно осуществили. Тем не менее программу свернули, признав нерентабельной. Неудачным было признано и строительство космодрома Кадьяк на Аляске: оказалось, что пригоден он лишь для запуска лёгких ракет, да только вот строили его не для этого. С Кадьяка должны были взлетать средние и тяжёлые ракеты в рамках программы «перспективного гиперзвукового оружия», однако первый же такой старт в августе позапрошлого года закончился неудачей.

Но самой масштабной аферой признано строительство стартовой площадки для шаттлов Уайт Сэндс. В проект вбухали более 10 млрд – это в середине 70-х, когда новый американский автомобиль ещё стоил порядка 2–3 тыс. долларов! Строительство велось с 1975 по 1979 год, и в нём помимо нескольких коммерческих фирм участвовали такие военно-промышленные гиганты, как, скажем, «Нортроп корпорейшн». Тем не менее воспользоваться объектом удалось лишь один-единственный раз – в марте 1982 года там приземлился космический шаттл «Колумбия». В период правления президента Рональда Рейгана правоохранители периодически то возбуждали, то закрывали уголовные дела, связанные со строительством, но так никого и не наказали, хотя лично Рейган пытался повесить всех собак на своего предшественника, Джимми Картера, якобы и организовавшего всю эту аферу. В общем, за океаном проблемы такие же, как и в России: проектировщики допускают ошибки в расчётах, подрядчики завышают сметы, а заказчики разворовывают государственные денежки.

Пока наша страна всё ещё лидирует в космической гонке

И всё же, стоит ли России строить новые космодромы, если, как уверяют некоторые эксперты, целесообразнее было бы перепрофилировать под новые задачи уже имеющиеся стартовые площадки – тот же Свободный, Плесецк, Капустин Яр или Ясный? Видимо, всё-таки стоит. Почти все наши стартовые площадки задействованы, что называется, на полную катушку: в позапрошлом году Россия осуществила 32 космических старта, в прошлом – 29. Сравните с американцами – те в позапрошлом году вывели на орбиту 23 объекта, а в прошлом – всего 19. Но вот с площадками, пригодными для осуществления пилотируемых полётов, у нас беда. Ни одному российскому космодрому такая задача пока не под силу. Каждый год мы выплачиваем Астане за аренду космодрома Байконур по сотне миллионов долларов (по последним данным, аренда подорожала до 115 млн, а платить её мы собрались до 2050 года). А ещё оплачиваем всю инфраструктуру (и космодрома, и города – в год это нам обходится примерно в 6 млрд рублей). Дешевле, конечно же, было бы построить российский аналог для осуществления пилотируемых полётов – довести до ума тот же Восточный.

Справка

В 2007 году в администрации тогдашнего дальневосточного полпреда Камиля Исхакова подсчитали, что для «доведения до ума» космодрома Свободный хватило бы 3–4 млрд долларов – после такой реконструкции с этого космодрома можно было бы осуществлять пилотируемые полёты. Тем не менее решено было строить Восточный. В итоге потратили на строительство более 400 млрд рублей (на первый и второй этапы строительства согласно правительственной смете на 2012 год – окончательные данные до сих пор не обнародованы), но для пилотируемых полётов Восточный тем не менее всё ещё не пригоден. На эти деньги можно было бы целых 60 лет арендовать Байконур!

По словам гендиректора НПП «Всероссийский НИИ электромеханики» Леонида Макриденко, при полной загрузке Восточного (20 пусков в год) космодром сможет зарабатывать на пусках до 30 млрд рублей в год. Таким образом, затраты не отобьются и за 10 лет. Но дело-то в том, что полной загрузки в ближайшее время не предвидится: в следующем году планируется всего четыре пуска, а в 2018-м – семь.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.05.2016 08:41
Комментарии 0
Наверх