В качестве генерального директора крупнейшего автопроизводителя в мире, Volkswagen Мартин Винтеркорн безусловно пользуется авторитетом, который выходит далеко за рамки штаб-квартиры компании, расположенной в немецком городе Вольфсбург.
В прошлом году, деловой журнал Forbes поместил Мартина Винтеркорна на 58-ю строчку списка самых влиятельных людей мира. Руководитель компании оказался впереди лидеров Мексики и Японии.
Но скандал с фальсификацией результатов экологических тестов, разгоревшийся в этом месяце в США, перечеркнул все достижения 68-летнего Винтеркорна и стал предвестником его падения.
Forbes ранее призвал европейских регуляторов не перегружать автомобильную промышленность чрезмерными целевыми показателями выбросов, сославшись на отсутствие времени для разработки новых технологий и экономический спад.
Гендиректор VW Мартин Винтеркорн извинился дважды за фальсификацию, даже записал видеообращение, в котором сказал, что "искренне сожалеет". Но этого оказалось недостаточно, чтобы спасти работу – спустя сутки Винтеркор был вынужден уйти в отставку.
"Фольксваген нуждается в том, чтобы начать новую страницу в своей славной истории, а потому управлять компанией должны новые люди, - сказал Мартин Винтеркор. – Своей отставкой я расчистил путь для этого нового старта".
Задачи лидерства
Мартин Винтеркорн возглавил Volkswagen в начале 2007 года, и этот год оказался для него очень непростым.
Скандал с подделкой результатов тестов дизельных двигателей в США, из-за которого он был вынужден уйти в отставку, прогремел всего через пять месяцев после того, как Мартин Винтеркорн справился с другой серьезной проблемой. Тогда, однако, дело касалось внутренней политики компании, а не проблем с регуляторами.
Напомним - по причинам, которые остаются неясными, тогдашний председатель наблюдательного совета концерна Volkswagen Фердинанд Пиех высказал критические замечания в отношении Винтеркорна в интервью журналу Der Spiegel.
Винтеркорна и Пиеха и раньше нельзя было назвать близкими союзниками, но до откровенных перепалок никогда не доходило. По неподтвержденным данным, яблоком раздора стали трудности фирмы на американском рынке – сейчас этот конфликт кажется пророческим.
Спор между двумя руководителями вызвал волнения в сложной управленческой структуре автомобильного гиганта.
Пиех был уверен в своей победе, поскольку является частью семьи Порше, которая контролирует почти 51% акций VW.
Но Вольфганг Порше, член наблюдательного совета VW и двоюродный брат господина Пиеха, сказал, что он высказал свое "личное мнение", не обсудив свои замечания с другими членами семьи.
В конце концов Пиех был вынужден уйти в отставку после того, как совет поддержал Винтеркорна, как и профсоюзные лидеры.
Карьера инженера
Перед тем как подняться к вершинам управления, Винтеркорн приобрел большой опыт в области машиностроения.
Мартин Винтеркорн много и упорно учился, как это делают многие немцы, и к 30 годам получил докторскую степень в области физики металлов. Вместе со степенью к нему пришла и его первая работа в концерне Bosch.
Винтеркорн перешел в VW в 1993 году. Карьеру в компании он начал в качестве главы группы обеспечения качества и быстро пошел в гору. Мартин Винтеркорн принимал активное участие в техническом развитии в VW и Audi и сыграл ключевую роль в принятии руководством решения о возрождении легендарного «Жука» (Beetle).
Подымаясь по карьерной лестнице к высшим руководящим должностям, Мартин Винтеркорн пообещал превратить VW в крупнейшую в мире автомобильную компанию, в то время когда Toyota и General Motors являлись главными претендентами на это звание.
В этом году Мартин Винтеркорн наконец выполнил это обещание - цифры за первое полугодие 2015 года показали, что VW опередил Toyota в глобальных продажах автомобилей.
Теперь эта победа начинает выглядеть пустой. Уже в самое ближайшее время VW наверняка лишится первого места, учитывая, что скандал с экологическими тестами, вероятно, нанес непоправимый ущерб репутации компании.