// // Введение прав для скутеров вызовет резкий рост аварий

Введение прав для скутеров вызовет резкий рост аварий

406

Докатились

2
В разделе

Во время тёплого сезона столичные сводки происшествий традиционно пестрят сообщениями об авариях с участием мотоциклистов. По неофициальной статистике, таких ДТП примерно 30% от общего количества зарегистрированных. Российские законодатели уже не первый год говорят о необходимости ужесточения требований к владельцам скутеров и мопедов – вплоть до введения для них отдельной категории водительских прав. И, вполне возможно, такая инициатива вскоре будет воплощена в жизнь. Однако, как выяснила «Наша Версия», подобные меры дадут обратный эффект – приведут к ещё большему росту трагедий на дорогах.

Роскошью для российской публики скутеры уже давно быть перестали – с каждым годом их количество на дорогах увеличивается едва ли не в геометрической прогрессии. Да и купить мопед сегодня можно даже в обычном супермаркете. Ассортимент огромный, а ценник не выглядит таким уж пугающим – бюджетные китайские модели можно приобрести за 20 тыс. рублей, а подержанный мопед в хорошем состоянии продают и вовсе в два раза дешевле. Ну и, пожалуй, главное преимущество такого вида транспорта – управлять скутером с объёмом двигателя до 50 кубических сантиметров можно уже с 16 лет. Для этого не нужно водительских прав, да и на учёт в ГИБДД его ставить нет необходимости.

Эксперты уверены: на Россию надвигается настоящий «бум» мопедов, что уже сейчас хорошо заметно, особенно в крупных городах со сложной транспортной ситуацией. Косвенным подтверждением тому является количество происшествий, которое медленно, но верно растёт. Так, по данным МВД, в 2008 году в России произошло 7800 аварий с участием скутеров, а в 2010 году в одной только Москве количество таких ДТП составило 1200. Притом, как говорят в ГИБДД, тинейджеры часто ездят по двое и без шлемов, поэтому число раненых в ДТП больше числа самих ДТП. Но это лишь официальная статистика. Многие пострадавшие, в особенности подростки, не имеющие при себе документов, предпочитают не связываться с сотрудниками ГИБДД и по возможности покидают место аварии, а в больницы обращаются уже самостоятельно. Дошло даже до того, что в июне Главное управление МВД России по Московской области обнародовало необычное обращение, попросив родителей по возможности не покупать своим детям в качестве подарков мопеды. Российские законодатели ещё весной вновь озаботились этой проблемой. До сих пор каждый субъект Федерации мог самостоятельно вводить права для владельцев маломощных мопедов, однако на практике подобная норма так нигде и не заработала. В 2010 году «Единая Россия» подготовила законопроект, который вводил некоторые новые категории прав, в том числе и М – для владельцев скутеров. Однако при рассмотрении документа в первом чтении этот пункт пропал. Вновь рассмотреть подобные поправки предложил этой весной депутат от «Справедливой России» Антон Беляков. По его мнению, необходимо не только ввести для владельцев скутеров обязательную сдачу экзамена на права, но и поднять минимальный возраст для его сдачи до 18 лет. Идею пообещали изучить, так что ко второму чтению категория М вновь может вернуться в законопроект.

Главная проблема, по словам экспертов, заключается в том, что вместо разрешённых для этой категории 50 километров в час. Как рассказал «Нашей Версии» профессиональный мотогонщик Анатолий, такую «переделку» сотрудник ГИБДД «на глазок» выявить просто не сможет. Как правило, установленные на скутерах двигатели даже не имеют никакой маркировки. Этим, кстати, охотно пользуются производители.

По теме

«Хитроумные китайские и некоторые японские производители даже базовые версии скутеров, для которых не нужны права, снабжают своего рода заглушками-ограничителями. Их достаточно просто убрать, после чего мопед, который по паспорту не должен разгоняться больше 50 километров в час, поедет 80 и даже 90 километров в час. Операция примитивная – открутить и закрутить два болта, притом в инструкции этот процесс, как правило, подробно описан», – говорит собеседник издания. По его словам, единственный способ выявить такое техническое нарушение – изъять скутер в присутствии двух понятых и направить его на экспертизу, которую в России проводит лишь одна организация – Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). И только с официальным заключением из этой структуры к владельцу скутера можно применять какие-либо штрафные санкции. «А теперь представьте, что сотрудник полиции ошибся в своих подозрениях. В этом случае оплачивать экспертизу и порчу мотора ему скорее всего придётся из собственного кармана. Ведь во время такой проверки двигатель полностью вскрывается и требует потом серьёзного ремонта. Полиция предпочитает не связываться с подобной волокитой. Ведь на дорогах есть куда более интересные клиенты», – добавляет Анатолий.

Если же производитель не предусмотрел возможность улучшения ходовых качеств скутера, эту процедуру можно произвести самому. «Сейчас очень много подержанной техники продаётся с рук, притом немалая её часть – «убитая», то есть списана в утиль предыдущими владельцами, которым просто неохота возиться с ремонтом. Такой аппарат можно купить за 2500 рублей и «довести до ума» примерно за такую же сумму. Ставится улучшенная поршневая группа, проводится несколько несложных операций с глушителем, коробкой передач, и на выходе получаем до 90 «кубиков», 10–11 «лошадок» и разгон до 110 километров в час. Вот на таких обычно подростки и разбиваются, хотя даже 50 километров в час вполне достаточно для печального исхода при аварии», – рассказал Анатолий «Нашей Версии». По его словам, это лишь самые простые действия, а если задаться целью, то даже из маломощного скутера можно сделать полноценный мотоцикл.

Однако некоторые эксперты уверены, что введение обязательного экзамена не решит проблему, а лишь усугубит её. По словам вице-председателя Движения автомобилистов России Леонида Ольшанского, количество аварий на дорогах, в том числе со смертельным исходом, лишь вырастет.

«Я против такой инициативы. В последнее время в наше автомобильное законодательство посыпались только репрессивные меры. Депутаты соревнуются, пытаясь первыми успеть внести те или иные поправки – тема ведь очень яркая с точки зрения пиара. Взлетели до заоблачных высот штрафы, по сути, отменили презумпцию невиновности на дорогах, теперь хотят ещё и ущемить скутеристов. Но ведь всё равно права они получать не будут», – сказал Ольшанский в интервью «Нашей Версии». По его словам, аварий и жертв на дорогах станет на порядок больше. «На скутерах ездят в основном подростки, и я уже со многими из них беседовал. Они прямо говорят: будем удирать – по тротуарам, газонам, пешеходным дорожкам и дворам. У некоторых даже маршруты уже есть отработанные, так что все эти нововведения закончатся лишь человеческими травмами и жертвами», – уверен эксперт.

Опубликовано:
Отредактировано: 02.07.2012 14:28
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх