// // Встряска экономики

Встряска экономики

372
Японская трагедия ударила по автопроизводителям далеко за пределами
Страны восходящего солнца
Фото: ИТАР-ТАСС
Японская трагедия ударила по автопроизводителям далеко за пределами Страны восходящего солнца Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Землетрясение в Японии, которое повредило одну из крупнейших АЭС страны – «Фукусима-1», уже приостановило так называемый атомный ренессанс – рассвет атомной энергетики во всём мире, который начался в 2000-х годах. Серьёзные потери несут не только ядерщики, но и вся мировая экономика. В Японии в результате катастрофы остановилось более 30% нефтеперерабатывающих мощностей. Теперь стране требуются дополнительные энергоносители, иначе дефицит энергии нанесёт удар и по отраслям, не затронутым напрямую землетрясением и цунами. А это в условиях глобализации повлечёт за собой остановку фабрик и заводов по всему миру. Масштаб потерь от природных катаклизмов оценивал корреспондент «Нашей Версии».

Ущерб от стихийного бедствия для экономики Японии может составить, по оценкам исследовательской фирмы Risk Management Solutions, 200–300 млрд долларов. Убытки других стран подсчитать пока никто не в состоянии, но уже сейчас очевидно, что они также будут исчисляться десятками миллиардов долларов. Это и потери от приостановления и отмены контрактов на строительство АЭС, и дополнительные расходы на ядерную безопасность и поиск альтернативных источников энергии, и траты на замещение приостановленных поставок из Японии. Последние просчитать вообще невозможно, поскольку речь идёт о самом широком спектре товаров – от автокомплектующих до овощей и фруктов.

Землетрясение и цунами, а также последовавшие за ними отключения электроэнергии нанесли удар не только по АЭС, но и практически по всем отраслям промышленности второй экономики в мире. Были остановлены предприятия Toyota (на всех 12 заводах), Honda и Nissan (4 завода), Suzuki (все заводы). Причиной стали нехватка электроэнергии, а также перебои с поставками автокомплектующих. Катастрофа, по-видимому, ускорит реализацию планов по переносу заводов автокомпаний в другие страны. До землетрясения Toyota планировала сократить производство в Японии на 5%, до 3,1 млн автомобилей, и увеличить выпуск машин в других странах на 6%, до 4,6 млн штук.

О возможных проблемах на производстве в связи с перебоем поставок комплектующих из Японии уже заявила и американская General Motors. Шведская Volvo сообщила, что запасов комплектующих, которые обычно поставляются из Японии, хватит лишь на неделю. В случае если поставки не будут возобновлены в самое ближайшее время, производство может серьёзно пострадать. Германский концерн Volkswagen признал возможность нехватки компонентов в среднесрочной перспективе.

Повлияет землетрясение в Японии и на мировой рынок электроники. В полупроводниковой отрасли на эту страну приходится примерно пятая часть мирового рынка. Так, Nokia заявила, что может нарушить график производства мобильных телефонов, и пытается для решения проблемы наладить поставку комплектующих из других стран Азии.

Разрушен один из заводов Panasonic, а все производители электроники, такие как Sony, Toshiba, Fujitsu, Canon, на время остановили свои заводы по просьбе правительства, которое заявило о необходимости экономить электроэнергию. А из-за разрушения инфраструктуры могут сократиться поставки модулей памяти DRAM и NAND (они используются в электронных мобильных устройствах, на Японию приходится около 40% производства этих модулей), микроконтроллеров, ЖК-панелей и т. д.

Американской Apple, которая закупает в Японии микросхемы флеш-памяти и сверхтонкие аккумуляторы, также предстоит в ближайшее время испытать трудности. По прогнозам исследовательской компании IHS iSupply, сокращение поставок комплектующих для электроники будет сказываться на ценах на неё до третьего квартала 2011 года. А многие производители намерены на некоторое время искать альтернативу в Южной Корее и на Тайване.

По теме

Близкие по масштабам к японской катастрофы, останавливающие производства, уже происходили. В особой зоне риска находится Мексиканский залив, в котором добывается около четверти нефти, потребляемой в США. Так, ураган «Катрина», который в 2005 году стёр с лица земли Новый Орлеан, остановил мощности по переработке примерно 2 млн баррелей нефти в день. Это означало, что прекратилось производство около 1 млн баррелей бензина в день, а это 10% потребности США. В стране тогда использовались стратегические запасы топлива (около 30 млн баррелей), однако некоторые нефтеперерабатывающие заводы не работали долгое время, что подняло стоимость нефти на мировом рынке. Также, по данным Американского института нефти, «Катрина» разрушила 58 нефтяных платформ и буровых установок в Мексиканском заливе. После урагана цена нефти достигла нового исторического максимума – 71,85 доллара за баррель. Ущерб от урагана «Катрина» составил 125 млрд долларов. Во Флориде стихийным бедствием были затронуты такие отрасли экономики, как торговля, туризм, строительство и сельское хозяйство, а в штатах Луизиана и Миссисипи пострадала энергетика.

В сентябре 2008 года около 10 нефтяных платформ в Мексиканском заливе и несколько крупных нефтепроводов разрушил ураган «Айк». Была прекращена работа 14 нефтеперерабатывающих предприятий совокупной мощностью 3,8 млн баррелей в день и 28 предприятий газовой отрасли мощностью 13,5 млрд кубометров в день. Тем не менее урон от «Айка» не стал столь катастрофическим, как предполагалось.

Не застрахована от бедствий и Европа. Стоит вспомнить экологическую катастрофу, которая произошла в Венгрии в октябре 2010 года. В результате взрыва на крупном алюминиевом заводе в 160 километрах от Будапешта была разрушена плотина, сдерживавшая резервуар с ядовитыми отходами. Произошла утечка приблизительно 1,1 млн кубометров токсичного красного шлама, а затопленными оказались территории трёх областей.

Стихия регулярно бьёт и по Австралии. Наводнения продолжались более двух месяцев, унесли жизни 36 человек и разрушили 19 тыс. километров дорог, а также привели к закрытию рудников, которые, в частности, обеспечивают порядка 80% добычи коксующегося угля в Австралии.

Наводнения, затопившие хлопковые поля в Австралии и Пакистане, также подняли цену на хлопок с начала 2011 года на 45%. По данным губернатора штата Квинсленд в Австралии, на который пришёлся основной удар стихии, его восстановление обойдётся в 6 млрд долларов и займёт около двух лет.

Ещё одна зона риска – Китай, который является крупным центром промышленности. По словам заместителя руководителя службы по борьбе с наводнениями и засухой Китая Шу Цинпэна, прямой ущерб от стихийных бедствий в Китае в 2010 году превысил 30 млрд долларов. В прошлом году традиционный для лета сезон дождей вызвал самые серьёзные наводнения за последние 10 лет. Пострадал урожай сельскохозяйственных культур на площади, превышающей 9,7 млн гектаров, был нанесён ущерб 140 млн жителям, потоками воды и селями уничтожено более 1 млн домов, число погибших превысило 2 тыс. человек. В этот раз ущерба промышленности удалось избежать, но риск остановки крупных производств в будущем существует.

Большую угрозу представляет река Янцзы – самая длинная и многоводная река Евразии, третья в мире по полноводности и по длине. В XX веке на обоих берегах Янцзы стали бурно развиваться промышленность и сельское хозяйство, и потому сейчас река находится в центре одного из самых густонаселённых и развитых регионов Китая. Там расположено 40% всех промышленных предприятий и живёт примерно треть всего населения КНР.

Андрей Бойков
Опубликовано:
Отредактировано: 28.03.2011 12:09
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх