Версия // Общество // Водителей заставят каяться, но за большие деньги

Водителей заставят каяться, но за большие деньги

1690

Штрафшное дело

Чистосердечное признание поможет снизить размер штрафа Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Способ, как разрядить обстановку на дорогах, изобрёл председатель Комитета Госдумы по делам молодёжи Павел Тараканов. Он предложил уменьшить штрафы для тех водителей, которые раскаялись за совершённое нарушение. В то же время рассматривается и другой пакет документов, предусматривающих ужесточение наказаний по некоторым статьям Административного кодекса. Но сначала о хорошем.

В статью 4.1 КоАП Тараканов желает внести поправки, согласно которым сотрудники ГИБДД смогут назначать минимальное наказание за нарушение правил. Но только в том случае, если водитель согласился с обвинениями. Дело в том, что за многие нарушения правил дорожного движения можно назначить различные наказания.

В некоторых случаях в зависимости от ситуации можно отделаться как штрафом, так и попасть под лишение прав. Например, за превышение установленной скорости движения более чем на 60 километров в час предусмотрен или штраф в размере 2–2,5 тыс. рублей, или лишение прав на срок от четырёх до шести месяцев. Теперь если водитель скажет, что он действительно превысил скорость и раскаивается в этом, то получит лишь штраф в 2 тыс. рублей. Правда, то же самое он должен будет сказать в суде, поскольку в данном случае дело всё равно направят туда.

Есть и более простые «вилки». Например, за превышение скорости на 40–60 километров в час водителю может быть назначен штраф в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей. И здесь размер наказания определяет сотрудник ДПС. Если водитель скажет: «Да, виноват, раскаиваюсь» – сотрудник ДПС, по идее, выпишет ему квитанцию на 1 тыс. рублей.

Автор законопроекта, в свою очередь, отмечает, что сейчас в подавляющем большинстве случаев, несмотря на то что соответствующие статьи Кодекса РФ об административных нарушениях предусматривают несколько вариантов наказания, гаишники, не утруждая себя разбором ситуации, принимают решение о назначении наказания, максимально допустимого статьёй.

Депутат называет свою инициативу ещё и антикоррупционной. Если поправки вступят в силу, от сотрудника ГИБДД уже не будет зависеть размер штрафа, а значит, не будет и повода для торга между водителем и инспектором ДПС.

По мнению экспертов, на дорогах после вступления законопроекта в силу будет меньше споров и спекуляций. Ведь сотрудник ГИБДД просто не будет иметь права решать, какую сумму штрафа выбрать. Также это повысит доверие граждан к милиции и улучшит атмосферу общения с сотрудниками ДПС. А признание вины и раскаяние нарушителя, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, должно считаться достаточным основанием для определения минимального наказания.

Учитывая тот факт, что депутаты Госдумы часто вносят изменения в КоАП, эта инициатива имеет шансы на успех. Тем более что в последнее время кодекс только ужесточался, а штрафы всё росли и росли. В последний раз ужесточение наказания водителей было узаконено в апреле 2009 года. Тогда выросли в несколько раз штрафы за нежелание уступить дорогу пешеходам, а также за стоянку на пешеходном переходе и перевозку детей до 12 лет без автокресел.

Правда, рассчитывать на снисхождение можно и сейчас, до вступления поправок в силу. Например, если за нарушение ПДД предусмотрен штраф или лишение прав, наказание будет зависеть от предыдущих «заслуг» водителя. Если он ранее не был уличён в грубых нарушениях ПДД и прилежно оплачивает все выписываемые ему квитанции, суд примет решение в пользу водителя и назначит минимальное наказание. Правда, водитель перед судьёй должен сознаться в том, что правила нарушил и раскаивается за содеянное. Рецидивистов же ждёт максимальное наказание.

По теме

Помимо «поправок раскаяния» есть и другие дружественные водителю предложения. Причём на этот раз они поступают от самих сотрудников ГИБДД.

Глава ГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов выступает за установку в автомобилях антирадаров, которые будут реагировать на камеры видеофиксации. На прошедшей недавно республиканской научно-практической конференции «Качество, эффективность, перспективы безопасности дорожного движения» он призвал казанских автомобилистов приобретать специальные приборы.

«Звуковой сигнал, учащающийся в салоне автомобиля по мере приближения к камере видеофиксации, способствует соблюдению водителями всех правил дорожного движения и в первую очередь скоростного режима, что значительно снижает возможность ДТП», – объясняет свою позицию Минниханов. Антирадары реагируют и на специальные муляжи камер, которые будут установлены в Татарстане дополнительно.

Интересно, что такая же схема действует во многих европейских странах. Например, в Финляндии камеры видеофиксации оснащены специальными метками, благодаря которым GPS-навигатор в автомобиле по мере приближения к камере предупреждает водителя о том, что впереди камера и необходимо выдерживать скоростной режим. Смысл такой модели работы в том, чтобы предупредить, а не зафиксировать нарушение, а значит, и ДТП. (Надо уточнить, что антирадары как таковые в Финляндии вне закона.)

Перейти на такой порядок регулирования дорожного движения призывал и президент Дмитрий Медведев, однако пока его призывы не услышаны. В новом административном регламенте для сотрудников ГИБДД, наоборот, узаконены засады на дорогах с целью выявления нарушения.

Наряду со смягчающими инициативами на прошлой неделе Госдума в первом чтении приняла новые поправки в КоАП, ещё более ужесточающие ответственность за нарушение ПДД. Новый пакет поправок направлен прежде всего на устранение пробелов и противоречий, возникших после внесения в КоАП норм, регулирующих ответственность при фиксации ПДД работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи.

В соответствии с документом ужесточается ответственность за управление транспортным средством без техосмотра. Также пятикратно – со 100 до 500 рублей – увеличивается штраф за езду на автомобиле «с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками».

Необходимость изменений была вызвана, по мнению экспертов, участившимися случаями намеренного искажения номерных знаков водителями, чтобы избежать идентификации автомобиля при видеофиксации нарушения, которое он совершил. На номера устанавливают специальные сеточки, затрудняющие прочтение номера под углом, или намеренно снимают краску с одного из символов на номере. Также теперь придётся чаще протирать номер от грязи зимой.

Теперь камеры могут «штрафовать» за выезд на встречную полосу. За это водитель должен будет заплатить штраф в размере 5 тыс. рублей, если нарушение зафиксировала камера.

Проектом закона уточняется и процедура возможного освобождения от ответственности владельца транспортного средства в том случае, если во время видеофиксации нарушения за рулём был не он. Если собственник предоставляет соответствующие доказательства при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении, он может быть признан невиновным. Сейчас споры о том, кто будет платить, решают собственник и водитель – доверенное лицо в личном порядке.

Законопроект также допускает возможность вынесения постановления по делу о нарушении правил дорожного движения в форме электронного документа.

Кроме всего этого ГИБДД предлагает ещё сильнее ужесточить ответственность за наиболее серьёзные нарушения правил. В ГИБДД считают, что требование пересдавать на права заставит очень многих водителей подумать, стоит ли нарушать правила дорожного движения.

Сегодня процедура возврата прав очень проста. По истечении срока лишения нарушителю, лишившемуся прав за пьянство, достаточно прийти в ГАИ, предъявить паспорт и медицинскую справку. После этого ему вернут права. Ещё проще вернуть удостоверение водителю, которого лишили прав за выезд на встречную полосу или за превышение скорости. В данном случае необходимо прийти в ГАИ с паспортом, без медицинской справки.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.11.2009 13:04
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх