Версия // Общество // В России возраст мужчин, уходящих на заслуженный отдых, уже превышает на семь лет продолжительность их жизни

В России возраст мужчин, уходящих на заслуженный отдых, уже превышает на семь лет продолжительность их жизни

1530

Пенсии для избранных

В разделе

Средний размер пенсий в России в последние годы стремительно уменьшается, причём не только в сравнении с ценами в магазинах, но и по отношению к средней зарплате. В советские времена по закону их размер составлял не менее 70% зарплаты, и эта норма неукоснительно соблюдалась. Даже по итогам 1991 года, когда инфляция была на пике, этот показатель равнялся 75%. К середине 90-х пенсии перестали успевать за ростом зарплат, а в 2004 году достигли отметки в 28%. По расчётам Пенсионного фонда РФ, к концу 2008 года эта цифра станет ещё ниже, составив лишь 22—25%.

Казалось бы, либеральная экономическая идеология торжествует: идёт постепенный отказ государства от социальных обязательств, в том числе и ползучая ликвидация пенсионного обеспечения. При такой тенденции через пару десятков лет пенсия превратится в такую же фикцию, какой сейчас является стипендия у студентов — она вроде бы есть, но так мала, что кажется, что её нет вовсе... Однако «либеральным фундаменталистам» из правительства и этого кажется мало: они уже второй год подряд настаивают на увеличении срока трудовой занятости людей — и это при том, что Россия и сейчас является чуть ли не единственной страной мира, где пенсионный возраст мужчин заметно ниже средней продолжительности здоровой жизни этих самых мужчин. В феврале прошлого года Михаил Зурабов говорил о поднятии «пенсионной планки» на восемь лет. А в августе этого года новый глава Пенсионного фонда Геннадий Батанов заявил, что в ближайшие время (предположительно с 2008 года) возраст ухода на заслуженный отдых будет ежегодно возрастать на 6—12 месяцев. Причина подобных планов заключается в том, что правительство собирается сделать в следующем году новый подарок крупному бизнесу, снизив вдвое единый социальный налог.

В царской России пособие по старости получали лишь немногие

Вообще пенсионное обеспечение в России появилось не так давно. Люди очень быстро привыкают к хорошему, поэтому сейчас даже самые фанатичные поклонники царской России не вспоминают, что до революции в нашей стране вообще не было общегосударственной системы обеспечения престарелых, даже для царских чиновников. Существовали лишь ведомственные «пенсионные кассы», да и они учреждались не спеша: в военно-сухопутном ведомстве — в 1858 году, морском — в 1871-м, министерстве юстиции — в 1885 году и т.д. В 1888 году издан царский указ о создании таких касс для служащих частных железных дорог, а в 1894 году — и на государственных дорогах. Пособие было невысоким (отчисления составляли 6% заработка), а правом на его получение пользовались лишь те, кто 15 лет проработал на одном предприятии и только после увольнения с работы. Даже мелкие госчиновники не могли надеяться на финансовую поддержку в старости: в 1885—1896 годах земские пенсионные кассы были основаны лишь в 13 губерниях...

Общегосударственное пенсионное обеспечение было введено в России лишь с 1928 года для рабочих отдельных отраслей промышленности, потом с началом первой пятилетки — распространено на всех рабочих, а к концу второй пятилетки — и на всех служащих (однако оно не затрагивало колхозников и других представителей негосударственного сектора). Лишь с принятием в 1964 году закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» сложилась единая система пенсионного обеспечения, охватывающая практически всех жителей СССР. С 1989 года минимальное пособие по старости составляло 70 рублей, максимальное — 132 рубля, причём у большинства пожилых людей был довольно большой стаж работы, так что получали они по 110—120 рублей ежемесячно.

Однако уже в 1990-е годы россияне, впервые в послереволюционной истории вновь столкнулись с тем, что одни предприятия перечисляют деньги в Пенсионный фонд, другие нет, третьи же имеют ещё и собственные частные пенсионные фонды (такие, например, как «Газпром»).

По теме

Единый социальный налог планируют сократить вдвое

Между тем рост экономики последних лет сам собой обеспечивал государству возможность для регулярных повышений пенсий. Однако рост отчислений в Пенсионный фонд как будто огорчал правительство: как только поступления начали расти «слишком быстро», через Госдуму был продавлен закон о снижении в 2002 году единого социального налога с 35,6% до среднего уровня в 26,9% фонда оплаты труда предприятий. В результате в 2004 году дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ составил 190 млрд. рублей, а в нынешнем году по прогнозу составит 291 млрд.

Но и ультрарыночники из правительства не останавливаются на достигнутом: Минэкономразвития во главе с Германом Грефом публично озвучивает планы сокращения единого социального налога уже не на четверть, а вдвое — до 14% фонда оплаты труда!

И это при том, что в таких странах, как Австрия, Германия, Греция, Италия, Нидерланды и Франция доля страховых взносов составляет 41—55% фонда оплаты труда. Вот такой подарок решено сделать крупному бизнесу (по сути, тем самым олигархам, с которыми будто бы ведётся борьба) — с мелких-то бизнесменов этот налог вовсе собрать не могут, так как они от него всячески уклоняются. Например, по данным Росстата, на июль 2005 года в экономике России занято 69,4 млн. человек, однако численность наёмных работников, с зарплат которых работодатели платят единый социальный налог, составляет, по данным Пенсионного фонда, 49,3 млн. человек. А получают трудовые пенсии 36,2 млн. человек.

К 2020 году, по прогнозу Пенсионного фонда, численность первых составит 45,75 млн., вторых — 39,53 млн. То есть, если сейчас на сотню наёмных работников приходится 73 пенсионера, то к 2020 году их станет 86. Именно из-за этого и заговорили о повышения пенсионного возраста...

В развитых странах пособие по старости составляет 65—75% от зарплаты

При ближайшем рассмотрении данной статистики сам собой напрашивается и совсем другой выход из тяжёлого положения со сбором доходов Пенсионного фонда: достаточно правительству увеличить численность наёмных работников до 54 млн. — и соотношение останется прежним: на уровне 73 пенсионеров на сотню работников. Если учесть, что сейчас правительство не может собрать налоги с 20 млн. работников, то задача поднять число облагаемых на 5 млн. кажется вполне реальной. Однако правительству проще переложить все проблемы на плечи и без того нищих пенсионеров.

Более того, правительство с 2002 года использует часть доходов от единого соцналога не на выплату пенсий, а на текущие нужды бюджета. Кстати, и до первого снижения единого соцналога доля расходов на социальное обеспечение в ВВП в России была вдвое-втрое ниже, чем в Европе и Америке. Так, в 2000 году в странах Западной Европы общие расходы на социальное обеспечение составляли 28,4% ВВП, из них на пенсии — 12,4%, медицинскую помощь — 6,5% ВВП. В России же и пять лет назад на соцобеспечение расходовалось лишь 10,2% ВВП, из них 6,1% — на пенсии и 3,2% — на медицину. Сейчас же эта доля снизилась ещё больше... Неудивительно, что в развитых странах пенсия составляет 65—75% от зарплаты, а в России — почти втрое меньше.

Но особенно вызывающе выглядят планы повышения пенсионного возраста на восемь лет (соответственно до 68 лет для мужчин и 63 лет для женщин) на фоне данных средней продолжительности жизни. В последнее время Всемирная организация здравоохранения учитывает не только обычные показатели продолжительности жизни, но и ввела новый индикатор — среднюю продолжительность здоровой жизни, вычисленную с учётом тех лет жизни, которые человек прожил в состоянии полного здоровья, учитывая таким образом не только возраст смерти человека, но и время наступления нетрудоспособности, вызванной болезнями. При сопоставлении продолжительности здоровой жизни российских мужчин с возрастом их выхода на пенсию оказывается, что практически во всех странах мира этот показатель выше пенсионного возраста и только в России — ниже на целых семь лет.

Пенсионный возраст и продолжительность жизни в странах мира

Возраст выхода на пенсию

Продолжительность здоровой жизни

мужчин

женщины

мужчины

женщины

Япония

70

70

72,3

77,7

Исландия

67

67

72,1

73,6

Швеция

65

65

71,9

74,8

Швейцария

65

63

71,1

75,3

Австралия

65

62,5

70,9

74,3

Италия

65

60

70,7

74,7

Израиль

65

60

70,5

72,3

Норвегия

67

67

70,4

73,6

Канада

65

65

70,1

74

Испания

65

65

69,9

75,3

Нидерланды

65

65

69,7

72,6

Германия

65

65

69,6

74

Новая Зеландия

65

65

69,5

72,2

Австрия

65

60

69,3

73,5

Франция

60

60

69,3

74,7

Греция

65

60

69,1

72,9

Великобритания

65

60

69,1

72,1

Бельгия

65

63

68,9

73,3

Финляндия

65

65

68,7

73,5

Дания

65

65

68

71,1

Ирландия

66

66

68,1

71,5

Кувейт

50

50

67,4

66,6

США

65

65

67,2

71,3

Португалия

65

65

66,7

71,7

Кипр

65

65

66,7

68,5

Корея

60

60

64,8

70,8

Китай

60

60

63,1

65,2

Малайзия

55

55

61,6

64,8

Саудовская Аравия

60

55

59,8

62,9

Эквадор

55

55

59,8

64,1

Таиланд

55

55

57,7

62,4

Индия

55

55

53,3

53,6

Россия

60

55

52,8

64,3

Источники: данные Всемирной организации здравоохранения о средней продолжительности здоровой жизни в странах мира в 2002 году (то есть о возрасте, до которого средний житель страны остаётся трудоспособен); доклады Управления социального обеспечения США о пенсионном обеспечении в странах мира в 2004—2005 годах.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.11.2016 12:20
Комментарии 0
Наверх