Версия // Культура // В России может закрыться до половины книжных магазинов

В России может закрыться до половины книжных магазинов

2588

По прочтении – сжечь!

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Эксперты из Института глобализации и социальных движений (ИГСО) прогнозируют в этом году настоящий коллапс нашего книжного рынка – закрытие от 30 до 45% книжных магазинов и киосков. Другие аналитики называют и совсем уж заоблачную цифру – 50%! Ожидается и существенное изменение вкусовых предпочтений россиян: эксперты высказывают предположение о весьма вероятном падении интереса потребителей к лёгкой литературе, беллетристике в пользу публицистики, классики, философских и полемических текстов. Что же произойдёт в это непростое время в некогда «самой читающей стране мира», анализировала корреспондент «Нашей Версии».

Подсчитано, что в среднем отечественный книголюб прочитывает две книги в месяц. При этом женщины читают больше мужчин, а наиболее активная аудитория – люди в возрасте от 30 до 50 лет. Сегодня с выбором чтива больших проблем нет: книжная отрасль отличается высокой степенью конкурентности, а потому здесь учитываются и возраст, и интересы, и финансовые возможности потребителей. Но в условиях экономических трудностей именно эта разносторонность выходит боком: многие магазины теряют покупателя, и товар остаётся невостребованным.

Любопытно, что проблемы стали возникать в первую очередь у больших торговых сетей, которые в последнее время активно развивались. Закрылись 3 из 17 точек популярной сети «Букбери». «На самом деле эти магазины заведомо были убыточны. Ведь изначально эта сеть открывалась не для непосредственного ведения бизнеса, а для раскрутки бренда, который потом планировалось продать, – рассказывает директор торгового дома книги «Москва» Марина Каменева. – Поэтому чистая экономика сети «Букбери» под большим вопросом».

А ведь все 2000-е годы книжный бизнес России рос как на дрожжах: по некоторым оценкам, его объём достиг 3 млрд. долларов. Это и неудивительно, ведь книжное дело – один из старейших секторов рыночной экономики. В начале 90-х предприимчивые граждане в первую очередь бросились торговать шмотками и продуктами, а во вторую – дефицитными в то время книгами. Спрос на них сразу после развала Союза был огромным, к тому же создание своего бизнеса в этой сфере практически не требовало вложений. В итоге за короткий срок в первой половине 90-х годов в России появились тысячи новых издательств. Многие существуют до сих пор, в частности лидеры рынка – «Эксмо» и «АСТ» – появились именно в эту эпоху. Сначала это были обычные книготорговые организации, но постепенно они стали заниматься изданием «от случая к случаю». Дело оказалось более выгодным – так торговые фирмы переросли в полноценные издательства.

Эксперты отмечают, что проблемы на книжном рынке начались ещё до начала финансового кризиса, года два назад. Казалось бы, имея столь долгую историю, книжный бизнес должен был стать образцом развития по рыночным рельсам. Однако, героически возникнув в разгар 90-х, российская издательская система замерла почти в неизменном виде. «Книжный рынок до сих пор ещё не сформирован до конца, он малоденежный, неструктурированный, с невысоким уровнем менеджмента и без отчётности по международным стандартам», – констатирует директор по маркетингу издательства «Альпина Бизнес Букс» Александр Лиманский.

Действительно, в России издательский бизнес – тайна за семью печатями. Если в Европе и Америке все цифры известны, вплоть до гонораров авторам, то у нас эта информация закрытая. Вплоть до сегодняшнего дня подавляющее число издательств – сравнительно небольшие, независимые, замкнутые и крайне непрозрачные организации. Практически ни одно из них не является составной частью крупной финансово-промышленной группы. Естественно, почти ничего не слышно о каких-либо публичных инвестициях в издательский бизнес.

По теме

Однако все свои проблемы участники рынка объясняют тем, что в России книги слишком дёшево стоят – гораздо дешевле, чем на Западе. По мнению издателей и торговцев, низкая конечная стоимость книги лишает их возможности развиваться. Впрочем, эксперты указывают стонущим издателям, что в Москве книга в твёрдом переплёте стоит 8–10 долларов – как, например, в Польше. В регионах, конечно, цены ниже, но именно столичный рынок приносит издателям и торговцам основные доходы: на Москву и Санкт-Петербург приходится 40–60% оборота книжного рынка.

Есть интересный иностранный опыт: в некоторых странах приняты фиксированные розничные цены на книги. Изначально цена уже указана на обложке: издатель продаёт товар со скидкой оптовикам, но конечный потребитель покупает книгу по той самой фиксированной цене. Но в России их установка представляется маловероятной. За их существование обычно борются сами издательства, которые у нас активно развивают собственную розницу. Поэтому сколько бы издательства ни сетовали на тяжёлую жизнь, свободные цены им выгодны.

Это неизбежно привело к снижению среднего тиража книг: сейчас средний показатель – около 6500 экземпляров, в то время как, скажем, в СССР показатели ниже 10 тыс. экземпляров являлись штучными.

При этом читательский спрос в последние годы только падал – этому способствовало активное развитие Интернета и телевидения. Совокупные тиражи уже сократились с 702 млн. экземпляров в 2003 году до 633 млн. в 2008-м. Если в советские годы было стыдно признаться, что ты не читаешь, то сейчас в этом нет ничего постыдного: современный человек зачастую слишком занят, чтобы проводить время с книгой. Или слишком необразован.

Не стоит забывать и о себестоимости. «В последние годы наблюдается рост всех составляющих: материалы, полиграфия, зарплаты сотрудников, транспорт, авторские гонорары, стоимость прав на зарубежные книги», – отмечает Александр Лиманский из «Альпина Бизнес Букс». Немаловажную роль играет рост курса евро, ведь именно в Европе покупаются большая часть типографских машин и значительная доля полиграфического сырья. Между тем доля импортных (то есть высококачественных) материалов, в частности высокосортной бумаги, постоянно растёт: читатель становится всё более взыскательным.

В общем, снижение рентабельности издательского бизнеса можно считать свершившимся фактом. Но многие игроки рынка считают, что кризис поможет разобраться с проблемами, возникшими уже давно. В принципе сокращение ассортимента началось уже осенью, а с января этого года уже начался рост цен – они повысились на 10%. Нынешний кризис сильно отличается от предыдущего. Тогда, в 1998 году, у книги почти не было конкурентов, а сейчас это и кино, и видео, и телевидение, и Интернет. Дорогие подарочные издания, на которых зарабатывали львиную долю доходов многие издательства, уступят место более дешёвой продукции. Это логично: во всех без исключения западных странах качественная, хорошо изданная книга – это всегда премиум-класс и массовым продуктом быть не может по определению. С другой стороны, кризис вымоет с рынка откровенный и низкокачественный китч, гламурную литературу и «чернуху». Вынужденные выбирать и экономить, читатели сами произведут селекцию, оставив право на существование лишь самым качественным проектам».

Другие эксперты с этим мнением согласны. Сокращения наименований и тиражей книг потребители в Москве и Питере скорее всего вообще не заметят, считают специалисты. Говорить о каком-то книжном голоде в той или иной жанровой нише не приходится. Перепроизводство книг не шло на пользу ни покупателям, ни издателям, ни книжным магазинам. «Возможно, в этом году и издатели и читатели станут возвращаться к проверенным, классическим авторам (и в том числе тем, кто стал таковым уже относительно недавно, в XX веке), несправедливо заброшенным в погоне за экспериментом, чем-то модным, но не всегда являющимся по содержанию настоящей литературой, – считает Марина Каменева. – Уже сейчас можно говорить о вкусовых изменениях, в частности об увеличении покупок в разделах философии, истории, юмора, путешествий и фантастики. Похоже, книги этих направлений помогают людям справиться со стрессом, неопределённостью. Книга – замечательное средство для повышения стрессоустойчивости, нужно только донести эту мысль до людей».

Что ж, спорить с этим бесполезно – с помощью книг людям хочется отключиться от проблем. Не случайно же большинство легендарных голливудских образов было создано именно во время кризисов. Кстати, Микки-Маус, придуманный Уолтом Диснеем во времена Великой депрессии 30-х годов, помог американцам пережить трудности и до сих пор остаётся едва ли не национальным героем.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.03.2009 13:44
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх