Версия // Власть // Цены на продукты взлетят: граждане оплатят кризис и поддержку отечественных производителей

Цены на продукты взлетят: граждане оплатят кризис и поддержку отечественных производителей

2000

Россия объявит голодовку

Темур Козаев
В разделе

По итогам прошедшего года, цены на продукты в российских магазинах повысились в среднем на 16,5%. Таковы официальные данные Росстата. Помимо традиционных причин, которые называются в оправдание тотальному подорожанию жизни, теперь появилась весомая и непреодолимая: мировой финансовый кризис. «Наша Версия» выяснила, насколько велико его реальное влияние и что на самом деле подталкивает вверх цены на продукты питания.

Важно отметить, что если кризис и оказал влияние на рост цен, то оно было минимальным. Тут можно отметить, по данным официальной статистики, рост цен по итогам 2008 года, к примеру, в странах Евросоюза составил всего 3,9%. И это несмотря на то, что в ЕС последствия финансового кризиса оказались куда более заметными, чем в России. У нас же одной из ключевых причин подорожания продуктов на самом деле явился целый ряд мер, предпринятых чиновниками для поддержки отечественных производителей и развития российского АПК, которое в итоге будет оплачено из карманов потребителей. Впрочем, теперь на подобные «мелочи» вряд ли будут обращать особое внимание, ведь кризис всё спишет.

Попробуем разобраться, что же на самом деле влияет на столь значительное подорожание продуктов в России. Ещё в начале декабря 2008 года большинство крупных отечественных ретейлеров объявили о грядущем сокращении ассортимента товаров. Предполагается, что в отдельных сетях данное сокращение будет доходить до 50%. По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ильи Белоновского, уменьшение ассортимента совершенно «нормальная реакция на происходящие процессы».

Примечательно, что, вводя данную меру, российский бизнес ещё и ссылается на зарубежный опыт. «Вы не найдёте больше трёх-пяти видов масла на полке дискаунтера в Европе, а у нас один магазин мог продавать до 30 видов. Считаю, что кризис оздоровит ситуацию с ассортиментом», – отметил Илья Белоновский.

Одной из первых о сокращении ассортимента товаров объявила X5 Retail Group (сети магазинов «Пятёрочка» и «Перекрёсток»). По мнению исполнительного директора компании Льва Хасиса, слишком большой ассортимент одной категории товаров не нужен покупателю, поскольку только запугивает его. Очевидно, ретейлеры убеждены, что российский потребитель куда меньше будет напуган, если обнаружит на прилавках магазинов меньше товаров по более высокой цене.

Зато столь значительное сокращение ассортимента, очевидно, поможет избавиться ретейлерам от «нелюбимых» поставщиков. Напомним, что весь прошлый год Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пыталась снизить давление ретейла на поставщиков продукции. Соответствующие нормы даже не раз вписывали в готовящийся законопроект о торговле. Однако по сей день вопрос о дискриминации поставщиков так и не решён. Теперь проблема может отпасть сама собой – ретейлеры продолжат сотрудничество только с наиболее лояльными поставщиками.

«Мы проводили соответствующие проверки и выяснили, что ещё в 2007 году наценка поставщиков составляла 7% и такой же процент наценки был у сетей. В 2008 году наценка поставщиков осталась прежней, а вот общая наценка выросла до 40%», – констатирует начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.

Примечателен ещё и тот факт, что большинство представителей крупного ретейла не устают жаловаться на отсутствие оборотных средств, которое возникло в связи с увеличением сроков возврата денег поставщиками товара. И это при том, что большинство представителей крупного бизнеса ещё в прошлом году получили государственную поддержку. Зато представители регионального ретейла не раз открыто заявляли о том, что кризис фактически не оказал сколько-нибудь существенного влияния на их деятельность.

«Некрупные региональные сети практически не ощутили кризиса. Так что слухи о его влиянии сильно преувеличены», – констатирует директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова.

Причина проста: проблемы с финансами возникли только у тех сетей, которые предполагали тратить достаточное количество средств на собственное развитие. «Ретейлу нужны дешёвые кредиты и дополнительные средства для расширения, открытия новых магазинов», – отмечает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков.

Таким образом, сокращение ассортимента и как следствие сокращение количества поставщиков, а также неизбежное при данной политике повышение цен позволяют крупному ретейлу решить сразу несколько проблем: избавиться от «навязчивых» предписаний антимонопольной службы в части, касающейся взаимодействия с поставщиками, а заодно и получить необходимые средства для дальнейшего развития сетей. И всё бы ничего – действительно, российскому ретейлу сегодня и правда недостаёт конкуренции, – только вот оплатить эту недостачу предполагается из карманов потребителей.

Впрочем, только лишь действия представителей крупного ретейла едва ли могли столь значительно повлиять на рост цен. Без вмешательства государства тут дело не обошлось. В конце прошлого года было принято сразу несколько ключевых решений, которые окажут наиболее значительное влияние на продолжающийся рост цен. Одно из них – повышение пошлин на импорт свинины и мяса птицы.

Согласно постановлению правительства с 1 января этого года ставка пошлины на ввоз свинины повышается до 75%, на ввоз куриного мяса – до 95%. Важно отметить, что речь идёт только о тех объёмах мяса, которые будут ввозиться сверх установленных правительством квот.

«Решение очень здравое, поскольку позволяет максимально сохранить имеющийся у российских производителей потенциал для постепенного увеличения собственного производства, но через создание нормального баланса спроса и предложения», – отмечает глава исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин.

Правда, с балансом спроса и предложения при такой ситуации, похоже, выйдет накладка. Отметим, что квоты применительно к мясу птицы в этом году были уменьшены с 1,252 млн. тонн до 952 тыс. тонн. Это решение весь прошлый год пытались пролоббировать отечественные птицеводы. Предполагается, что «недостающие» 300 тыс. тонн можно будет компенсировать за счёт полной загрузки отечественного производства, мощности которого на сегодняшний день работают только на 70%. Таким образом, крупный бизнес по производству курицы окажется фактическим монополистом в этом сегменте рынка.

Не лучше ситуация обстоит и со свининой. По подсчётам аналитиков рынка, ввоз свинины сверх квот может сократиться на 200 тыс. тонн. Это больно ударит по переработчикам и в итоге может отразиться на качестве производимой в стране колбасы. Вместо дешёвых импортных обрезков в фарш будут класть более дорогое мясо. Естественно, такая продукция подорожает.

По мнению аналитиков рынка, данные решения приведут как минимум к 15–20-процентному подорожанию мясной продукции. «Правительство уже не первый раз использует пошлины для поддержки российского бизнеса за счёт потребителей. Уверен, что российские производители мяса тоже поднимут цены, оставив лишь небольшой люфт, дабы иметь конкурентное преимущество», – констатирует Владислав Кочетков.

Грядут проблемы и на молочном рынке. Причина тому – вступивший в силу технический регламент на молоко и молочную продукцию, согласно которому называться молоком теперь может только продукт, изготовленный без каких-либо добавок. Это значит, что уже со дня на день в магазинах появится продукт под названием «молочный напиток».

На первый взгляд может показаться, что цены на такой напиток должны бы понизиться, однако на деле и здесь стоит ждать подорожания. Чтобы прояснить ситуацию, позволим себе немного углубиться в тонкости технологического процесса. Итак, согласно техрегламенту молоком отныне может называться продукт, выработанный из цельного молока.

«Проблема, однако, в том, что, к примеру, молоко 6-процентной жирности просто невозможно изготовить без добавления сухого молока», – поясняет директор по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк» Павел Исаев. Кроме того, по его словам, нередко сухое молоко добавляют и в детские молочные смеси, это необходимо для увеличения количества белка в продукте.

Эксперты также отмечают ярко выраженную сезонность производства молока в России: летом у производителей молока возникают излишки, которые высушиваются, дабы компенсировать недостаток продукции зимой. Соответственно летом значительная часть предприятий изготавливает молоко из цельного продукта, а зимой частично использует порошок. Если подходить к требованиям технического регламента буквально, выходит, что одни и те же бренды зимой следует называть молочным напитком, а летом – молоком. Аналитики рынка не исключают, что большинство производителей будут круглый год изготавливать из натурального молока так называемые премиальные бренды, что, естественно, отразится на цене. Только вот повышение цены, очевидно, будет куда более существенным, нежели это предполагает технологический процесс. Дело в том, что уже сейчас большинство производителей опасаются, что продукт под названием «молочный напиток» едва ли будет пользоваться спросом, а значит, он должен стоить дешевле.

«На самом деле это качественный продукт, который просто по технологии производства не может быть дешевле, чем молоко», – отмечает Павел Исаев. Таким образом, единственно возможная мера – повышение цен на молоко до того уровня, при котором будет достигнут идеальный баланс разницы розничной стоимости молока и молочного напитка.

Так что в этом году будет точно не проще, чем в прошлом. По прогнозам аналитиков ИК «Финам», уровень инфляции вряд ли снизится по сравнению с 2008 годом и составит минимум 12%.

Для примера, в первой половине прошлого года, по данным Росстата, инфляция составила 8,7%. Но для самых бедных слоёв населения, по подсчётам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), индекс потребительских цен вырос на 12,1%, в то время как для самых богатых рост индекса составил лишь 9,5%. Сильнее всего для бедных дорожали продукты питания: их инфляция составила 14,7%, в то время как в среднем показатель не превышал 11,4%. Объяснить это легко: в продуктовой корзине необеспеченных людей на макаронные изделия, хлеб и плодоовощную продукцию приходится более половины затрат. А цены на них за шесть месяцев 2008 года, по данным ИКСИ, выросли на 26%, 20,7% и 36% соответственно. Молоко за весь год подорожало на 25%. А вот непродовольственные товары прибавили лишь 8%. Среди них электробытовая техника подорожала на 10%, одежда – на 10%, а моющие средства – на 17,5%.

Пытаясь сдержать рост цен и инфляцию, российское правительство весной «замораживало» стоимость некоторых продуктов. Впрочем, это почти не имело результатов. «Повторилась ситуация 2006 года, когда происходили похожие «замораживания». Как потом признавались сами ретейлеры, они нагоняли упущенную выгоду на более дорогих продуктах, прибавляя по несколько рублей к их стоимости», – пояснил аналитик по ретейлу ИК «Финам» Максим Клягин. Ведь один рубль всегда заметнее в цене хлеба, чем, скажем, в цене дорогих йогуртов, консервов или овощей. Соки выросли в цене с 51 рубля за литр до 59. А на некоторые продукты питания цены в итоге правительственных стараний, кризиса и инфляционных ожиданий просто удвоились. К примеру, не очень популярный среди бедных слоёв населения салат «Айсберг» стал стоить 95,95 рубля за штуку вместо прежних 49,95.

В этом году всё будет гораздо хуже, и к этому надо быть готовыми. Ведь если два года назад реальные доходы россиян выросли на 10%, за прошлый год рост тоже был в пределах этой цифры, то в этом году, по довольно оптимистичным прогнозам аналитиков ИК «Финам», они прибавят только 2%. Более пессимистичные коллеги из ФК «Открытие» прогнозируют падение доходов на 10%. Очевидно, что за этим последует снижение спроса со стороны населения. То есть люди, собиравшиеся купить холодильник, дважды подумают, есть ли на него деньги сегодня. И тут реальность начинает преподносить урок всем книжным теориям. Ведь по книгам схема должна быть такой: доходы падают, снижается потребительский спрос, а значит, и цены в магазинах идут вниз. Но на практике будет по-другому.

Первыми взлетят цены на продуктовые и непродуктовые товары импортного производства. «Инфляция, конечно, будет влиять на рост цен, но в первую очередь по ним ударит именно девальвация рубля», – поясняет аналитик по ретейлу ИК «Универ» Ксения Поляк. К сожалению, в России на сегодня на импортные товары приходится гораздо большая часть рынка, чем на отечественные. Так, по данным Поляк, импортные товары занимают минимум половину потребительского рынка. По мнению Максима Клягина, эта доля ещё выше: она составляет около двух третей всех товаров в стране. Некоторые рынки и вовсе принадлежат зарубежному производителю. Так, в магазинах сложно найти импортные колбасные изделия, но при этом практически все они изготавливаются из импортного мяса даже сейчас, несмотря на все квоты и старания правительства. Доля отечественного производителя на рынке медикаментов, по данным аналитика по ретейлу ИК «Универ» Ксении Поляк, меньше 25%. А в трикотаже на внутреннее производство приходится лишь 20% всего рынка.

Исправить ситуацию быстро невозможно. И сравнивать её с кризисом 1998 года, когда рынок действительно опустел и предоставил все свои широты отечественному производителю, глупо. Уж слишком много проблем.

«Во-первых, 10 лет назад в стране было очень много свободных мощностей. Сейчас они все загружены под завязку. Во-вторых, для активного развития бизнеса требуются кредиты. А их сегодня не найти», – говорит главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко.

С ним согласен и Максим Клягин: «Издержки предприятий, работающих на старой технике, растут, а средств на обновление производства и желающих инвестировать в это сейчас нет. Новые кредиты недоступны, траты на обслуживание старых увеличиваются. При этом девальвация рубля, которая приводит к удорожанию комплектующих, и финансовая нестабильность делают сегодняшнюю ситуацию выгодной исключительно для экспортёров, но не для внутреннего производителя, работающего на внутренний рынок». Такие проблемы – верное обещание роста цен. «Импорт мяса в Россию составляет 36%, молока – 17%. Его сокращение может привести не к импортозамещению, а к недостатку предложения продуктов питания», – пессимистично заявила Поляк.

В итоге уже сегодня понятно, что держать цены на уровне начала года за счёт конкуренции между производителями не получится: таковой просто нет. Если что и осталось – это конкуренция между ретейлерами. Конечно, не все готовы отказаться от собственной выгоды. «В магазинах-дискаунтерах маржа составляет всего лишь 3–5%. И снижать им её просто некуда. Поэтому, если цены у производителей будут расти, они тут же будут вырастать в магазинах-дискаунтерах», – поясняет Клягин.

На некоторую задержку в росте цен можно рассчитывать только в так называемых магазинах у дома и супермаркетах. Маржа там выше, поэтому ретейлеры могут позволить себе долгосрочные программы скидок для поддержания лояльности. К примеру, сеть универсамов «Перекрёсток» ещё осенью заявила о том, что на 30% товаров в магазинах будут постоянные скидки. Некоторые ретейлеры смогут удерживать цены за счёт сокращения транспортных расходов. К примеру, у сети магазинов «Магнит» очень развита система поставок, и они имеют возможность поддерживать старые цены дольше остальных.

Непродовольственные товары лишь в процентном соотношении обычно дорожают медленнее, чем продуктовые. Но статистика – дело обманчивое: на кошельке такое удорожание заметнее. Ведь, если цена на хлеб увеличится на 1%, это может означать лишь пару десятков копеек прибавки. А когда на 1% дорожает телевизор, речь идёт уже о нескольких тысячах рублей.

На этом рынке желание ретейлеров остановить рост цен будет зависеть лишь от одного – интенсивности спроса. Так, люди могут отказаться от покупки понравившейся кофточки, если в ней нет большой необходимости. Это значит, что чем выше поднимется цена, тем больше снизится спрос. Получается, что производителям для собственного выживания нужно будет поддерживать трафик за счёт маржи и предлагать скидки или специальные программы. Рынок лекарств не таков: если медикаменты необходимы, от подобных трат не уйдёшь. Поэтому в этом году можно ожидать очередного серьёзного роста цен в аптеках.

Больше остальных, по прогнозам аналитиков, пострадают продавцы бытовой техники и электроники. Торговые компании не знают, чего ждать от этого года, насколько интенсивным будет спрос. Тем более что товары, купленные за иностранную валюту, с девальвацией рубля каждый день дорожают. «В текущих условиях импортёры предпочтут сокращать закупки или не делать их вообще до тех пор, пока не исчезнет неопределённость относительно курса национальной валюты. Мало возможности для пополнения ассортимента оставляет и труднодоступность и удорожание заёмных средств», – говорит Ксения Поляк. Это значит, что уже через несколько месяцев потребители могут столкнуться с сокращением ассортимента товаров или попросту с дефицитом.

В такой ситуации лучше не оставлять накопленные рубли на «чёрный день», а попытаться купить всё необходимое сегодня. «Возможно, многие производители сейчас будут проводить акции и распродажи, чтобы избавиться от стоков. Конечно, это устаревшие товары, но приобрести со скидкой удастся только их», – считает Максим Клягин.

Привычные продукты будут обходиться непривычно дорого
Фото: Сергей Тетерин
Привычные продукты будут обходиться непривычно дорого Фото: Сергей Тетерин

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.02.2009 12:44
Комментарии 0
Наверх