Версия // Общество // В 20-е – 30-е годы ХХ века военно-техническое сотрудничество Италии и СССР было на высоком уровне

В 20-е – 30-е годы ХХ века военно-техническое сотрудничество Италии и СССР было на высоком уровне

3436

История одного сближения

В 20-е – 30-е годы ХХ века военно-техническое сотрудничество Италии и СССР было на высоком уровне
В разделе

Во время Второй мировой войны Италия, руководимая Муссолини, входила в так называемый «Антикоминтерновский пакт», была союзницей фашисткой Германии, её части воевали против Красной Армии. Однако, мало кто знает, что с конца 20-х до середины 30-х годов военно-техническое сотрудничество фашисткой Италии Муссолини и Советским Союзом было весьма активным и плодотворным. В этой статье мы расскажем о причинах такого, на первый взгляд, противоречивого взаимодействия военных и промышленности двух стран.

Причины предвоенного внешнеполитического сближения Италии и СССР

Ситуация в Европе после Первой мировой войны была отнюдь не такой черно-белой, как трактовали учебники и исследовательские работы советской эпохи. В 1922 году в Италии пришел к власти Бенито Муссолини.

Основой государственной идеологии стал фашизм. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Немного забегая вперед, скажем, что, не смотря на то, что Италия присоседилась к «Антикоминтерновскому пакту» в 1937 году, идеология итальянского фашизма и немецкого нацизма (национал-социализма), различны. Немецкий нацизм – это идеология превосходства одной нации над другими, со всеми отвратительными последствиями. Итальянский фашизм был направлен, в первую очередь, на сплочение нации. На начальном этапе он преследовал цель возрождения блеска Римской империи, и другие народы, проживающие в стране – например, хорваты – не уничтожались. Их пытались сделать итальянцами. Слово «фашизм» происходит от итальянского «fascio» - лига и латинского «фасция» - пучок. В Древнем Риме фасциями называли пучок прутьев с воткнутым в него боевым топориком. Смысл всего этого был в том, что пучок невозможно сломать. Это стал фашистским символом единения нации в представлении Муссолини. Есть свидетельства возмущения итальянцев, когда их называли нацистами. «Нацизм отвратителен, мы фашисты», - говорили они. Автор далек от оправдания итальянского фашизма. Это отступление важно для понимания дальнейших событий.

В 20-х годах прошлого века в Европе бушевал кризис. Это был предвестник Великой депрессии 1929 года. Он поразил и страны-победители и еще больше Германию и её бывших союзников. Обстановка была сложной, и хотя Муссолини и приветствовал приход Гитлера к власти, но развивать особые отношения с гитлеровской Германией не спешил. Советский Союз резко сократил экономические связи с нацисткой Германией, ему требовался новый экономически развитый европейский партнер. Италия, в свою очередь, не радовалась возможной угрозе Австрии, региону Альто-Адидже и планам Италии на Балканах. Эти факторы и стали основными причинами резкого развития экономических связей СССР и Италии в начале 30-х годов. В первой половине своей политической карьеры Муссолини был осторожным лидером, пытающимся найти место Италии в Европе. Американский госсекретарь Стимсон писал о нем: «Муссолини был в те годы во внешней политике ответственным и полезным лидером, не более агрессивным в своем национализме, чем многие демократические государственные лидеры». Исследователь итальянского фашизма Л. Чева считает, что до 1934 года в стране не были разработаны планы большой войны, а в сентябре – октябре 1934 году из-за кризиса в германо-австрийских отношениях, на полном серьезе рассматривалась возможность присоединиться к Великобритании и Франции против Германии.

Был еще и дипломатический аспект сближения двух стран. В 20-х годах приоритетом для Италии стало развитие отношений со странами, бывшими частями Австро-Венгерской Империи (так называемая Дунайская и Балканская Европа), Турцией и Советской Россией. В 1924 году Италия признала СССР и заключила два соглашения с Королевством Югославия и Чехословакией. Если в отношении двух последних Италия явно хотела усилить своё влияние в бывшей Австро-Венгрии, то Советская Россия была нужна Муссолини как противовес влиянию Великобритании и Франции. Взаимный интерес выразился в том, что 2 сентября 1933 года был подписан советско-итальянский договор о дружбе, ненападении и нейтралитете. Еще раз напомним, что в Италии в те годы государственная идеология была фашизм.

Военные контакты двух стран

По теме

Началом военного сотрудничества между странами стал заход в 1924 году советского пограничного сторожевого корабля «Воровский» в порт Неаполь. Сторожевик совершал переход из Архангельска к новому месту службы во Владивосток. Ответный визит произошел через год. В 1925 году три итальянских эсминца «Pantera», «Leone» и «Tigre» («Пантера», «Лев» и «Тигр») посетили с дружественным визитом Ленинград и Кронштадт. В то же году два эсминца Черноморского флота «Незаможник» и «Петровский» зашли в итальянские порты. А в 1926 году по приглашению Советского Правительства в Черное море зашли 4 эсминца итальянского флота. В 1929 году черноморские эсминцы «Фрунзе» и «Незаможник» с визитами зашли в Неаполь и Мессину, а через год линейный корабль «Парижская Коммуна» и легкий крейсер «Профинтерн» во время межфлотского перехода из Балтийского в Чёрное море посетили Кальяри и Неаполь. О довоенных походах кораблей советского флота смотри статьи «Неизвестные походы. Двадцатые годы» «Неизвестные походы. Предвоенные годы». К этому списку нужно добавить поход крейсера «Червона Украина» и эсминцев «Незаможник» и «Шаумян» в Средиземное море с заходом в ряд иностранных портов, в том числе и Мессину. В общем, можно сказать, что контакты между двумя флотами были регулярными. Сотрудничество между странами укрепилось после спасения советским ледоколом «Красин» итальянской экспедиции генерала Нобиле на дирижабле «Италия», который потерпел крушение надо льдами Северного ледовитого океана. Все попытки европейских спасателей были безуспешны. Только технические возможности советского линейного ледокола позволили спасти членов экспедиции. После спасения генерала Нобиле в Италии ждал весьма прохладный прием, и его пригласили на работу в СССР для консультаций по проектированию советских дирижаблей. Такое приглашение было беспрецедентным для Советской России конца 20-х годов. После спасения итальянцев, в июне 1929 года генерал авиации и один из лидеров итальянской фашисткой партии Итало Бальбо привел в Одессу эскадру из 35 гидросамолетов Savoia-Marchetti S.55 с визитом благодарности. Гостей ждал радушный прием. Впоследствии, генерал напишет об этом полете книгу «От Рима до Одессы». В конце мая 1933 года две итальянские подводные лодки «Tricheco» и «Delfino» зашли в порт Батуми. Это был первый заход иностранных субмарин в советские порты.

Военно-техническое сотрудничество

Морская авиация. Первой ласточкой такого сотрудничества стало предложение в 1926 года от итальянской компании «Cantiere dell’Adriatico» о покупке проекта подводной лодки для советского флота. Тогда по каким-то причинам не сложилось, и первые советские субмарины типа «Декабрист» серия I были спроектированы и построены в СССР. Следующим, как сегодня говорят, совместным проектом, была закупка большой партии тяжелых гидросамолетов. В царской России и Советском Союзе была своя школа конструкторов небольших летающих лодок. Летающие лодки Григоровича и Шаврова заняли достойное место в истории отечественной гидроавиации. Но кроме них флоту были нужны дальние разведчики и бомбардировщики, а проектов таких машин в стране не было. Решили закупить два типа удачных самолетов - летающих лодок, которые в середине 20-х годов были распространены в мире и пользовались заслуженной популярностью. Выбор пал на немецкую летающую лодку Dornier Do-16 «Wal» (смотри статью «Легендарные самолеты. Немецкий «Кит» в советской Арктике») и на итальянский гидросамолет Savoia-Marchetti S.55 (о нем смотри статью «Тайна крушения гидросамолета Savoia-Marchetti S.55»). Немного забегая вперед, скажем, что закупка довольно большого количества этих машин позволила советским конструкторам Туполеву и Бериеву вплотную заняться разработкой отечественных летающих лодок большой дальности. По отработанному маршруту итальянские самолеты перегоняли в порты Черного моря.

По теме

Сотрудничество в области военного кораблестроения. Основное сотрудничество между Италией и СССР было в области строительства боевых кораблей. Всего за рассматриваемый период было осуществлено три проекта в интересах РККФ.

Турбины для крейсера «Киров» проекта 26. Начало процессу положил лично Сталин, поручивший в августе 1930 года Начальнику морских сил Р.А. Муклевичу отправить группу морских специалистов в Италию, для ознакомления с их морской техникой. В течение двух лет – 1930 и 1931 год – советские делегации несколько раз посетили итальянские верфи и КБ. В те годы начал проектироваться первый крейсер советской постройки. Дебаты между моряками и промышленностью шли бурные. Дело в том, что последними крейсерами, спроектированными в России перед Первой мировой войной были легкие крейсера типа «Светлана». На то время это были вполне современные корабли. Но для начала 30-х они безнадежно устарели. А самое главное, требования к крейсерам перешли на принципиально новый уровень, и с этим у нашей судостроительной промышленности возникли определенные сложности. Главной сложностью было создание турбин необходимой мощности. В апреле 1932 года было утверждено техническое задание на проектирование крейсера, а через несколько месяцев, в июле – августе, в Италии уже работала комиссия, которая пыталась «примерить» к отечественным требования итальянские проекты. Выбор был сделан в пользу легкого крейсера «Raimondo Montecuccoli». Наши представители даже вели переговоры о покупке одного из крейсеров этого проекта, но итальянцы были категорически против. В итоге сошлись на том, что в СССР продадут турбину для крейсеров данного типа, которую в Советском Союзе могут выпускать серийно. Итальянская фирма «Ансальдо» изготовила один турбину и передала комплект документации на её производство.

Пограничные сторожевые корабли «Киров» и «Дзержинский» проекта 19. После удачного завершения истории с покупкой турбины и документации к ней для «Кирова» итальянцам заказали разработку проекта и постройку двух пограничных сторожевых кораблей для Тихого океана. Заказ был выдан итальянской верфи Ансальдо в Генуе. Цели заказа были такие же, как и при покупке турбины для крейсера и заказа на проектирование и строительство лидера. Если кораблестроительная программа советского флота, пусть и в сокращенном варианте, но реализовывалась, то с программой по строительству пограничных сторожевых кораблей было совсем плохо. В строй входили только пограничные катера и переоборудованные из гражданских судов корабли. За все предвоенное время было построено только 4 ПСКР проекта 43 – переделанные в пограничные сторожевики базовые тральщики типа «Фугас» и заложен один вооруженный пограничный ледокол «Пурга» проекта 52. Правда, достроен он был только после войны. Нужны были реальные сторожевики, которые потом можно было бы взять как образец для строительства. Нельзя сказать, что получились корабли с выдающимися характеристиками, как «Ташкент», но это были вполне современные по тем временам боевые корабли. В 1934 году готовые сторожевики с итальянскими экипажами с названиями ПС-8 и ПС-26 без вооружения совершили переход из Генуи во Владивосток, где и были приняты советской стороной. Вооруженные и переименованные в «Киров» и «Дзержинский» они пополнили состав пограничных сторожевых кораблей в Тихом океане.

По теме

Лидер эсминцев «Ташкент» проекта 20И. Опыт итальянских корабелов оказался для наших моряков нужным и полезным, и было принято решение о продолжении сотрудничества в этой области. Последним проектом стал заказ на постройку лидера эскадренных миноносцев для Черноморского флота. В советском ВМФ были спроектированы и строились серийно лидеры эсминцев типа «Ленинград» проекта 1 и его развитие проекта 38. Кораблестроительные КБ работали над проектами лидеров следующего поколения. Для ознакомления с передовым опытом и было решено закупить один из лидеров иностранной постройки. По советскому техническому заданию итальянская компания «Odero Terni Orlando» из Ливорно спроектировала и построила лидер. Это был корабль с высокими характеристиками. Достаточно сказать, что его скорость была 43,5 узла – около 80 км/ч. Корабль обладал мощным артиллерийским и торпедным вооружением. Срок его готовности совпал с резким охлаждением советско-итальянских отношений (дрейф Италии к «Антикоминтерновскому пакту» между Германией и Японией), поэтому лидер перешел в Севастополь без вооружения. Первоначально, чтобы хоть как-то вооружить корабль, на нем установили три 130-мм орудия в одинарных установках. Впоследствии вооружение довели до штатного – три башни со спаренными 130-мм пушками. Корабль назвали «Ташкент». После постройки в Италии он был покрашен не в шаровый цвет, как это принято в советском ВМФ, а в смесь серого и голубого цветов. Это был единственный корабль советского флота в такой окраске. Черноморцы его прозвали «голубым крейсером»

Конец эпохи

У Муссолини был исторический шанс стать центром стабильной Европы. Западные историки считают, что Италия могла сыграть важную роль в создании европейской архитектуре безопасности, сдерживая гитлеровскую Германию. Возможно. Но время тогда не способствовало мирным планам. В 1935 году Италия начала войну в Эфиопии. К тому же Муссолини политически стал дрейфовать к «Антикоминтерновскому пакту». Италия присоединилась к нему в 1937 году. К этому надо добавит, что Италия была одной из стран, активно поддерживающих генерала Франко в гражданской войне в Испании. Все это привело к полному сворачиванию советско-итальянского военного и военно-технического сотрудничества.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.05.2024 12:00
Комментарии 0
Наверх