Версия // Общество // Неправильный выбор назначения судна привел к закрытию программ мирного атома на флоте

Неправильный выбор назначения судна привел к закрытию программ мирного атома на флоте

1325

Гражданские атомоходы. США, ФРГ и Япония

Неправильный выбор назначения судна привел к закрытию программ мирного атома на флоте
В разделе

Об использовании атома в мирных целях на планете люди задумались в 50-е годы ХХ века. Одной из сфер его применения могли стать гражданские суда с ядерной энергетической установкой – ЯЭУ. После того как в строй вошёл советский атомный ледокол «Ленин», ведущие страны Запада приняли решение активизировать свои аналогичные программы. Но, в отличие от СССР, три западных атомохода, несмотря на то, что технически задача была решена, проработали недолго. В этой статье мы расскажем, почему технически удачные корабли были переделаны в музей, или переоборудованы в обычные теплоходы.

NS «Savannah» – американский ответ

Инициатором строительства гражданского судна с ЯЭУ был Президент США Дуайт Эйзенхауэр. Гонка между СССР и США шла по всем направлениям. Конгресс США принял программу, название которой совпало с аналогичной советской программой – «Мирный атом». «Ленин» был спущен на воду в 1957 году, «Саванна» – в 1962 году. Назвали новый атомоход со смыслом. Дело в том, что первым пароходом, пересекшим Атлантический океан с помощью только паровой машины, был американский пароход «Саванна».

Американцы выбрали для атомного гражданского корабля другой тип. «Саванна» – это очень элегантный и красивый грузопассажирский атомоход. Это судно внешне чем-то похоже на яхту. Под стать внешнему виду и внутренняя отделка пассажирских помещений. Судно могло брать на борт 60 пассажиров в 30 двухместных каютах с индивидуальными ваннами (что для пассажирских судов того времени было редкостью). Общественные помещения судна состояли из ресторана на 100 мест, салона, который мог быть и кинотеатром, прогулочной веранды, бассейна и библиотеки. Атомоход мог брать на борт 8 500 тонн генерального груза. Водоизмещение судна составило 13 600 тонн, скорость хода – 24 уза (эксплуатационная – 21 узел). Дальность плавания «Саванны» составляла 300 000 морских миль (фантастические 555 600 км – это расстояние, почти равное 14 экваторам) на одной заправке при скорости 20 узлов.

Недостатком «Саванны» была её небольшая грузоподъёмность. При таком водоизмещении – это мало. В конечном итоге, именно небольшая грузоподъемность и сыграет решающую роль в прекращении её коммерческой эксплуатации. «Саванна» была приписана к порту Саванна, расположенному в штате Джорджия. Коммерческие рейсы «Саванны» началось в 1965 году.

По теме

Ещё одним недостатком атомохода являлся его обтекаемый корпус. Он был необходим для достижения большой скорости (сухогрузные теплоходы той эпохи имели скорость значительно меньше), но вот погрузка и разгрузка носового трюма доставляла немало хлопот докерам и занимала значительно больше времени, чем на обычных судах.

С другой стороны, «Саванну» построили для демонстрации возможности установки на гражданское судно ЯЭУ, поэтому о прибыли при эксплуатации никто особо не думал. Вероятно, самым правильным решением было бы поставить её на какую-нибудь дальнюю линию со 100% государственным субсидированием. Но этого не сделали, «Саванна» работала в режиме обычного грузопассажирского судна. Коммерческий успех «Саванны» был невозможен. Технически всё было сделано правильно: красивое судно, феноменальная дальность плавания, удобные каюты для пассажиров. Но, несмотря на государственные субсидии, судоходные и логистические компании не хотели иметь дело с атомоходом. В 1970 году эксплуатация «Саванны» завершилась. Она работала с 1965 по 1971 годы. За время работы к реактору не было серьезных вопросов, а вот отношение к судам с ЯЭУ в мире испортилось. «Саванну» не пустили не только в австралийские порты, но и в территориальные воды страны. Аналогичное решение приняли власти Новой Зеландии и Японии. В 1971 году с судна выгрузили ядерное топливо. Определенную роль в судьбе «Саванны» сыграли цены на нефть, и, соответственно, эксплуатационные расходы. В 1971 году эксплуатация её была экономически не выгодна – слишком высоки были расходы по содержанию ЯЭУ. Но когда, после экономического кризиса, в 1974 году цены на нефть существенно увеличились, эксплуатационные расходы «Саванны» оказались не больше, чем у обычного теплохода. Увы, с 1972 года атомоход был уже на приколе.

В 1981 году «Саванна» становится музеем в городе Монт-Плезант. В 1993 году выяснилось, что судну нужен ремонт в доке, а его посещаемость ниже, чем на других кораблях музея. Поэтому музей от «Саванны» отказался. Судно перевели в Балтимор на ремонт, после которого в 2006 году его перевели в Норфолк, где выгрузили ядерное топливо и провели дезактивацию судна. С 2008 года атомоход стоит у пирса №13 терминала Кантон, в Балтиморе, в штате Мэриленд на мемориальной стоянке. Предполагается, что реактор будет демонтирован с «Саванны» в 2031 году. Что при этом будет с самим судном, не уточняется.

«Otto Hahn» – немецкий вариант

Правительство ФРГ, оценив появление «Ленина» и «Саванны», анонсировало собственный проект гражданского судна с ядерной силовой установкой. Что интересно, проектирование силовой установки шло под руководством Эриха Багге – ученика Гейзенберга и активного участника ядерной программы фашисткой Германии. О некоторых аспектах этой программы смотри статью «Тайна острова Буяна».

Немцы предложили свой вариант типа судна с ЯЭУ – рудовоз (или, выражаясь современным языком, балкер) для работы на дальних трансатлантических линиях. Судно назвали в честь немецкого учёного радиохимика, нобелевского лауреата, открывшего ядерную изометрию – Отто Ганна. Практичные немцы объединили в своем атомоходе две функции: торгового и исследовательского судна. «Отто Ганн» был заложен в 1963 году на верфи в городе Киль. Водоизмещение судна было 25 800 тонн, длина 172 метра, скорость хода 17 узлов. Экипаж – 60 человек и 35 специалистов-ядерщиков. На одной заправке ядерного топлива «Отто Ганн» мог пройти 250 000 морских миль (463 000 км). Судно введено в эксплуатацию 1 октября 1968 года.

Первым капитаном «Отто Ганна» стал Генрих Леманн-Вилленброк – бывший командир немецкой подводной лодки U-96. Лотар-Гюнтер Буххайм написал о нем после войны книгу «Das Boot», по которой сняли одноименный фильм.

В 1972 году, после четырех лет работы, провели перезагрузку ЯЭУ. «Отто Ганн» честно прошел 250 000 морских миль. За это время было использовано 22 кг ядерного топлива. «Отто Ганн», в основном, работал на атлантических маршрутах, перевозя руду и сырьё для химической промышленности из Африки и Южной Америки в ФРГ.

По теме

В 1979 году «Отто Ганн» перестал быть атомоходом. Как и в случае с «Саванной», причиной стала нерентабельность судна. Кроме того, немаловажную роль сыграла и позиция властей Египта, которые запретили судну с ЯЭУ проход Суэцким каналом. Много времени и сил занимало лицензирование для захода в порты. Ядерный реактор и турбина были заменены на обычную дизельную установку. К этому году на ядерном топливе рудовоз прошел 650 000 морских миль (более 1 200 000 км), побывав в 33 портах 22 стран.

Получив обычную силовую установку, «Отто Ганн» повторил судьбу многих торговых судов – его переделывали, продавали и переименовывали. В 1983 году судно переоборудовали в контейнеровоз. В том же году «Otto Hahn» переименовали в «Norasia Susan». В 1985 году его еще раз переименовали в «Norasia Helga», а в 1989 году – в «Madre». Вероятно, смена названий была связана с продажами судна. По состоянию на 2007 год, с 1999 года, теперь уже теплоход, работал под флагом Либерии и под управлением греческой компании. В 2009 году бывший атомоход «Отто Ганн» был разрезан на металлолом.

«Mutsu» – ядерная трагикомедия

Последней страной, которая решила разместить ЯЭУ на гражданском судне, была Япония. Страна Восходящего солнца активно развивала мирный атом, и создание гражданского судна с ЯЭУ было логическим продолжением строительству атомных электростанций. Японцы решили, что их атомоход должен быть сухогрузом. Из всех построенных атомоходов «Муцу» был самым маленьким – его водоизмещение составляло 8 242 тонны, длина 130 метров, скорость хода 16,5 узлов (31 км/ч). Судно заложили на верфи в Токио в 1968 году. Ввод в эксплуатацию планировали на 1972 год, но возникли проблемы с радиационной безопасностью. Так как пуско-наладочные работы проходили не просто, учитывая настроение населения, физический пуск реактора было решено произвести в открытом океане на расстоянии 800 км от Японских островов.

1 сентября 1974 года экипаж разогнал реактор на 1,4% мощности. При этом обнаружилась незначительная недостаточность систем защиты реактора, из-за чего нейтроны и гамма-излучения вышли за пределы защитного контура. Разработчик реактора, американская компания «Вестингауз» оперативно внесла изменения в защиту реактора. Значительного радиационного загрязнения не произошло, никто из команды не получил серьезной дозы облучения. Но надо понимать, что дело происходило в стране, которая подверглась атомной бомбардировке. Проблема вышла на политический уровень.

В японской прессе «Муцу» назвали «плавучей Хиросимой». Когда судно возвращалось в порт Оминато, местные рыбаки перегородили вход в порт своими траулерами. Порт оказался заблокирован. Общественное мнение было на стороне обеспокоенных рыбаков. Переговоры длились 50 дней. Наконец, решение было найдено – «Муцу» разрешили кратковременный заход в Оминато, но постоянным пунктом базирования атомохода должна была стать военно-морская база Сасебо. Только на таких условиях «Муцу» 15 октября был разрешен заход в Оминато. В 1983 году порт приписки атомохода был изменен на Секинехама.

История с доработками продолжалась без малого 20 лет. К 1990 году японские инженеры объявили об окончании доработок и приведение судна в готовность к эксплуатации. За это время судно совершило несколько выходов в море. «Муцу» не принес ни одной йены прибыли, а расходы на доведение до рабочего состояния обошлись стране в сумму, эквивалентную 1,2 миллиарда долларов США. Завершилась эта эпопея в феврале 1991 года. Атомоход прошёл под ядерной энергией 82 000 км (51 000 морских миль). Критических замечаний не было. Но после этого тестового пробега в 1992 году «Муцу» вывели из эксплуатации, демонтировали ЯЭУ и установили обычный дизельный двигатель. «Муцу» перестроили в океанографическое научно-исследовательское судно и переименовали в «Мирай» (в переводе с японского «Будущее»). В этом качестве оно эксплуатируется до сих пор.

Заключение

Как показал успешный опыт Советского Союза и России и неудачный опыт остальных стран, главное в создание гражданских судов с ЯЭУ были не технические условия. С этим справились все четыре страны. Главное было определить, для чего нужен гражданский атомоход. В СССР и России правильно определили зону ответственности своих атомоходов – работа в Арктике. В остальных странах попробовали другие роли, но в них атомоходы по ряду причин оказались неконкурентноспособными по сравнению с судами с обычной энергетической установкой. Их западные создатели оказались не готовы к эксплуатации со 100% дотацией, что и привело к завершению проектов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.08.2022 15:56
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх